Записки Путешественника. Москва

Записки путешественника
Поездка в Москву родилась внезапно, а совместить помощь с удовольствием всегда приятно. В 9 утра на автомобиле под песни мы двинули в путь из Питера до Москвы и пожалели лишь о том, что не взяли гитару. А петь хотелось. Дорога, надо признать, на всём протяжении прекрасна. Наверное, потому, что платная. Вот уж, действительно, на чём в России можно наживаться — это на дорогах. Даже Батый до этого не додумался. Да, трасса хороша. Можно втопить по ней 150 и безостановочно мчаться, если бы не заправка. Но это ещё один пункт удовольствия: остановиться, подышать воздухом, машину заправить бензином, а себя кофе. Девять часов туда и девять обратно нужно осилить одним днём, и в четыре часа мы въезжали в первопрестольную. В Москве я бывал всегда проездом, мельком, как и в этот раз. Не помню, что бы что-то зацепило, но в этот раз я глядел в оба и сделал несколько наблюдений. Дороги. В Москве они выглядят футуристмчным нагромождением. Машины бесчисленны и везде. Дороги разноуровневые: виадуки, тоннели. Было непонятно, как перемещаться там пешим ходом. Без навигатора на дороге делать нечего, хотя и он иногда зависает. Заборы и всюду строительства и ремонт дорог, трасс. Встречная в начале архитектура выглядит поношенной и какой-то безвкусной. Бросились в глаза на крыше магазина, примыкающего к жилому дому, огромные вытяжки вентиляторов, похожие на шеи монстров, перемотанные тряпьём. Приветствующие знаки звучат красиво и пафосно. Во всём чувствуется древность города и его азиатские копни, о чём писал ещё Есенин. В дали виднелся,шпиль Останкино и чёрный блеск высоток Москва сити. Нагромождение стилей безсистемно.
Но вот, что действительно завораживает и трогает сердце — это сталинские высотки. Эта архитектура уникальна и великолепна, находит отклик в русском сердце. Кажется, — вот оно, русское царство, именно так должна выглядеть столица русского царства — величественно и пафосно и удивительно, что это произошло при грузине - правителе, который помог раскрыться в архитектуре широте зажатого русского духа. А дух начинается с мелочей. Не с мещанства. И, думалось, продержись власть большевиков ещё лет сто, и застройся вся Москва именно так — она бы по великолепию превзошла все столицы мира. А Петербург, этот господин во фраке или Аполлон без оного стал бы истинным женихом русской царицы Москвы. Но бытие определяет сознание. А сознание в свою очередь создаёт бытие. Посмотрим, какой путь себе выберет Москва в 21 век. Если Питер горд тем, что он аристократ из века 19, Москва из барышни крестьянки в 20 веке превратилась в царицу-труженицу, то что ждёт ее теперь при новых людях, новых москвичах? Если сравнивать этот город со сталицами древности, то Москва — это, конечно же не Рим, это Вавилон с его столпотворением и смешением языков и народов. И эти чёрные высотки выглядят по азиатски нелепо на фоне лениных, рабочих и колхозниц и даже Шаляпина.
Забрав книги из типографии, мы двинулись в девятичасовой путь на закат, подпевая любимым трэкам, делая остановки на заправках и наблюдая за диском наполняющейся Луны. И в час ночи нас встречала гладь канала Грибоедова.
2 октября 2025 года


Рецензии