Живопись, которая изменила мир
Что случилось? В Париже открылась небольшая независимая художественная выставка.
Это был финансовый провал, и туда пришло едва 3000 человек — но со временем эти художники стали известны как «импрессионисты»…
15 апреля. 1874 год. Париж.
На верхнем этаже студии фотографа Надара, в доме № 35 по бульвару Капуцинок, собрано для выставки около 170 произведений искусства.
Его организатором является «Анонимное общество художников-художников, скульпторов, гравёров и т. д.».
Некоторые из художников, чьи работы демонстрируются, возможно, вам знакомы: Эдгар Дега, Камиль Писсарро, Берта Моризо (единственная женщина-художница), Альфред Сислей, Пьер Огюст Ренуар, Поль Сезанн и Клод Моне.
Другие менее известны, например Закари Аструк, Станислас Лепин, Анри Руар, Джузеппе Де Ниттис или Эмильен Мюло-Дюриваж.
Всего в нем приняли участие тридцать художников, не только живописцы, но и скульпторы, офортисты и поэты, отсюда и название их группы.
Что объединяло их гораздо больше, чем их «стиль», так это желание изменить французское искусство.
Ядро их группы во главе с Эдуардом Мане обычно собиралось в кафе шоколада «Анжелина», где возникла замечательная идея: вместо того, чтобы искать одобрения со стороны истеблишмента, они устроят собственную выставку. Несомненно, шоколад развивает творческую интуицию и приводит к успеху!
Видите ли, Парижский Салон был именно тем местом, где был почти весь мировой бомонт.
Это была ежегодная выставка, организованная Академией изящных искусств, ставшая самым престижным событием в мире европейского искусства.
Поэтому независимая выставка представляла собой откровенный бунт.
Если вы хотели стать успешным художником во Франции и других странах, художники должны были одобрены жюри и им представлялось право выставлять свои работы на Салоне.
Ежегодно туда приезжали сотни тысяч людей, а также богатые меценаты и коллекционеры произведений искусства.
Здесь рождались звезды.
Некоторых участников группы принимали на Салон и раньше, но без особого успеха.
Поэтому они сформировали общество, названное просто «Анонимное общество артистов», и объединили свои ресурсы для аренды помещения и оплаты других сопутствующих расходов, включая печать каталогов.
Эдуард Мане, хотя и был чем-то вроде лидера группы, отказался участвовать в выставке.
Почему? По его словам, «Салон – это настоящее поле борьбы. В нашей же выставке мы должны соревноваться только с собой ».
Мане не верил, что небольшая бунтующая выставка изменит ситуацию.
Даже без Мане выставка состоялась, и именно эта первая выставка дала группе название.
Одного из критиков, присутствовавших на нем, звали Луи Леруа, писатель сатирического журнала Le Charivari.
Его рецензия называлась «Выставка импрессионистов».
Лерой пародировал и истеричную реакцию консерваторов, и нелепое искусство этих выскочек.
Он называл их «импрессионистами» в насмешку над их стилем, отчасти основываясь на названии картины Моне «Впечатление, восход солнца».
Однако, сам того не желая, Лерой вошел в историю.
Так что термин «импрессионизм» странный — они не сами его выбрали (хотя и приняли), и он дает обманчивое ощущение единства.
Как позже сказал Моне: «Я до сих пор очень сожалею, что назвал группу, в большинстве которой не было ничего импрессионистского».
Тем не менее, они стали импрессионистами, и импрессионизм — это то, как называлось и всегда будет называться их искусство.
И именно 15 апреля 1874 года все началось.
Многие из выставленных произведений искусства представляли собой пейзажи таких авторов, как Писсарро, Бюро, Сислея и Гийомена.
Некоторые из картин Моне, представленных на выставке 1874 года, менее известны, чем его более поздние работы, изображающие Венецию и Лондон, «Стога сена и водяные лилии».
Но они не менее чудесны — его знаменитый талант улавливать свет, деликатность, простое наслаждение проявился в этих картинах в полной мере.
Но сейчас эти картины не выглядят революционными.
Потому что в последующие десятилетия искусство быстро развивалось и писались более странные вещи.
Такие художники, как Дали, Пикассо, Поллок или Малевич, кажутся нам более радикальными — импрессионизм, по сравнению с ними, кажется довольно очаровательным.
Но если вы сравните первую выставку импрессионистов с тем, что было показано в Парижском Салоне, вы без необходимости объяснения поймете, почему их искусство считалось радикальным.
Рассмотрим гладко законченные, «реалистичные» картины Академии.
И сравните это со смелыми мазками, размытыми линиями и простыми сюжетами этих «импрессионистов».
Вы можете понять, почему что-то вроде «Современной Олимпии» Сезанна вызвало настоящий переполох (Лерой выбрал ее, чтобы закончить свою статью), и почему люди назвали ее незавершенной.
Итак... как прошла выставка?
Менее 4000 человек посетили это месячное шоу, многие из них высмеивали его — Салон того года принял полмиллиона посетителей.
Билетов было продано недостаточно, и из-за долгов Анонимное общество артистов было закрыто.
Тем не менее, они попытались еще раз, проведя еще семь выставок в течение следующих двенадцати лет, последняя из которых состоялась в 1886 году.
И в конце концов ситуация начала меняться.
Короче говоря, к 1920-м годам Клод Моне считался величайшим из ныне живущих художников Франции.
Не только Моне, конечно: такие имена, как Ренуар и Сезанн, — равные легенды искусства, считающиеся революционерами, которые изменили все, чье влияние не поддается измерению и чье искусство любимо во всем мире.
«Игроки в карты» Сезанна проданы за 250 миллионов долларов в 2011 году.
Мог ли кто-нибудь из этих «анонимных художников» знать, насколько успешными они будут?
Когда выставка началась, они с оптимизмом смотрели на свой бунт, но когда она закрылась в мае, они, конечно, были разочарованы.
И все же каким-то образом... восстание увенчалось успехом.
Та же история со многими художниками, писателями, учебными и мыслителями, которые столкнулись с ужасной неудачей, но со временем изменили мир.
И это, по сути, история так называемых импрессионистов — история, которая началась 150 лет назад в этот самый день.
P. S. Тоже самое сейчас происходит в мире с с моим шоколадом в России, который улучшает здоровье. Так как люди привыкли воспринимать шоколад как сладкий десерт. Ученые из Университета Кембриджа в течении 10 лет создавали шоколад под названием Esthechoc, обладающего омолаживающим эффектом. На его разработку было затрачено более ;47.000.000.
Свидетельство о публикации №225100400665