О добродетели и добрых делах

                Вряд ли найдется человек, который не слышал этого слова. А вот, что оно означает знает далеко не каждый. За более чем тридцатилетний богословский опыт я не встречал ни одного внятного определения на этот счет, пока не познакомился с одним малоизвестным трудом Максима Исповедника. Молчит об этом и наша церковь, и ее наука. А ведь добродетель – краеугольный камень спасения. Незнание или неверное понимание ее делает напрасными все труды благочестия и сводит на нет православную жизнь. Каждый день с амвона отцы вещают о добродетели и призывают паству следовать ей ради Христа. Однако, сколько я не пытался выяснить у нашего духовенства, что это такое, так внятного ответа и не услышал. Следовательно, одни учат тому, чего сами не знают, а другие слушают и думают, что все поняли.
                Посмотрим, что говорит о добродетели светская наука. Не обремененный интеллектом интернет дает такое определение: «Добродетель –философский и религиозно-этический термин, обозначающий положительное нравственное свойство характера определённого человека, определяемое его волей и поступками; постоянное деятельное направление воли к исполнению нравственного закона (заповедей)». Как всегда, – набор бессмысленных слов и противоречий. Говоря проще, авторы этой мудрености понимают добродетель не как родовое свойство, присущее человеческой природе, а как  результат позитивных действий  конкретной личности. Другими словами, добродетель – это не для каждого, и не у каждого. 
                Непонимание сути добродетели превращает любое богопознание в сизифов труд, лишенным благодати свыше. Многие, считающие себя верующими думают, что, живя в благочестии, соблюдая заповеди и нормы  церковной дисциплины, они идут путем Христовым и посему не сомневаются в своем спасении. На самом деле, они совершают иудейское служение, поскольку так и не поняли или не узнали, что такое добродетель, а значит уклонились от правого пути. Нам важно выяснить природу этого дара Божьего, чтобы правильно оценивать себя в мире и мир в себе.
                В общепринятом смысле добродетель – это добрые дела, совершаемые христианином, во исполнение заповедей Христовых ради спасения души. Говоря проще, быть добродетельным, значит делать добро. Такое понимание и есть иудейское служение и протестантизм в православии. Как известно, добродетель противопоставляется пороку. Поэтому, чтобы разобраться в ее природе, необходимо вспомнить, что такое зло и грех.                В беседах «О падении Люцифера и ангелов» и «О первородном грехе» я подробно разбирал эти понятия, а сейчас лишь кратко напомню о них.
                Зло – корень и основа греха. Оно впервые возникло в Люцифере как порча его божественной природы, вследствие ослабления внимания к Богу. Это привело к превращению Первого Ангела Света в дьявола, в котором зло полностью поглотило все божественное и светлое. Соблазнив Ему и Адама, сатана впрыснул зло, как яд, в неповрежденную природу Адама. Укрепившись, зло стало передаваться по наследству и порождать в человеке многочисленные грехи. Хочу особо подчеркнуть! не грехи стали передаваться по наследству, а их семя, то есть зло. Именно поэтому каждый человек является носителем зла, а значит небезгрешен.
                Грех – это поступок мыслью или делом, противоречащий воле Божьей и совращающий с  пути Христова. Грехи бывают укоризненные, то есть совершаемые намеренно под влиянием страстей, и неукоризненные – возникшие вследствие первородного греха. Они не зависят от воли человека и лишь отражают немощь нашей природы: голод, жада, сон, усталость, болезни и так далее. За первые – человек повинен суду, а за вторые – нет, ибо они не зависят от свободного произволения. Роль страстей в онтологии греха – это отдельная непростая тема, поэтому мы ее касаться не будем, а перейдем к добродетели.
                Выше я сказал, что добрые дела и добродетель совершенно разные понятия, а теперь настало время выяснить почему. Любое дело является производным от воли и желания, которые есть продукт человеческого разума. В зависимости от нравственного состояния, эти желания и поступки могут быть злыми или добрыми, то есть направленными на удовлетворение страстей или воздержание от них. Между двумя этими крайностями и протекает духовная жизнь. И доброе, и злое находятся в сфере нашей власти как результат проявления воли. Следовательно, и за то, и за другое мы несем ответственность – за добро награждаемся, а за порок осуждаемся. Все что находится в области свободы принадлежит человеку и только от него зависит. Поэтому Суд Божий касается только этой стороны духовной жизни. Таким образом, любое дело – порождение человека, которое от Бога не зависит.            
                В связи с этим необходимо сказать несколько слов о протестантизме.  Когда протестанты учат, что добрые дела следуют из веры во Иисуса, они переворачивают природу добра и зла с ног на голову, поскольку дела – добрые или злые не вытекают из веры, а из произволения, то есть из человеческой природы. Соответственно, они могут добрыми или злыми по свободному выбору. В оправдании своей ереси протестанты ссылаются на слова апостола Иакова: «Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе. Но скажет кто-нибудь: "ты имеешь веру, а я имею дела": покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих; » (Иак.2:17-18).
                Другими словами, последователи Лютера учат, что только то дело можно считать добрым, которое вытекает из веры  во Иисуса. Они не понимают, что при таком подходе ни одного добра в Ветхозаветной истории не могло быть, по определению, ибо мир Христа еще не знал, а значит и веры в Него не было. Понимая это,  Лютер покромсал Священное Писание, чтобы выбросить из него все опасное для своей ереси. Протестантские богословы не поняли главного, чем сами себя и высекли. Правильная вера – сама по себе есть высшее и законченное  добро, которое никакого подтверждения делами не требует, поскольку итог веры – обожение, в котором всякая человеческая деятельность прекращается соединением со Христом.
                Мы должны понимать,  что вера – это не усилие разума в исповедовании Христа, а часть образа Божия, заложенного в каждом от рождения. Ее пробуждение в сердце зависит лишь от желания последовать божественным заповедям. Не каждый исповедующий Христа и любовь к Нему – уже верующий, поскольку плодом веры является покаяние и прочное намерение не только исповедовать Сына Божьего, но и следовать Его путем, то есть с крестом скорбей на Голгофу. И вот тут протестанты встают как вкопанные и дальше не идут. Им и так все ясно: достаточно верить, а все остальное – производное и второстепенное. Из такой ложной веры могут рождаться только лживые дела, а не добро, ибо худое дерево доброго плода не приносит. Однако и в Православии можно наблюдать подобный подход, когда доброделание в виде милостыни, помощи больным, нуждающимся, благотворительности и тому подобное, считаются проявлением веры. Общее заблуждение тех и других заключается в том, что любое дело совершаются по воле человека, и имеет своей причиной лжеименный разум, то есть удалено от Бога. Поэтому святитель Игнатий Брянчанинов и учил: «Добро должно быть не по естеству, а по Евангелию», то есть иметь своей причиной Бога, а не человека.
                Апостол Иаков это прекрасно знал, и поэтому говорил о делах веры как о проявлении добродетели, а не как о благодеянии. Главное отличие между ними состоит в том, что доброделание исходит от человека, а добродетель – от Бога. И в силу уже этого, она не может быть, во-первых, греховной или порочной, а во-вторых, зависеть от воли и разума. Любое добро ограничено местом и временем, как дело рук человеческих, а добродетель существует всегда и ничем не ограничена.  Вот, если говорить кратко, в чем принципиальное отличие добродетели от благотворительности. Сейчас настало время перейти к самой природе этого божественного свойства, чтобы понять как добродетель совершается в мире, и какую цель преследует.
                Итак, мы выяснили, что добродетель – это божественное действие и поэтому не зависит от человека и его природе не принадлежит. Следовательно, она пребывает вне времени и пространства, является универсальной и единой для всего человечества, как един Господь. Максим Исповедник замечает: «Всякая добродетель безначальна и время не предшествует ей, поскольку она имеет от вечности Родителем Бога». Православная вера утверждает, что Бог не познаваем по природе, но познаваем по Своим действиям или проявлениям в мире. Все что сотворено содержит в себе Бога как воплощение энергии в форме. Поэтому и человек является носителем божественных качеств, одним из которых является добродетель. Иначе говоря, как часть человеческой природы, она присуща каждому, хотя далеко не в каждом проявляется. Максим Исповедник разработал высшее метафизическое учение о добродетели. Его суть сокрыта от непосвященных и требует специальных знаний. Поэтому я не буду в деталях его разбирать, а скажу лишь о главных его принципах. В своем догматическом труде «Амбигвы» он пишет: «Человек проявляет собой Бога посредством добродетелей». Разберем это определение.
                Поскольку добродетель является частью Божественной природы, то реализуя ее человек, становится носителем божественных свойств, или проявляет в делах Бога. Отцы говорили: Бог находит человека и свидетельствует через него о Себе. Соответственно, она не может быть конкретным добром, поскольку является энергией, а не природой. Наоборот, любое благо, совершаемое по Евангелию, то есть в соответствии с волей и заповедями Божьими, является проявлением добродетели. Именно поэтому не все, что сделано хорошего это добродетель. Очень часто добро человеческое не является таковым в глазах Божиих. Поэтому Максим добавляет: «Добродетель  содержится в уме, а не в делании, то есть добродетель не стяжается в практике, а выражается в ней, когда это необходимо». Это значит, Бог проявляется в делах человека только тогда, когда они соответствуют Его воле и Промыслу. Таким образом, силу добра получает не всякое дело, а только богоугодное.
                С другой стороны, добродетелью реализуется Домостроительство или промышление Бога о человеке. Суть его в том, что никто не может совершать добро, если на то не будет воли Божьей. Право добродетельного совершения нужно еще заслужить, ибо это высочайший дар Божий. Можно натворить кучу благодеяний от содержания ночлежки, помощи больным в хосписе до строительства приходских школ и детских домов, но не факт, что они будут добродетельными, то есть благословленные Богом. И тогда вся благотворительность превращается в иудейское служение или в протестантизм, а потраченные средства – в прах без всякой пользы для души.
                Рассматривая добродетель с позиции христианской этики, Максим Исповедник говорит: «Добродетель не есть некоторое моральное установление или правило, ибо любая мораль временна, характерна для того или иного сообщества в то или иное время. Истинная добродетель божественна, имеет своим источником Бога, а не человеческие сообщества». Другими словами, не все что почитается среди людей добром есть таковое перед Богом. Добродетель есть категория высочайшей нравственности, которую Ветхий Завет не знал, ибо повиновался Закону, а не любви. Поэтому она стала доступной людям лишь с приходом в мир спасителя: «Христос устранил Своей добродетельной жизнью на земле само разделение  рая и земли», – учит Максим Исповедник. То есть, в основе исцеления греховной природы человека лежит добродетель, которую принес в дар человечеству Христос. Ею он упразднил разделение неба и земли или, иначе говоря,  удалил грех из нашей природы, чем уравнял достоинство Нового Адама с Сыном Божиим.
                Соответственно, само понятие добродетели подлежит рассмотрению в двух аспектах: с позиции совершения благодеяния и как нравственный закон духовной жизни. Первое есть удел новоначальных, стремящихся хотя бы не попасть в геенну, а второе – ступень богопознания совершенных. Я уже говорил, что есть святость, а есть святые. Первое – это качество, возводящее в великий подвиг и открывающее высшие сферы божественного еще при жизни, а святые – это канонизированные угодники Божии. Причем, эти понятия существенно отличаются друг от друга. Можно стать святым, не обладая святостью при жизни, как например, при самопожертвовании ради спасения ближнего или гибели за Отечество, но нельзя не стать святым, если стяжал святость на земле. Поскольку добродетель – это проявление высшей нравственности, то она заключается в синергии Бога и человека, когда стремление к Создателю соединяется с движением  Бога к человеку. Поэтому Максим и наставляет: «Добродетель требует соответствующего произволения».
                Добродетель не отделима от разума, просвещенного истинной верой. Апостол Павел ставил рассудительность превыше остальных даров Святого Духа. Еще Аристотель говорил: «Добродетель есть сознательно избираемый склад души, состоящий в обладании серединой по отношению к нам, причем серединой, определенной таким суждением, каким определяет ее рассудительный человек. Серединой обладают между двумя видами порочности, один из которых – от избытка, другой – от недостатка». Это означает, что всякое доброе дело требует внимательного и вдумчивого подхода, и прежде всего с нравственной точки зрения: угодно это Богу или нет? Принесет ли оно пользу собственной души или станет потворством тщеславия? Не только плохо то, что представляет собой явное зло, но и то, где сверх меры проявляется человеческое добро.
                В заключении необходимо отметить следующее. Знание добродетели и ее божественной природы является путеводителем ко Христу, как говорил апостол Павел. Это значит, что во-первых, нельзя спешить делать добро, как учат протестанты, особенно, если человек нравственно к  этому не созрел; во-вторых, не всякое доброе дело наполнено добродетелью, то есть является богоугодным; в-третьих,  добродетель невозможно обрести по собственному желанию, поскольку это действие Божественное; и, самое главное, – добродетель является завершением долго и тяжкого пути ко Христу, когда верующий достигает такого состояния святости и совершенства, которые позволяют ему творить благо не от себя, а по Евангелию.
                Иначе говоря, Святой Дух действует только в том, кто уготовил Ему «брачный пир» в своем сердце. На это могут уйти годы, а может и одно мгновение. Все зависит от Промысла Божьего в отношении конкретного человека. Но это не значит, что добродетель – исключительно удел святых. Как известно, Бог судит не по результату, а по намерению. Поэтому само стремление сделать благо ради Христа, а не ради себя любимого, будет вменено подвижнику как высшая добродетель. Человек может и не знать, что наделен этим даром и поступать, по совести, и с чистым сердцем. Но на Суде получит свой венец славы  как муж добродетельный и благочестивый. Но откроется это каждому в свое время.


Рецензии
Сложная статья, Игорь... Такие тонкие грани между добродетелью и доброделанием, которое зачастую является просто человеческой благотворительностью, чтобы похвалили люди.
Признаюсь, что до прочтения этой статьи не разбиралась в отличиях да и не задумывалась над вопросом...
Статья меня просветила! Как я поняла, добродетель - это качество Бога, заложенное в человеке с рождения. С рождения заложены, как потенциальные возможности творить добро, так и делать зло. За Богом последует душа, пробуждённая Духом Святым, будет совершать добродетель, за сатаной - не сможет совершить истинной, угодной Богу, спасающей душу добродетели...
Ведь благотворительностью от избытка своего может вполне заниматься человек, далёкий от Бога, как благословенное Небо далеко от грешной земли... Этот человек даже может прожигать жизнь, прелюбодействовать, нерадеть о престарелых родителях, свалив их на государство. Давать ради мирской славы, имиджа - не добродетель...
На мой взгляд, уместно вспомнить о двух лептах(мелкие монеты) бедной вдовы, положившей всё пропитание своё в сокровищницу Иерусалимского второго храма, когда богатые клали гораздо большие суммы(от Марка, 12:41-44, от Луки, 21:2-4). Иисус Христос, подозвав учеников, сказал, что эта бедная вдова больше всех положила...
Вы верно написали, Игорь, что Святой Дух действует только в том, кто уготовил Ему "брачный пир" в своём сердце! Бог судит не по результату, а по намерению. Поэтому само стремление сделать благо ради Христа, а не ради себя любимого, будет вменено подвижнику, как высшая добродетель!
Обмануть Бога, Который проникакет сердца, никому не удастся, как бы кто ни старался! И всё откроется на Суде в своё время!
Спасибо за поднятие темы! Молю Господа, чтобы никакой раб сатаны и греха, как волк в овечьей шкуре, не вклинился в наш диалог, пытаясь его очернить и опошлить...
С уважением к автору,

Вера Шляховер   04.10.2025 12:33     Заявить о нарушении
Вера, спасибо за добрые слова! Бог в помощь!

Игорь Устичев   04.10.2025 13:35   Заявить о нарушении