Менталитет
Молодые этого не застали, а пожилые ещё, может, помят то время, когда три «богатыря» во главе со свердловским «Добрыней» по пьяни извели большую страну по имени Советский Союз. Народ тогда растерялся, приуныл, началась паника и разброд. Но не у всех: которые попроворнее, расторопнее, хитрей и нахальнее, которые при власти или рядом с ней, начали спешно растаскивать народное достояние, а если по проще - грабить брошенную державу.
Работал я тогда на оборонном предприятии. Сами понимаете: режим, гостайна, бдительность и подальше от пронырливых супостатов. Столичные начальники и органы строго следили, чтоб никто не проболтался, чтоб ничто не пропало и не досталось пронырливым шпионам и технической агентуре. Поэтому мы, не смотря ни на что, продолжали бдеть.
И, вдруг, прошел слух, сам министр везет к нам солидную «зондер» команду немцев, не простых фрицев, а технических проныр, чтобы мы поделились с ними нашими новинками и неизвестными им технологиями. Мол, они, эти новинки, нам теперь ни к чему, мы теперь помирились, стали друзьями, а для друзей ничего не жалко. Они, мол, люди расторопные, деловитые, сразу все у себя внедрят, получат хорошую прибыль, поделятся ей с нами и заживем припеваючи, как и они.
Вот те на. Ещё вчера за такие проделки можно было схлопотать срок или измену Родине, а ныне, чего изобрел, чего достиг пОтом и извилинами без оглядки отдай дяде. Да не в жисть!
Вначале не поверили, но ведь сам министр приказывает, его не ослушаешься. Хотели не торопиться, отдать так, кое-что по мелочи, не существенное, но он-то все знает, что имеется в нашем загашнике. Вытряс все до копейки и отдал дотошным швабам. Надо правду сказать, последние были очень доброжелательны, любезны, приветливы и внимательны, у таких не схитришь.
Мне в качестве презента подарили портмоне: с намеком, что при сотрудничестве с ними, оно пустовать не будет. Такие заманчивые слова ласкали слух и душу, но потом, конечно, оказалось, что ни одна марка или евро туда не попали, хотя, как они утверждают, перечисления идут регулярно. Если не врут, значит все оседает в златоглавой. Но мы об этом им не говорим, не признаемся: хранить тайну приучены; мы же патриоты, зачем выносить сор из избы и бросать тень на наше родное руководство.
Ещё тогда устроили им хороший банкет, обменялись телефонами и разошлись, как после Нюринберга, только в побежденных - оказались мы.
Молодцы Гансы: увезли самое существенное и ценное, ещё бы, у них богатый опыт грабить ещё со времен оккупации. Потом были всякие шведы, мосье и пр. мелкота, но им достались уже только отбросы: немцы оказались, как всегда, проворнее, действуют на опережение, нападают первыми. Последними нагрянули китайцы, эти совсем голодные и неразборчивые, гребли все подряд, авось пригодится. В итоге мы остались совсем голые, как говорили тогда, в рваных кальсонах; предприятие захирело, стало никому не нужным, обанкротилось. Теперь там торгово-развлекательный центр и просторная приемная самой востребованной и самой единой партии.
Сотрудники разбежались кто куда, кто в челноки, кто в охранники и сторожа; мне повезло, устроился в контору при власти, называется социально-аналитический департамент. Работа не пыльная, не творческая, мозги сушить не надо, напрягаться тоже не приходится, начальство далеко, не беспокоит, у них свои коммерческие дела, не до нас. Зарплату, хоть и небольшую, дают регулярно: с учетом дачных грядок на скромную жизнь хватает. И ещё, дело идет к пенсии, а мы как-никак считаемся чиновниками, опять небольшой козырь, есть льготы по сравнению с простым людом. На той далекой работе дыхнуть было некогда: полуночные бдения, авралы, командировки, а тут есть время и для перекуров, и для обсуждений житейских проблем и политических событий в стране и за её пределами.
Вот недавно президент доходчиво объяснил, почему ситименеджеры получают заоблачные миллионные зарплаты. Оказывается, у них работают высококлассные иностранные специалисты, они стоят очень дорого и не гоже, чтоб их наши тамошние начальники получали меньше, нужно блюсти субординацию.
Конечно, нашим ущербным умом понять это сложно. Мы по наивности считаем: раз у своих не хватает ума, раз они ничего, кроме как грести деньги, не знают и не умеют, так зачем их таких держать; поганой метлой гнать их оттуда, пусть управляется иностранец, раз он такой умный, нечего нахлебникам протирать штаны за такие раздутые зарплаты.
Но раз президент сказал, значит ему виднее, он высоко сидит, далеко видит. Где нам серым понять. Мы ему доверяем и верим: вон сколько лет подряд отдаем ему свои голоса.
Хотя понять сложно, но почему не воспользоваться намеком. Вспомнил я про ту немецкую делегацию, телефон есть; дай думаю, позвоню, попрошу прислать к нам их первоклассного специалиста, не обидим, хорошо вознаградим и нам за одно обломится, как тем менеджерам, тенденция апробирована и одобрена самим… Звоню:
-«Гутен морген» или «таг» геносе Курт, «хайль» тебе, как там у вас, как жизнь? Не разбудил, может ты ещё «шляфен», у вас ведь свое европейское время? Так что прошу пардону.
-«О, майн гот», геносе Иван, «их» весь «ахтунг», сколько зима и лето, как у вас говорят, « дас ист фантастик», очень тронут, рад «пошпрехать». Скучно стало или какой нужда появился?
Все же молодцы фрицы, не любят излишней болтовни, сразу к делу.
-Да Курт, нужен нам хороший специалист из «фатерланда»: готовы по-царски принять и вознаградить, чтоб он научил нас «арбайтен», также, как вы умеете.
-Геносе Иван, «их зер данке» за тогда переданное, было очено «гуд», много «мани», но «хойте» пандемия, все «шлехт», сбыт совсем «нихт фарен», спецы разбежались, многие уже у вас «арбайтен», больше никого нет, сами ищем, совсем «капут» наступил.
Чувствую гешефт срывается, такой желанный замысел проваливается. Дай думаю хоть нескольких ребят пристрою.
-Курт, во имя нашей «фройнд», я «ферштейн» твои затруднения, и готов еще раз выручить и помочь. У нас есть хорошие и заслуженные специалисты, мы можем сговориться, и они переедут к тебе. Вот, к примеру, Антон, ты его помнишь, он еще на прощальном ужине хотел отомстить тебе за деда. Нет, нет, он смирный, держи его подальше от шнапса, и он горы свернет, знаешь, какой он хваткий, за любое дело берется. Что, что? У вас нет гор и доводит ли начатое до конца? С этим, конечно, не всегда складывается, или конец получается типа совсем «капут», но зато сколько энергии и задора, душа компании, всех поведет за собой, лидер.
-Говоришь, лидеров не надо, обходитесь без них. Странно, странно. У нас везде одни лидеры, без них себя не мыслим. Тогда возьми экономисту Варвару.
-«Вас ист даст», Варвара ест фрау?
- Ну, как ты не помнишь? Это она тогда так зажала тебя своими телесами в углу, чуть не удушила: только, когда ты на издохе прохрипел «Гитлер капут», пожалела, отпустила.
-О! «Нау, нау», фрау не нужен, «ист» свои, смирные и не такие «гросс», нужны только «мены».
-Тогда Павел Семёныч, «дер идеал», уважаемый «мен», передовик производства, имеет много поощрений и грамот. Спрашиваешь, что такое грамота? Это такой красивый «папир», где «нашрайбано» много «данке» от начальников за усердие в работе.
-Ну, ты и дотошный, спрашиваешь, за что он их получил. Так он смирный, шнапс игнорирует, не прогуливает, не опаздывает, начальству не перечит и не надоедает. А что делает? Так ничего, слава богу, не делает, а то пришлось бы после него все переделывать.
-Что? Никого не надо. Вот, упрямый немчура, никак не поддается. Что ещё? А у тебя есть встречное предложение. Говори. Ты согласен даже нам заплатить, только чтоб мы не приставали и никого не присылали. Оно, конечно, заманчиво поживиться на халяву, но что толку: ты перечислишь, застрянет все в Москве, а нам, как всегда, шишь. Не знаешь, что такое шишь? Ну это такое, чего вы не получаете, а у нас у рядовых много. Нет, нет. Это не природные богатства, они не у нас.
И задумались мы. Вот нам наши правители, средства информации без удержу твердят, что у нас свой особый менталитет, совсем не похожий на их, что у нас свой путь, свои обычаи, традиции и, вообще, мы другие.
Убедили! Теперь мы поверили в это, да, это истинно так, вот вам доказательство: у них от бездарей стараются избавиться всеми возможными и невозможными средствами, а мы, наоборот, готовы их приголубить и по монарши обблагоденствовать лаской и златом.
Свидетельство о публикации №225100400881
С уважением Г. Лошневский
Георгий Лошневский 04.11.2025 22:14 Заявить о нарушении