Последний досетевой нагваль

Мир абсолютно понятен, но тебе не понять… И это нормально, у каждого времени, каждой эпохи  - свои дети, свои воспитанники, свои беспризорники. И тому, кто родился, так сказать, в Сети, внутри Сети(?), тому уже не понять, да и не представить  ситуации, когда книги приходили и уходили, когда они, казалось, жили своей жизнью. Это тоже была своеобразная сеть, только работающая по каким-то неведомым, зачастую мистическим законам. Книга могла быть найдена в военном госпитале в Москве, приехать в Ставрополь, а потом опять уехать в Москву, чтобы там быть забытой в метро. Книга обладала куда большей ценностью, ведь никак иначе прочитать её было нельзя, как и пресловутое – ты не можешь сказать ничего кроме слов. И конечно мы узнавали о новых приключениях Кастанеды и дона Хуана – только из книг. Ну а наши предшественники – из каких-то самиздатовских распечаток, совсем по узкому кругу. Это тоже другое время и совершенно отличное настроение, но атмосфера была похожей, ведь имя писателя всегда было окружено ореолом тайны. Узнать что-либо о его жизни не представлялось возможным, тем более Карлос был затворником, человеком, уходящим от контактов с прессой, избегающим интервью и появления на публике. Что уж тут говорить о другой стороне Земли, о людях, живущих по сю сторону железного занавеса. Публикация основного корпуса сочинений Кастанеды по времени фактически и совпала с крушением этого грандиозного идеологического барьера. В 1992-93 читатель получил почти всё и сразу, с первой по девятую книги мэтра, вышедших трёхтомником в киевском издательстве «София». Но это ещё не было последней точкой в истории, впереди публикация 10-й и 11-й книги, потом дополнения, уже ближе к пожеланию публики – пособие с комплексом гимнастических упражнений, проиллюстрированное правильным образом, ну и заключительная книга – сборник цитат, выбранных самим КК. И всё это за какие-то пять-шесть лет, а затем смерть от рака печени.
В год его смерти на экраны выходит первая «Матрица» братьев Вачовски. Что-то сходное, близкое по духу к учению дона Хуана. «Следуй за белым кроликом…», «мир не таков, каким кажется…» Нео встречает своего нагваля – Морфеуса, но впоследствии превосходит своего учителя, даже спасает его, выручает из беды. Но эта фантастическая история имеет продолжение, а вот эпопея Кастанеды как будто бы нет. Да, его книги продолжают находить своего читателя, да их передают из рук в руки, словно ту самую красную таблетку, после которой уже не сможешь развидеть увиденное, смотреть на мир как раньше. Пожалуй, в той или иной форме это происходит и сейчас, но Сеть словно бы стала посредником, тем самым третьим лишним между текстом и читателем. Не только Сеть, конечно, но и все, кто подключен к ней в этот самый момент, а значит подключен и к тому, кто хотел бы уединиться, остаться с книгой того же Карлоса (а то и с ним) один на один.
Правда, такую ситуацию можно воссоздать, но признаемся, что это будет искусственно, это будет локальный, предельно ограниченный эксперимент, который – вероятнее всего – закончится немногим позже, чем начнётся. И конечно, новому читателю Кастанеды вряд ли выйдет полностью отгородиться от сопутствующего инфошума. Алгоритмы выдадут сходные тексты, отзывы, мнения и комментарии. Будет более чем велик соблазн заглянуть в конец, узнать, а чем всё закончилось для самого писателя. Ну и так далее. Это куда больше, чем получили мы в 92-м, куда больше, чём «всё и сразу». Ах да, ведь ещё есть нейросеть, а точнее – сети. Они словно чёртики из табакерки, готовы услужливо сжать, разжевать и не такие манускрипты. У них есть рекомендации, рецепты и выкладки на любой счёт и по любому поводу, и не так-то просто делать вид, будто их не существует, будто это что-то малозначимое и проходное, временное. Они сами могут выступить в роли учителей, цифровых нагвалей, предлагая в том числе адаптированные версии учения дона Хуана и философии Кастанеды, компиляции, выжимки, экстракции.
Это не какой-то бумажный статичный текст, который порою и разглядеть-то непросто. Это не последовательное и долгое чтение, сравнимое с пешим многокилометровым походом, восхождением.
Ну а сейчас... Что ж, временами книги Кастанеды ещё разбирают на цитаты, которые циркулируют по Сети, всплывая в разных местах, но они выглядят всё более сложными и неудобными. Даже эти кусочки будто требуют в них вчитываться. Не хочешь?  - гуляй вальсом. Так это только кусочки паззла, а попробуй из них собери огромную мозаику, да так, чтобы получилось увидеть общую картину.  Вот и выходит, что книги Кастанеды постепенно  превращаются в каменных истуканов, замкнутых в себе древних сфинксов, тайны которых не сможет прочитать поверхностный и глуповатый турист, жаждущий осмотреть все достопримечательности за один день.
Ну ладно, хорош душнить, книги Кастанеды читают, покупают, скачивают, слушают аудио. По узкому кругу, но большинству он не заходит, как и не заходил, это логично, раз никакой духовной революции не случилось. Мир пошёл дальше, по своим делам, разве что на минутку остановившись возле прилавка с необычными книгами в чёрном переплёте, испещрённом странными символами.

https://t.me/shabono_kmv


Рецензии
Ну, да, кто-то может оценить, кому-то неинтересно. с уважением. удачи в творчестве.

Александр Михельман   05.10.2025 13:15     Заявить о нарушении
Именно! Один нашёл драгоценную жемчужину и продал всё, что имел, чтобы купить её, а другой так и остался духовным нищебродом) С уважением.

Ястребов   05.10.2025 13:19   Заявить о нарушении
Но как говорит мой любимый священник: "Духовный мир дешёвым не бывает!" Надо потрудиться, надо заплатить определённую цену, надо чем-то пожертвовать.

Ястребов   05.10.2025 13:20   Заявить о нарушении