Библиотековедение, 3 семестр

 Задание 2

Тема: Массовое обслуживание в библиотеках.

План работы:

1 Значение массовой работы, связь между индивидуальным и массовым обслуживанием.

2.Методы, формы, особенности и методика подготовки и проведений обсуждения книг, читательских конференций, презентаций документов, литературных вечеров, информационных часов, интересных сообщений, викторин, лекториев, об устной рекомендации: книг, журналов, обзоров и других форм.

3.Наглядная рекомендация книг и других документов.

4.Клубы и кружки по интересам при библиотеках.

5.О "Днях информации" и "Днях специалиста" в БОНУБ.

 1.Фронтальное(Массовое) библиотечно-библиогр-афическое обслуживание стро­ится таким образом, чтобы удовлетворить культурно-информационные
потребности, которые характерны для большинства пользователей и «не­пользователей» библиотеки.
     Такое обслуживание помогает привлечь их внимание к библиотеке, чтению, конкретной книге.
     Групповые и фронтальные мероприятия должны проводиться так,
чтобы поставленные вопросы и их раскрытие были понятны и интересны и
тем, кто хорошо знает рекомендуемую книгу, и тем, кто впервые знако­мится с ней.
    Ориентирами для организации группового обслуживания являются
реально функционирующие (учителя,предприниматели) или условнообъединенные (любители поэзии, собиратели почтовых марок) группы чи­тателей; для фронтального — все пользователи библиотеки и «непользо­ватели», проживающие в районе её деятельности, — так называемая чита­тельская аудитория библиотеки.

    Работа библиотеки получает непосредственный выход на пользовате­лей через три взаимосвязанных, дополняющих друг друга направления:индивидуальное, групповое и фронтальное библиотечно-библиографиче­ское обслуживание.
      Второе и третье направления традиционно называют массовым библиотечно-библиографич-еским обслуживанием.
     Для реализации целей индивидуального и массового библиотечно-
библиографического обслуживания используются различные способы.
Каждый из них имеет свою четкую направленность, выражающуюся в спе­цифических возможностях так или иначе решать конкретную информаци­онную и воспитательную задачу.
      Информационная задача библиотеки заключается в передаче сведений о литературе, предоставлении фактов, ориентации читателя в фонде библиотеки или электронных ресурсах.
      Воспитательная работа в библиотеке вырабатывает и развивает у читателей творческие навыки, инициативу, интерес к участию в коллективных библиотечных мероприятиях.

      Индивидуальное библиотечно-библиографическое обслуживание —
процесс, обеспечивающий непосредственное и систематическое общение библиотекаря с одним или одновременно несколькими читателями, учи­тывающий личностные особенности каждого.
     Способ индивидуального информирования заключается в постоян­ном оповещении специалистов о новой литературе по их профилю, как
поступившей в библиотеку, так и выявленной по библиографическим ис­точникам.

 Индивидуальное обслуживание носит название избирательно­
го распространения информации (ИРИ), если оно:
• осуществляется оперативно с оговоренной периодичностью;
• имеет два контура, то есть читателю первоначально предоставля­ется библиографическая информация, и только затем по его тре­бованию — полные тексты документов;
• предусматривает анализ данных обратной связи, благодаря чему
уточняются потребности абонента.
По системе ИРИ обслуживаются читатели, профессиональная дея­тельность которых предполагает систематическое самостоятельное озна­
комление с новой информацией по определенному кругу проблем при ус­ловии, что тематика их потребностей является стабильной. Среди читате­лей публичных библиотек абонентами ИРИ выступают, прежде всего, работ­ники образовательных учреждений; среди читателей научно-технических и
научно-медицинских библиотек — ведущие специалисты организации.

    Индивидуальное и массовое обслуживание в библиотеке связаны, так как оба направления направлены на создание культурной среды, развивающей личность через книгу и чтение.

    Индивидуальное обслуживание ориентировано на конкретного потребителя и его потребности. Его цель — помочь личности в её социализации через чтение и получение информационной поддержки библиотеки. В задачи индивидуального обслуживания входит удовлетворение информационных потребностей читателя, содействие повышению уровня культуры чтения и информационной культуры читателя, организация сотрудничества читателя и библиотекаря.

     Массовое обслуживание не ориентировано на определённую группу читателей. Оно служит одним из средств пропаганды литературы, поступающей в библиотеку, а также раскрытия её фонда. Массовое обслуживание призвано содействовать информированию широкого круга лиц и коллективов,заинтересованных в систематическом получении сведений о вновь появляющейся литературе.

     Таким образом, индивидуальное обслуживание направлено на удовлетворение потребностей отдельного читателя, а массовое — на удовлетворение потребностей большинства читателей.

2.Устные формы – словесная информация о книгах.
    При использовании устных форм информирования необходимо учитывать
основные условия эффективности:
- тема разговора должна быть действительно интересной пользователям;
- аудитория должна быть по возможности однородной (по интеллектуальному
уровню, по возрасту)
 организатор должен знать социально - психологические особенности тех групп
читателей, с которыми он работает, уметь использовать психологические
механизмы – подражания, эмоционального заражения и т.п.

     Важно установить контакт с аудиторией, увлечь ее новой информацией,новой темой и т.п.

    Формы устного информирования разнообразны и несут определенную
направленность:
1. Критико-аналитическую: дискуссия, обсуждение, презентация книги,
читательская конференция;
2. Развлекательно-познавательную: литературно - музыкальный вечер и др.;
3. Информационную: библиографический обзор.

     Обсуждение книги способствует повышению читательской активности,
выработке умений и навыков критического мышления, самостоятельной
работы над книгой, формированию эстетических взглядов и вкусов.

Методика проведения обсуждения книги:

Правильный выбор произведения.

Составление плана подготовки мероприятия (индивидуальный подход к
будущим участникам обсуждения, оказание им консультативной помощи для
выступления, подбор литературы и др.)

Проведение мероприятия: знакомство с темой и планом проведения
обсуждения (вступительное слово не должно превышать 5-10 минут);
выступления участников (5 минут – на первое выступление, 3 минуты – на
каждое последующее).


По окончании обсуждения ведущий подводит итоги всего
вышесказанного, анализируя сходство и различие позиций по каждому вопросу.

Презентация книги – форма, которая может, проходит в присутствии автора,
издателя, которые заинтересованы в продвижении книги, либо без их участия. В
ходе презентации рассказывается о процессе создания книги, о людях,
причастных к этому. Презентации книги может сопутствовать ее продажа.

Читательская конференция – активный метод массовый работы, который
предполагает участие читательской аудитории.
Свободный обмен взглядами – основа читательских конференций.
Читательские конференции проводятся по художественному произведению,
научной или производственной книге, обсуждению творчества писателей.

Правила проведения читательской конференции
• В конференции могут принимать участие учащиеся, педагоги, администрация,
родители, представители СМИ, литераторы и другие приглашенные гости.
• Все участники имеют равные права и обязанности.
• Каждый участник самостоятельно выбирает книгу и представляет ее на
читательской конференции.
• Задача выступающего - показать привлекательность книги, представить ее так,
чтобы ее захотели прочитать.
• Задача слушающего - прослушать информацию о книге, выбрать книги для
чтения на ближайший период времени

Библиотечный вечер – комплекс устных и наглядных форм информации и
рекомендации книги, объединенных темой и читательским направлением.
Библиотечные вечера включают в себя, кроме «книжной составляющей»,
художественное слово, музыкальные произведения, изобразительные средства
и т.п.

Программа библиотечного вечера состоит из комплекса форм, как
наглядных, так и устных, объединенных темой и читательским направлением.
В библиотечном вечере переплетаются две линии: познавательная и
развлекательная, эмоциональная. Часто такие вечера, где выступают известные
люди, привлекают внимание не только читателей библиотеки, но и жителей
района в целом, что способствует расширению влияния библиотеки,
повышению ее авторитета и т.д.

По форме библиотечные вечера бывают:
- вечера-лекции, сопровождающие библиографическими обзорами, книжными
выставками;
- вечера-встречи с интересными людьми (писателями, учеными,
общественными деятелями).

      Литературные чтения
 предполагают художественное чтение
литературных произведений. Читатели охотно приходят на такие мероприятия.
В последнее время все большее распространение получают аудиокниги,
которые могут быть положены в основу такого вечера.

Библиотечный квест – игра для нескольких человек, как правило,
основанная на одном или нескольких художественных произведениях, имеющая
сценарий, маршрут и определенные правила. Нередко библиотеками
проводятся краеведческие квесты, каждая остановка в маршруте которых
соответствует памятному месту, достопримечательности города или
населенного пункта. Такая игра в интересной форме по-новому рассказывает о
городе, краеведческой литературе.
Цель библиотечного квеста: продвижение книги и чтения в молодежной
среде креативными средствами.

    Тематический обзор – знакомство пользователя с литературой (как
новой, так и вышедшей ранее) по какой-либо теме. Обзор должен представлять
собой связный рассказ, это привлекает читателей.

Викторины, конкурсы – формы, которые библиотеки стали применять всё
чаще, используя опыт средств массовой информации, прежде всего телевидения,
например, передачу «Что? Где? Когда?»; «Слабое звено»; и др.

    Устный журнал – периодичная информация по разным актуальным проблемам.
Устный журнал состоит из нескольких разделов – «страниц» – представляющих
раскрытие какой-либо проблемы. Их совокупность представляет какое-то
направление, тему. Бывает 5–6 «страниц», каждая их которых занимает не более
15 мин. К организации устных журналов зачастую привлекаются и читатели.


3.Наглядные формы информирования и рекомендации литературы основаны
на дидактическом «принципе наглядности», усиливающем, по мнению
психологов, физиологов и педагогов, понимание и запоминание передаваемой
информации.

    В наглядных формах реализуется показ произведений печати (книг, брошюр,
альбомов и др.) где ярко, с использованием иллюстраций и других
изобразительных средств, раскрывается их содержание.
К наглядным формам относятся:
- выставки; плакаты, уголки, альбомы, стенды и монтажи и др.
Существует несколько определений понятия «библиотечная выставка»,
но в целом они сводятся к одному: – это публичная демонстрация специально
подобранных и систематизированных произведений печати и других носителей
информации, рекомендуемых пользователям библиотеки для обозрения и
ознакомления.

Книжная выставка – традиционная наглядная форма представления
книги читателю.
В настоящее время основной целью библиотечных выставок является
стимулирование познавательной и читательской деятельности, т. е. привлечь
внимание потенциального читателя. Из этого следуют задачи:
- информирование пользователей о содержании библиотечных фондов  и новых
поступлениях;
приближение документов из библиотечных фондов к читателям: представ-
ление как новейших поступлений, так и редко экспонируемых книжных
раритетов;
- пропаганда и реклама лучших документов, раскрытие их содержания.
Обязательное условие выставочной деятельности – открытый доступ к
литературе.
Книжная выставка демонстрируется в библиотеке от 2-х недель до
месяца.

     Виды выставок: выставки новых поступлений и тематические.
Выставки новых поступлений
направлены на постоянное  информирование пользователей библиотеки о вновь поступивших книгах.
Выставки новых поступлений могут быть универсального характера; по
отраслям знаний, по типам и видам изданий, оформляются, как правило весьма
просто.
Оформление состоит из заголовка, например, «Новые поступления» и,
если выставка большая, из подзаголовков, выделяющих основные отрасли
знания.

Выставка одной книги как, правило, она посвящена книге с необычной
судьбой, например, забытой, ранее запрещенной и т.п.
Тематические книжные выставки знакомят читателя с наиболее
интересными и значимыми книгами по конкретной теме, проблеме, быть
хорошо оформленными, яркими, заметными.
Они могут быть посвящены: актуальным темам; персоналиям, знаменательным
датам и т.д.

     Библиотечный плакат – композиция из текста и иллюстраций, используется
как средство рекомендации какой-либо книги и как способ привлечения к самой
библиотеке, чтению.

Библиотечные плакаты решают следующие задачи:
- привлечь внимание к деятельности библиотеки;
- рекомендация литературы и раскрытие её содержания;
- оповещение о новых изданиях по определенной теме;
- информирование о проведение в библиотеке тех или иных мероприятиях.

Виды плакатов:
Информационные плакаты сообщают о наличии литературы определенного
характера, о журналах и газетах; основная цель —информирование
пользователей библиотек.

Пропагандистские плакаты бывают тематические или посвященные одному
лицу, одной книге; их цель — раскрытие значения книги, закрепление и
расширение интересов читателей.

Агитационные плакаты откликаются на злобу дня, призывают к действию,
рекомендуют и способствуют распространению литературы; их цель —
активная рекомендация литературы, связанной с решением государственных и
общественных задач.

Методические плакаты предназначены для пропаганды фондов библиотеки,
культуры чтения в целом и библиотечно-библиографической грамотности в
частности; их цель — помочь читателям пользоваться библиотекой, дать
конкретные советы по работе с СБА.
Плакаты должны быть яркими, с интенсивным цветовым фоном,
неожиданным сочетанием фигур, содержать предельно краткий, но
информативный текст.

 5.День информации – это комплексное мероприятие, предусматривающее
информацию о новой литературе, поступившей в библиотеку за определенный
 период.
    Включает выставки, тематические подборки литературы, беседы или
обзоры о литературе, консультации.
Дни информации можно подразделить на три вида:
– дни информации о новых поступлениях, включающие в свою программу
выставку только что полученных изданий, её обзор, консультации
библиотечных специалистов о методах работы с источниками новой
информации. Такие ДИ популярны в массовых библиотеках;
– дни информации для общественных информаторов и референтов, проводимые
по той же методике, но дополняемые обзором библиографических пособий, а
также приемом заявок на МБА и копированием документов;
– тематические дни информации, представляющие собой мероприятия,
направленные на комплексное информирование посетителей по конкретной
теме либо подготовленные для определенной группы пользователей
(специалистов, учащихся и пр.)
Тематические Дни информации могут включать все методы и формы
наглядной и устной пропаганды книги и информации о ней – это то, что придает
отличительную особенность данному виду мероприятий.
    Организация тематического дня информации предусматривает
определение темы. Выбор темы осуществляется на основе анализа актуальных
тем, проблем.
   Тема должна быть строго конкретизирована и чётко сформулирована, это поможет библиотечным работникам провести более
тщательный поиск по заданной теме, а Вашим читателям / пользователям
получить конкретную и исчерпывающую информацию, соответствующую их
интересам, запросам. Для формирования программы ДИ необходимо выявить
круг заинтересованных специалистов-докладчиков (как правило, приглашаются профессионалы и специалисты), получить их согласие на участие и обсудить с
ними темы выступлений (докладов).
Доклады и информация выступающих
должны быть насыщены новейшими сведениями и фактами в области
обсуждаемой проблемы. При этом продолжительность докладов и сообщений
должна быть не более 20–30 минут.

     День информации, организованный Брянской областной детской библиотекой-филиалом БОНУБ им. Ф. И. Тютчева для специалистов библиотек Брасовского района. 30 октября 2024 года мероприятие прошло на базе МБ им. Н. И. Родичева МБУК «ЦБС Брасовского района».Тема Дня информации — «Растим читателя увлечённого, грамотного и смышлёного». В рамках мероприятия обсуждали, в частности, информацию о литературных премиях, новых авторах и темах в области подростковой литературы.
Также БОНУБ им. Ф. И. Тютчева проводила Дни информации для педагогов, школьников старших классов и библиотечных специалистов в районах и городах Брянской области. В программе были, например, выступления, отражающие современные аспекты российской истории и культуры, консультации по поиску информации и повышению медийной грамотности.

    В целом периодичность проведения Дней информации зависит от количества поступающей литературы. При небольшом объёме поступлений мероприятие может проводиться один раз в месяц. В массовых библиотеках Дни информации рекомендуют организовывать 6–10 раз в год.

     День специалиста для заведующих отделами комплектования и каталогизации муниципальных библиотек Брянской области, который прошёл 28 марта 2024 года в БОНУБ им. Ф. И. Тютчева.
В рамках мероприятия специалисты библиотеки дали консультации по вопросам организации и актуальности библиотечных фондов, ознакомили с нормативно-правовой базой, регулирующей работу библиотек. Также провели обзор профессиональной периодики, рассказали о правилах систематизации и способах представления литературы персонального характера и дали информацию о типовой схеме классификации краеведческой литературы.
     Дни специалиста в библиотеках обычно проводятся не чаще, чем 1 раз в квартал.Это связано с тем, что такие мероприятия считаются одной из самых трудоёмких форм массовой работы.

4.Клубы по интересам направлены на объединение вокруг библиотеки ярких
людей, готовых, в свою очередь, оказывать всевозможную помощь библиотеке.
   Деятельность такого объединения, кружка придает библиотеке более высокийстатус, делает ее «видимой» для руководства города, района, способствует ее
развитию.
    Клубы по интересам могут иметь самую различную направленность, т.к.
любая тема требует библиотечно-библиографической поддержки. В рамках
клуба могут проводиться все те мероприятия, о которых говорилось выше: обзоры и выставки, литературные вечера и викторины и др.
Создание клуба происходит, как правило, по инициативе актива
читателей, особенно – молодежи. Возглавить клуб может как читатель, так и
библиотекарь.
Создание таких клубов при библиотеках (учебных, школьных), имеющих
постоянную аудиторию, позволяет весьма активно воздействовать на процесс
воспитания: формировать мировоззрение, толерантность (уважительно
относиться к чужому мнению), умение логически мыслить и спорить.
Создание клуба, объединения по интересам требует определенной
процедуры.
      Наиболее активная часть членов клуба входит в совет клуба и разрабатывает его устав, план работы, программу, эмблему и т.п. Наиболее
привлекательными для читателя являются те объединения, которые
способствуют информационному обеспечению досуговых и любительских
потребностей.
      Жизнь клуба зависит от многих факторов, но прежде всего – от
инициативы членов клуба: пока им интересно – клуб будет работать.


Рецензии