Гражданская архитектура. Жилище. Казачий курень
Во второй половине XIX — в начале XX века крупные семьи начали разделяться: молодой семье предоставлялся самостоятельный курень (то есть отдельное хозяйство/дом). При этом казаки нередко заимствовали европейские черты быта, почерпнутые во время военных походов и службы в разных губерниях (Польша, Финляндия, Прибалтика). После войны 1812 года и заграничных походов 1813–1814 годов многие донские генералы и штаб-офицеры сооружали большие усадьбы в районах Миусского, Донецкого и Черкасского округов, которые по комфорту и облику не уступали дворянским имениям средней руки. В таких имениях нередко были картинные галереи, собственные оркестры и певческие коллективы, ставились спектакли; архитектура часто следовала «николаевскому ампиру» — строгому, торжественному классицистическому стилю, подчёркивавшему мощь империи. Помещичьи усадьбы обычно гармонично вписывались в окружающий ландшафт.
В качестве примера приведено подворье атаманов Ефремовых — крупный дворянский комплекс середины и второй половины XVIII века. В 50;х годах был возведён атаманский дворец по образцу московских помещичьих усадеб елизаветинского времени: первый этаж каменный, второй деревянный (дуб), завершённый портиком; первый уровень занимали служебные помещения, второй — жилые покои. Во время пожара 1845 года деревянный второй этаж сгорел; дворец восстановили, надстроив второй каменный этаж и придав зданию черты позднего (николаевского) классицизма. В дворце было 21 комната, общая площадь около 1000 кв. м; на территории также располагались пост охраны, кухня, склады и сарай с небольшой конюшней.
В 1756–1761 гг. напротив атаманского дворца Ефремовых была возведена Донская домовая церковь в честь Донской Божьей Матери в традициях московского барокко. По планировке это «восьмерик на четверике»: высокий барабан с вытянутым куполом завершается «луковкой» и крестом. В XIX веке к храму пристроили приделы Николая Чудотворца и Даниила Столпника, присоединив к нему колокольню; внутри размещался богатый трехрядный иконостас.
К гражданским каменным постройкам второй половины XVIII века относится дом торговых казаков Жученковых в Черкасске. Двухэтажный дом, построенный в духе казачьего куреня, сочетал жилые и торгово-производственные функции: глубокий фундамент и толстые стены, маленькие окна первого этажа с мощными решетками, кованая железная дверь с засовами и замками; второй этаж имел высокие трехстворчатые окна с железными ставнями и небольшой деревянный балкон-портик на двух кирпичных колоннах. Фасад украшен каменной кладкой с наличниками, пилястрами, межэтажным поясом и сложным карнизом, а по периметру здание ограждала деревянная галдарея. Такие каменные сооружения в ту пору были редкостью: доминировало деревянное зодчество.
В отличие от хаотичного, долгое время укрепленного Черкасска, новая столица Войска Донского — Новочеркасск — получила регулярный план, разработанный инженер-генерал-лейтенантом Ф. П. Деволаном для места под названием Бирючий Кут. По указанию войскового атамана М. И. Платова были сформированы два рабочих полка, которые занимались возведением храмов, военных и административных зданий, мощением улиц и устройством колодцев, водоводов и ливневой канализации. Первые каменные дома из песчаника и кирпича сохраняли черты казачьего куреня; при строительстве казарм, типографии, конюшен и манежа использовались петербургские проекты.
После возврата донских полков из Парижа в 1814 г. граф М. И. Платов распорядился возвести на въездах и выездах из Новочеркасска одинаковые триумфальные арки в честь победы 1812 года и участия донского казачества. Арки, выполненные в стиле позднего классицизма и приписываемые придворному архитектору Л. И. Руску, были возведены к 1819 г. под руководством И. И. Руска и войскового архитектора К. К. Пейкора. Каждая арка представляет собой мощный пилон с арочным проемом, окруженный римско-дорическими ордерами без каннелирования; над аркой расположен аттик, а венчает композицию бронзовая группа, включающая симметрично расположенные боевые трофеи — знамена, пушки, щиты, ядра, сабли и копья, а на фасаде представлены фигуры Славы.
Долгое время в Новочеркасске единственными заметными памятниками были триумфальные арки, поскольку монументальное искусство в крае только начинало развиваться. В 1853 году в центре города был установлен памятник в память о столетии со дня рождения генерала и войскового атамана М. И. Платова — его создали академики А. А. Иванов, Н. А. Токарев и П. К. Клодт.
До конца 1830-х годов застройка столицы Войска Донского шла медленно: неопределённость с местом её дальнейшего размещения сдерживала рост. После смерти М. И. Платова его преемники не раз предлагали перенести столицу ближе к Дону, в частности в станицу Аксайскую или на место между станицами Александровской и Сретенской. Петербургский статский советник Н. Ф. Туровский, побывавший в 1841 году, отмечал бедность и плохое состояние домов в Новочеркасске и полуразрушенные памятники вокруг небольшой деревянной соборной церкви.
Решение окончательно оставить столицу на Бирючьем Куте, принятое в 1839 году, дало старт плановой масштабной застройке. В следующие годы поочерёдно возводились важные общественные сооружения: в 1844 году — здание Войсковых присутственных мест, в 1846 — дом Общества донских торговых казаков, в 1850 — Дворянское собрание, в 1854 — разбит Александровский сад.
Большинство административных, военных и судебных зданий строили в первую очередь с функциональной целью, часто по типовым проектам позднего классицизма (так называемого «николаевского ампира»), хотя при этом вносили изменения под конкретные нужды. Так, Атаманский дворец 1863 года по проекту И. О. Вальпреда проектировали с расчётом на приём и проживание высших особ; при дворце была устроена Симеоновская домовая церковь и благоустроена прилегающая территория.
В середине и во второй половине XIX века Новочеркасск всё более превращался в губернский город: здесь появлялись многочисленные административные здания, гостиницы, музей, магазины и склады, рынки, учебные заведения, казармы, почтовые учреждения, особняки генералитета, чиновников и духовенства; проводились водопровод, мостовые, уличное освещение, прокладывалась железная дорога. За несколько десятилетий город изменился кардинально: как отмечал генерал-лейтенант А. П. Чеботарев в 1877 году, повсюду возникали новые красивые здания, работали гостиницы и магазины, улицы были мощёны и содержались чистыми.
К концу XIX века, в 1880–1890-е годы, архитектурный облик Новочеркасска стал определяться русским модерном: возводились изящные особняки и административные строения с продуманными функциональными интерьерами — окнами, лестницами, планировкой комнат и внутренним убранством.
Использована материалы из учебника истории дОнского казачества А. В . Венкова.
Свидетельство о публикации №225100501119