Исаакиевский собор. Главный морской

 История Петербурга знает четыре Исаакиевских храма. Первую, деревянную, церковь построили в 1707 году на территории Адмиралтейства по указу Петра I. Император Петр Алексеевич  родился 30 мая по старому стилю — преподобный Исаакий Далматский был его небесным покровителем. В 1712 году Петр I венчался здесь со своей второй супругой Екатериной Алексеевной. А в 1722 году он подписал указ, что моряки Балтийского флота должны принимать присягу только в храме преподобного Исаакия.

 В Исаакиевском соборе есть уникальное собрание монументальной живописи первой половины XIX века — 150 живописных изображений. Для работ над росписями были привлечены художники-академисты К. Брюллов, П. Басин, Ф. Бруни, В. Шебуев, А. Марков, Н. Алексеев, П. Шамшин, Ф. Завьялов и другие. Плафон центрального купола площадью более 800 кв. м «Богородица во славе» выполнен К. Брюлловым, но из-за болезни мастера в 1848 году закончен П. Басиным.

 В оформлении собора использованы уральский малахит и бадахшанский лазурит; шокшинский порфир, черный сланец, разноцветные мраморы: розовый тивдийский, желтый сиенский, красный французский.Что нужно знать об одном из самых известных храмов России: для внутренней отделки собора использовался русский и итальянский мрамор: белый, темно-красный, белый каррарский, редкий темно-красный мрамор. Особенность иконостаса — восемь малахитовых и две лазуритовые колонны.

 В 1843 году за престолом главного придела установили витраж с изображением воскресшего Христа. Площадь витража — 28,5 квадратных метров, высота — 9,5 метров, детали скреплены свинцовыми пайками. Витраж «Воскресший Христос» — один из крупнейших памятников в истории витражного искусства в России.

 В день освящения Святейший Синод пожертвовал Исаакиевскому собору святыни с частицей Креста Господня и частицей мощей апостола Андрея Первозванного. В собор поместили чудотворный список Тихвинской иконы Божией Матери. Через год на пожертвования верующих для иконы создали золотую ризу с бриллиантами и драгоценными камнями весом более 12 кг. В соборе находились утраченные в советское время Нерукотворный Образ Спасителя в серебряной ризе с бриллиантами; икона великомученика Пантелеимона с частицей его мощей в серебряно-позолоченной ризе — дар собору в 1871 году от афонского Пантелеимонова монастыря.

 С правой стороны амвона на особом аналое пребывал Нерукотворный Образ Спасителя письма Ф. Ф. Ухтомского (1693), перед которым молился император Петр I.

 Пётр I решил назвать собор потому, что родился 30 мая (9 июня), в день святого Исаакия Преподобного. Это единственный храм в России, названный в честь этого святого.

 Во времена революций из святыни вынесли много золота и серебра, открыли внутри антирелигиозную выставку, а под куполом подвесили главный экспонат — маятник Фуко. Изобретение демонстрирует, что Земля вращается вокруг своей оси. Сейчас его сняли, но иногда показывают на выставках.

 Во время блокады Ленинграда сюда свезли все исторические ценности из областных музеев. Экспонатов было много, места для хранения не хватало. Но даже во времена голода и бессилия сотрудники выносили их на улицу, чтоб проветрить и просушить.

 Ещё одна интересная вещь — колонны из розового финского гранита. Всего их здесь 112, каждая весит по 114 тонн, что равняется весу четырёх самолётов. Но главное, что одну такую колонну устанавливали всего за 45 минут благодаря особой конструкции лесов от инженера Бетанкура.

  Интересные факты об Исаакиевском соборе:

 Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге — настоящая архитектурная жемчужина и символ величия Российской империи. Он удивляет масштабом и роскошью убранства. Только представьте: внутренняя площадь собора — больше 4000 квадратных метров.

 Расскажу о богатой истории собора, которая окутана множеством легенд. Вы узнаете, как самостоятельно исследовать памятник архитектуры и на что обратить внимание.

 Собор украшен многочисленными скульптурами, у каждой — своя идея. По ним можно провести отдельную экскурсию. Например, на фото — ниша центральных дверей. Справа статуя Архистратига (верховного военачальника) или архангела Михаила, слева — Александр Невский
История собора
Пётр I решил назвать собор потому, что родился 30 мая (9 июня), в день святого Исаакия Преподобного. Это единственный храм в России, названный в честь этого святого.

 Всего на этом месте стояло четыре храма. Первой была деревянная церковь рядом с Адмиралтейством. Её переделали из бывшей письменной, чтоб сотрудники Адмиралтейства и верфи могли молиться. В 1712 году здесь Пётр I обвенчался с Екатериной I.

 Уже в 1717-м собор решили сделать каменным. Церквушку разобрали и для будущего храма определили другое место. Там сейчас стоит Медный всадник. А когда-то был важный для Петра собор. Он сам закладывал первый камень.

 Везде символика, правда?
Новый храм простоял недолго — слишком близко была Нева. Река размывала берег и разрушала здание. Уже при Екатерине II выбрали новое место, пригласили архитектора Ринальди и утвердили план мраморного собора. Но построить успели только наполовину — императрица умерла, сменился архитектор, а весь мрамор император Павел I забрал на свой Михайловский замок.

 Масса собора вместе с фундаментом — больше 300 тысяч тонн
Верх достраивали уже из кирпича, но собор не понравился никому. Поэтому в 1818 году при Александре I начали возводить финальную версию. Автором проекта стал французский архитектор Огюст Монферран. Кстати, Александровская колонна — тоже его творение.

 Собор строили 40 лет, и Монферран отдал ему всю жизнь. Когда начинали работу, архитектору было всего 30, а освятили собор, когда ему исполнилось 70.

  Интересные факты об Исаакиевском соборе:
Во времена революций из святыни вынесли много золота и серебра, открыли внутри антирелигиозную выставку, а под куполом подвесили главный экспонат — маятник Фуко. Изобретение демонстрирует, что Земля вращается вокруг своей оси. Сейчас его сняли, но иногда показывают на выставках.

Во время блокады Ленинграда сюда свезли все исторические ценности из областных музеев. Экспонатов было много, места для хранения не хватало. Но даже во времена голода и бессилия сотрудники выносили их на улицу, чтоб проветрить и просушить.

 Памятная табличка со следами от бомб. Подумать только, в годы войны на город упало 147 478 снарядов!
Во время Великой Отечественной храм практически не пострадал. Яркий купол закрасили серым цветом, чтоб скрыть и на него не сбрасывали бомбы. Повредились только колонны — снаряды разрывались рядом. Следы можно найти и сегодня.

 Купол собора выполнен из червонного золота. Это значит, что драгоценного металла на него ушло в несколько раз больше, чем на такой же сусальный купол. Вдумайтесь, здесь 100 килограммов чистого золота
Ещё одна интересная вещь — колонны из розового финского гранита. Всего их здесь 112, каждая весит по 114 тонн, что равняется весу четырёх самолётов. Но главное, что одну такую колонну устанавливали всего за 45 минут благодаря особой конструкции лесов от инженера Бетанкура.

 Посечённые колонны из розового финского гранита. Это единственные разрушения, которые принесла собору война.

 Если решили осматривать самостоятельно, то обратите внимание на несколько интересных моментов.

 Перед входом на колоннаду собора поднимите голову вверх. На потолке увидите изящную лепнину
Снаружи собор такой же красивый, как и внутри. Эти огромные, идеально гладкие колонны из мраморных скал, серые стены из рускеальского мрамора, дубовые двери с рельефами из бронзы и многочисленные скульптуры на фасадах.

 На северном и южном изображён Иисус, на восточном и западном — Исаакий Далматский. Так вот на последнем, рядом с надписью «Царю царствующих», обратите внимание на самого крайнего человека слева. Он сидит, не склоняясь перед святым, и держит в руке модель Исаакиевского собора. Так сам архитектор Монферран изобразил себя.

 Масштабы храма поражают. Здесь сразу три алтаря: главный посвящён Исаакию Далматскому, правый — Александру Невскому, левый — мученице Екатерине. В отделке много ценных камней: малахит, лазурит, шунгит.

 Кстати, иконы созданы в технике флорентийской мозаики, т. е. из природных материалов. Каждый кусочек филигранно подгоняли, чтоб в конце получить картину.

 В окне над алтарём изображён Иисус в алом плаще, который сверкает изумрудами и аметистами. Окно витражное, что считается редкостью для православных храмов.

 Поднимите голову вверх, чтоб посмотреть на барабан купола. Оттуда на людей смотрят 12 статуй ангелов. Между ними — 12 апостолов. Свод украшает роспись с Девой Марией в окружении святых покровителей дома Романовых. Кстати, создал изображение художник Карл Брюллов. Тот, что написал «Последний день Помпеи».

 Под самым куполом висит серебряный голубь как символ Святого Духа. Размах крыльев птицы — два метра. Именно на этом месте раньше висел маятник Фуко.

 Колоннада — непростое испытание на 262 ступени. Лестница узкая, пространство замкнутое. Зато наверху — весь центр как на ладони.
За собором есть красивый Александровский парк. Там можно устроить пикник, сфотографировать достопримечательность с небанальных ракурсов или просто посидеть на лавочках рядом с Адмиралтейством.


Рецензии