На выставке Москва-Париж
Выдающиеся коллекционеры братья Павел и Сергей Третьяковы создали замечательную коллекцию русской живописи, а коллекционеры Сергей Щукин, Михаил и Иван Морозовы познакомили русскую публику с миром французского импрессионизма и постимпрессионизма начала века, их бесценные коллекции легли в основу собраний ведущих музеев страны. Нередко диковинные полотна направлялись на различные выставки за рубеж. Александр Бенуа и Сергей Дягилев при щедрой финансовой поддержке меценатов Саввы Мамонтова и Марии Тенишевой дали жизнь художественному журналу «Мир искусства», поведавшему о творчестве русских и зарубежных мастеров нового искусства. Энергичный организатор Сергей Дягилев в начале XX века соединил на выставках полотна русских и французских художников, в Париже и Петербурге. Вслед за успешными выставками с триумфом открылись «Русские сезоны» – гастроли артистов оперы и балета, покорившие парижскую публику.
После длительного перерыва в 1979 году в Париже была организована совместная выставка, на которой параллельно демонстрировались новаторские работы французских художников и Русский авангард начала ХХ века. Такая выставка под названием «Париж- Москва» прошла в Центре Искусства Жоржа Помпиду, вызвала большой интерес, вскоре коллекция работ была показана в Москве под названием «Москва- Париж» в 1981 году в ГМИИ имени Пушкина. Отстояв изрядную очередь, удалось попасть туда, где был собран, казалось, весь цвет художественного искусства 1900-1930 годов на рубеже веков, времени предчувствия важных событий, перестройки мира, сомнений, ожиданий, волнующего времени перемен, надежды и разочарований, многие работы демонстрировались широкой публике впервые, Музей был заполнен шедеврами, и публика буквально избороздила глазами все его уголки сверху донизу. Хотя выставка была развернута в 16-ти залах музея, экспонаты основной коллекции музея дополняли саму выставку. Назову лишь некоторые имена художников и работы» . Клод Моне — «Ирисы» трепетные словно стайка бабочек на ветру, парижские красавицы, «Соборы» окутанные пушистой дымкой предрассветного воздуха. «Голубые танцовщицы» полные грации и движения, и азарт скачек застывших в стремительный мазках от Эдгара Дега. Тончайшая, словно бисерная работа, «Портрет певицы Жанны Самари», и чувственный «Портрет госпожи Гастон Бернхейм» от Огюста Ренуара. Художник - Поль Гоген - вносит пряный дурманящий аромат заморских красот Полинезии. «Художественное Пано» от Мориса Дени. От Поля Сезана - натуральные живые словно дышащие натюрморты, глубокие портреты, монументальные «Сосны» и «Купальщицы» за ширмой камыша. Лазурный простор «Средиземного моря» от Пьера Боннара. «Лодки в заливе» мерцающие в солнечных бликах от Поля Синьяка. Кубизм от от Пабло Пикассо — трогательная «Девочка на шаре» рядом с атлетом, загадочная картина «Поль в костюме Пьеро», утонченный «Портрет О. Хохловой в кресле», и терпкая "Любительница абсента". Огюст Эрбен показал сосредоточенных «Игроков в шары». Окутанный зимней дымкой «Париж зимой» от Альбера Марке. Пейзажи полные свежести и непосредственности от Андре Дерена. От художника Анри Матисса «Красные рыбки» беззаботно играющие в аквариуме , «Танец», как главное полотно зала и застывшая музыка цвета. Словно лепные фигуры на монументальных конструкциях возвышаются картины «Механические элементы» и «Рабочие» от Фернана Леже , от Нади Леже – графика «Портрет Маяковского». Амадэ Озенфан- изысканный «Перламутровый натюрморт». Константин Коровин- «Портрет Шаляпина на веранде», рядом пронзительный портрет самого художника Коровина выполненный Валентином Серовым, его шедевры - многочисленные портреты, - «Девочка с персиками», «Похищение Европы», «Портрет Иды Рубинштейн». У художника Михаила Врубеля — мистическая «Царевна Лебедь», благоухающая «Сирень», сомнения и ожидания запечатленные в «Демон Поверженный», таинственная«Жемчужина». От Николая Рериха «Небесный бой», величественные «Заморские гости», «Гималаи», дышавшие красками древности. Художник Кузьма Петров –Водкин «Купание красного коня» полные мощи и символизма. Петр Кончаловский — сочные портреты, красочная домашняя снедь, «Рим», «Коррида». Колоритные городские пейзажи от Аристарха Лентулова. Нико Пиросмани - теплый дружеский круг за столом на черном фоне, и рядом Теодор Руссо запечатлевший свою домашнюю «Муза вдохновляющая поэта». «Полет над городом» Марка Шагала преображает суровый мир, наполняя его добрыми красками, взятыми кажется из самого сердца, и «Воздушная печальная Муза». Яркая солнечная палитра находит отклик на полотнах Мартироса Сарьяна, в его южных пейзажах. У Бориса Кустодиева графика «Дымы фабрики», «Февральская лазурь» у Игоря Грабаря. «В голубом просторе» летят птицы Аркадия Рылова. В картине Хоана Миро в небо взмывают воздушные змеи во время «Сиесты» . Поспели сливы в саду у Пьера Боннара, начинается «Сбор слив», а «Деловой дачник» с пилой формирует кроны деревьев у Казимира Малевича и получает «Супрематическую композицию». «Портрет Ахматовой» от Натана Альтмана. Это был совершенно новый неизвестный язык мира искусств, где даже патриарх Илья Репин, казалось, говорил иначе, чем обычно, крупные широкие мазки его портрета "А. Игнатьева" к картине «Заседание государственного совета», отличались от привычных репродукций журнала Огонек. Дополнят общую картину периода смены веков яркие краски «Красных виноградников» и «Подсолнухов» Ван Гога, Портреты и портреты «Флейтист» от Эдуарда Мане, «Осень» и «Стога» Исаака Левитана, «Пейзажи» Василия Поленова. Видения и «Портрет дочери» Михаила Нестерова. Узел темных линий «Проселочная дорога» от Алексея Саврасова. За картинами открывается целый мир объемных образов и форм многочисленные скульптуры в мраморе и бронзе : застывшая «Девушка» от Аристида Майоль, исполненный трагического величия «Бетховен» от Антуана Бурделя, кокетливая «Девушка с веером» от Осипа Цадкин, языческий «Стрибог» и «Разин с ватагой» от Сергея Коненкова, революционный «Октябрь» от Александра Матвеева, трепетная на ветру «Березка» от Анны Голубкиной, и рвущийся ввысь «Пламя» от Веры Мухиной, Дерзкие конструкции Ле Корбюзье и графика Жана Кокто, ажурные стальные кружева от Владимира Шухова, Утонченные эскизы декораций к спектаклям Николая Сапунова, и живописными образами Владимира Дмитриева, экспрессивными зарисовками Александра Тышлера и картиной "Девушка и аэроплан".
Большой успех сопутствовал макету «Башня Третьего Интернационала» Владимира Татлина, спиралевидная, словно раковина от гигантского мифологического моллюска башня властно заняла пространство овального зала, словно самовар на купеческом столе. Рядом притихшей чайной парой выступала картина «Красная Эйфелева башня» от Робера Делоне. а за ней цепочка чашек с блюдцами морских пейзажей прибрежная « Бухта» от Жоржа Брака, наполненный свежестью «Морской праздник» Рауля Дюфи, абстрактные ассорти «Композиции» Ив Танги. Но вот и яблочный пирог, космическое явление «Новая планета от Константин Юон, появляются фантастические пряники цветовые «Экзотические птицы» и рассыпанные цветные леденцы-ландрин на полотне «Композиции» Василия Кандинского –дали почувствовать, как изменился мир, рассыпавшись фейерверком красок. Александр Родченко явил миру почти скульптурную фотографию и лаконичную выразительность книжной графики. Зинаида Серебрякова — застывшая в ожидании чуда, и ее - «Беление холста». Замершие фигуры у пруда Виктора Борисова-Мусатова. завороженные тишиной «Голубые миражи в степи» Николая Кузнецова, напоминают "Алжирские мотивы" Анри Матисса. Монументальное панно в пастельных тонах для парадной лестницы от Пьера Боннара. Яркий динамичный плакат ловкие игроки в регби застыли на фоне Эйфелевой башни и аэроплана "Команда Кардиффа" Робера Делоне. Авангардный художник рисовал портреты Маяковского с натуры, и подарил авторский вариант этого плаката Владимиру Маяковскому при личной встрече в Париже, из рук Маяковского плакат получила на память в юности Вера Аралова, будущий известный модельер, теперь плакат красуется в собрании Музея (об этой удивительной истории поведал Виталий Мишин, сотрудник Музея). Красочно смотрятся колоритные натюрморты и портреты Ильи Машкова, сочные полные жизни натюрморты Александра Куприна. Одинокому паруснику на картине Роберта Фалька тесно в рамках холста - не хватает морского простора.Михаил Ларионов чутко изобразил тоску и отчуждение«Солдата» на фоне незатейливых будней, и удивил мир своим дерзким, лучистым «Лучистым петухом». У Натальи Гончаровой - будничное событие сельской жизни- «Купание лошадей». Зажглись огоньки ночного Парижа на полотне Константина Коровина. приготовилась к танцу страстная «Красная танцовщица» у Кес Ван Донгена. Ритм и движение зажигает в «Автопробеге» — не картине Петра Вильямса.
Особое место занимали художников декорации и эскизы к костюмам для «Русских сезонов» Сергея Дягилева. Но вот праздная публика примеряет маски, предвкушая карнавал, "Маски и костюмы " Александра Головина, изысканные костюмы Леона Бакста. «Король выходит на прогулку», и гротескный «Карнавал» от Жорж Руо, Эскизы тканей с авангардным орнаментом Варвары Степановой и Любови Поповой, макеты театральных декораций и эскизы костюмов к новаторским спектаклям Всеволода Мейерхольда. Блестящие эскизы Александры Экстер к театральным спектаклям Московского Камерного театра Александра Таирова, в ее футуристических нарядах так же блистала царица Марса Аэлита. утонченная книжная графика и иллюстрации Александра Бенуа, строгие формы Владимира Фаворского, Игоря Лебедева, Эль Лисицкого, монументальные картины и плакаты Александра Дейнеки "Оборона" и индустриальные пейзажи фабричных будней. Лаконичные призывные плакаты от Дмитрия Моора, выразительные графические листы от Владимира Маяковского, графические поиски кинорежиссера Сергея Эйзенштейна. Эту графическую феерию дополняли агитационный фарфор, плакаты, модели одежды, и множество графических работ и фотографий. Раскрашены фантастические фигуры у Павла Филонова, возникают ироничные «Четыре туза» от Ольги Розановой. Зазывает освежить свой образ «Окно парикмахерской» Мстислава Добужинского. Среди толпы предстает перед зрителями мощная фигура «Ярмарочный атлет» от Камиль Бомбуа. Кажется еще немного и фокусник достанет из черного цилиндра или куба чудные букеты. Загадочная головоломка «Портрет философа» — Любови Поповой. Графика Юрия Пименова и яркая картина Давида Бурлюка. На фотографиях были представлены работы других интересных художников. Но если достаточно близко к этому хаосу форм, в итоге проступает загадочный квадрат, который отчетливо показал Казимир Малевич - "Черный квадрат", и кажется что его задумчивая, словно с древней фрески сошедшая фигура "Автопортрета", предостерегая, говорит: не расслабляйся.
Во время долгого ожидания в очереди публика делилась впечатлениями, рассказывали различные байки. После появления памятного репортажа о посещении выставки Генсеком, прошла такая шутка: Леонид Ильич заметно приободрился вполне встретив в залах среди многочисленных полотен знакомый образ вождя на картинах Александра Герасимова и Исаака Бродского, а покидая выставку заметил: «Да, порадовала нас товарищ Антонова. Видать наше текстильное полотно и впрямь лучшее для спецодежды трудового народа».
Стоит ли говорить, что народу было очень много, людской поток то и дело порождал водовороты у полотен. Картины дополняют друг друга, будто, художники работая внимали одним музыкальным мотивам. Тончайшие черточки и смелые штрихи будоражат воображение, создавая иллюзию случайности, однако чувствовалось – ни единого штриха нельзя убрать или добавить, не нарушив гармонии хрупкий баланс. Кусочки художественных миров, эпохи, импрессионисты и последователи, авангард и реализм, вместе дают яркую палитру начала века. "Черный квадрат" нельзя не заметить на фоне этого благоухающего буйства красок, но в то же время он удивительным образом вписался в эту общую палитру времени, своей загадкой. Посетитель задумчиво вглядывается в образ, как у Джеймса Джойса «Закрой глаза и смотри». Чем ближе к нему приближаюсь, тем шире поле для раздумий. При более близком рассмотрении, это напомнило престарелую тетушку взгляд ее изучающий из-под темной вуали, сквозь трещины очков. Впрочем загадка разрешается, если его поместить в темной комнате, увидите только "Белый бублик" с черной дырой посередине - Черная дыра прячет другие миры.
Свидетельство о публикации №225100501327