Варткес Тевекелян-Жизнь начинается снова-1950-1

Из книги Варткеса Тевекеляна: «Жизнь начинается снова»(1950).

В долине меж гор раскинулся маленький городок Шабин-Карахисар. Судя по мощным крепостным стенам и высокой круглой башне на гранитной горе, прикрывающей городок с юго-запада, и развалинам укреплений на горных дорогах, здесь когда-то стоял гарнизон, защищающий Армению от набегов кочевников. Как видно, воины этого передового пограничного поста, обзаведясь семьями, спустились в долину и основали городок. Сначала его население состояло исключительно из армян и небольшого количества греков, живущих замкнуто, обособленной жизнью.
После потери Арменией государственной самостоятельности в городке появились турки-завоеватели и, захватив удобные для посева земли в нижней части долины, шаг за шагом вытеснили коренных жителей и прижали их к крепостным стенам.
Постепенно городок разделился на две части. Влево от базарной площади - армянская часть с двумя церквами: большая каменная - на возвышенности, неподалеку от гранитной горы, а маленькая, с искривленным крестом, - внизу, у кладбища. 
               
Справа расположились немногочисленные государственные учреждения: канцелярия уездного начальника, городская управа, суд и караульное помещение полицейских. Почты и телеграфа в городке не было. Тут же начиналась турецкая часть. Там простора было хоть и побольше, но сами турки, за редким исключением, жили плохо, ютились в глинобитных лачужках, в узких, грязных закоулках, влачили жалкое, полуголодное существование. Над турецким кварталом возвышались минареты многочисленных мечетей, откуда муэдзины пять раз в день приглашали правоверных сотворить намаз.
Армяне - потомки древних воинов, лишенных земли, - вынуждены были заниматься главным образом скотоводством, используя лишь узкие полоски меж скал для разведения садов и виноградников. Они, в отместку завоевателям, старались просто не замечать все турецкое - власть, законы и суд, - как будто бы их не было вовсе.
На посторонний взгляд, городок жил мирной, размеренной жизнью, однако вековая вражда между турецкими и армянскими частями никогда не исчезала, временами она стихала, а иногда, вспыхнув с новой силой, приводила к кровавым столкновениям.
Были, конечно, среди армян и турок Шабин-Карахисара добрые друзья, но дружбу эту турки старались хранить в тайне из боязни навлечь на себя гнев властей, в особенности духовенства. Разве можно говорить открыто, что твой друг армянин - честный, хороший человек, что тебе приятно бывать у него, выпить с ним чарочку раки' и поговорить по душам, — когда каждый день на базаре, в кафе и в мечетях члены партии младотурков и муллы вдалбливают в голову, что всякий иноверец - гяур, злейший враг ислама, а армяне - самые худшие из всех гяуров, что все беды правоверных - бедность, нищета, болезни и даже неурожай — исходят от армян. Муллы требуют истребления их всех, утверждая, что тогда на благословенную страну великого султана и халифа всех мусульман спустится благодать Аллаха. Нет, трудно бедному человеку открыто дружить с армянином, пусть он в душе и не верит словам муллы….


Рецензии
Замечательно написано.

Григорий Аванесов   05.10.2025 16:29     Заявить о нарушении