Учительница литературы
- Эльхан, скажи мне, пожалуйста, что ты думаешь об этом произведении. Ты читал его?
- Читал, читал. Не всю книгу, конечно, только самое главное. Вы нас сами учили находить главное. Триллер настоящий. Он эту старуху вредную взял и замочил топором. Только писатель все неправильно написал. Все перепутал…
- Эльхан, сколько раз тебе повторять, «замочить» - это неправильное слово. Замочить можно белье. А старуху, Раскольников убил. И что значит, неправильно написал? Почему?
- Надо было по-другому писать. Он, ну, Достоевский, вначале взял и рассказал об убийстве и кто убил, тоже рассказал. Напрасно… Мне уже дальше неинтересно читать стало. Я уже все знаю, кто убил и зачем после этого дальше читать! А он, то есть Достоевский такую толстенную книгу написал. А сейчас намного лучше пишут. И читать не нужно. Если книга интересная сразу же кино снимут. Как про Гарри Поттера. Или Код Да Винчи, читали? Может, фильм смотрели?
Учительница напряглась, пытаясь найти оправдание тому, что давно уже не читала ничего из новинок современной литературы. И с фильмами у нее пробел. «Когда, спрашивается читать?! Если к урокам прибавить домашние хлопоты, то и суток не хватит. Да и модные книги покупать, внуки без фруктов останутся».
- Нет, Эльхан, сейчас мы не будем обсуждать современную литературу. Откровенно говоря, меня она не очень интересует. Эта женщина, как ее, ну как ее…, которая Гарри Поттера написала
- Джоан Ролинг, - хором закричали дети
- Вы бы так персонажей «Преступления и наказания» знали! Да эта самая Джоан Ролинг знала, чем вас увлечь. Про вас, подростков, книгу написала. Ну что сказать, современная женщина! Вы не знаете, наверное, а у Достоевского тоже есть роман «Подросток», называется.
Учительница вспомнила себя в возрасте своих учеников и урок литературы в женской школе. Очень старая, как ей тогда казалось, учительница литературы Софья Петровна рассказывала о произведении Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву». Дребезжащим фальцетом старушка повторяла: « Радищев в простой рубахе, на телеге …. А в это время, Екатерина, со своими, так сказать фаворитами, с жемчугами на грудях, а это все слезы народные…» Софья Петровна страдала склерозом и в течение всего урока повторяла только эти две фразы. Долго потом девочки изображали Софью Петровну и поминали несчастного Радищева в простой рубахе и Екатерину с жемчугами. «Интересно, а как мои ученики изображают меня?» Тогда, под впечатлением рассказа своей старенькой учительницы, она так и не прочла Радищева.
Прозвенел звонок, и дети с гиканьем вылетели из класса.
Вернувшись домой и занимаясь привычными делами, учительница не переставала думать о странностях судьбы. Если бы ей смешливой живой девочке кто-нибудь сказал тогда, что она станет училкой, почти такой же занудной, как когда-то Софья Петровна!
«Дети сейчас живут в каком то другом измерении. Между мной и Софьей Петровной расстояние оказалось небольшим. А вот между мной и моими учениками! Огромная дистанция. Почти как тот самый путь между Петербургом и Москвой, только проделанный на телеге. Иногда мне кажется, что мы говорим на разных языках, хотя это не так. Их компьютерные игры, Интернет, например. Недавно только моя внучка призналась, что все сочинения они берут из Интернета. А я, наивная, была уверена, что они друг у друга переписывают. Вовсе нет, в этом нет необходимости. Они даже книги читают из Интернета! А их мобильные телефоны. Иногда мне кажется, что им интереснее переговариваться по телефону, или как они говорят, дай Бог памяти, беседа…., как-то странно у них называется, не помню, надо у внучки спросить, похоже на мат…, нет, вспомнила! Чат! Хорошо еще у меня профессиональная память… Да, им больше нравиться «чатиться», чем общаться в живую или читать Достоевского».
В классе к концу года дети устали, и, несмотря на угрозы учителей, не занимались, а как про себя отметила учительница «маялись дурью». Все только и мечтали о том моменте, когда закончится школа, забирающая столько времени.
Шел последний урок литературы. Непривычная тишина была взорвана ворвавшейся в класс возбужденной женщиной:
- Вы только посмотрите, послушайте, что ваши ученицы тут написали! Хорошо вы их обучаете, литературе! Стихи они пишут! – женщина подскочила к учительнице и стала размахивать тетрадным листком перед носом у удивленной, ничего не понимающей учительницы.- Вот эти две ваши ученицы! Вот они! Они написали это!!!
Учительница не успела сказать ни слова и только наблюдала за происходящим. Женщина подбежала к девочкам и закричала на них так, как никогда не позволяла себе учительница. Девочки молчали, даже не пытаясь, что-то объяснить.
Женщина, оказавшаяся матерью одной из учениц посчитала себя вправе ворваться на урок и устроить «разборку» вполне в духе американского боевика. Как оказалось, девочки написали стишок, не понравившийся возбужденной мамаше, по той причине, что девочки придумали обидную рифму к имени ее дочери. Вредный стишок вылился в безобразный конфликт, с привлечением родителей, директора, с выяснением отношений на уровне «сам дурак».
Так и не сумев вставить ни единого слова в оживленную «беседу», учительница переживала, а вернее пережевывала конфликт снова и снова. Представляла, как он мог бы закончится во времена Пушкина. В лицее точно не оказалось бы возбужденной мамаши, а дети, наверное, обменялись бы эпиграммами, или чем-то похожим. Поупражнялись бы в стихах.
На летние каникулы учительница уходила с не меньшим облегчением, чем сами дети. Перед самым концом учебного года она попыталась помирить рассорившихся девочек своеобразным способом. Она задала им сочинение на свободную тему – «Какой способ разрешения конфликтов вы можете предложить». Тема задела за живое. Судя по работам, найти ее в Интернете детям не удалось, хотя количество конфликтов разного рода увеличивалось в геометрической прогрессии. Учительница с интересом читала их творения и заново знакомилась с ними. Для мальчиков не прошли даром агрессивные игры и боевики с «терминаторами». Почти все предлагали «разобраться» с обидчиком самым простым и действенным образом, с помощью силы. Только один мальчик написал о том, что можно было бы попробовать выяснить причины конфликта и поговорить с противником. Он привел пример, удививший и обрадовавший учительницу. Он вспомнил о турнирах рыцарей, где помимо состязаний в силе, ловкости, были также поэтические «дуэли». Такого рода поединок особенно был популярен на Востоке. Не всегда рыцарь, победивший силой, оказывался самым удачливым.
Девочки не писали о силе, войне, драке. Они предлагали не дружить с обидчиком, стараться быть от него подальше и вообще делать вид, что его нет в природе.
На последнем уроке учительница вызвала мальчика написавшего сочинение, удивившее ее.
Скажи мне, Рустам, только честно, ты сам написал сочинение, или тебе кто-то помог? Все равно я не собираюсь оценивать вашу последнюю работу. Я просто хочу знать, ты сам такой мудрый или кто-то тебе подсказал эту идею?
Рустам, дремавший на всех уроках, в том числе и на уроке литературы, залился румянцем:
- Я…. Мне… Я сам!
- А про турниры поэтов ты читал, или слышал?
- Нет, я узнал, случайно. В чате попался один. Ник[ Прозвище в интернетовской беседе.] у него еще так странный «яйцеголовый». Он много всего знает. Мы с ним в «бойцовском клубе» познакомились. Он мне свои кредиты подарил! Я такие классные доспехи купил!
- Про чат я уже знаю. Это что-то вроде беседы, через компьютер, правильно?
- Правильно, - с удовольствием отозвались ученики
- А вот что такое Бойцовский клуб? А при чем тут кредиты? Рустам, ты меня пугаешь! Кто тебе даст кредиты и зачем? А доспехи! Для чего тебе доспехи?
- Нет, нет. Вы не понимаете. Это игра такая в интернете. Интерактивная. Там всё есть и кредиты тоже, чтобы классные доспехи купить. Там все дерутся. А он взял и предложил устроить турнир поэтов. Типа рэперов.
- Да, я слышала о рэпе. Это не совсем стихи… конечно…. но лучше чем эти, как их, ну… фильмы про разбойников.
- Боевики, вестерны, триллеры, – вразнобой закричали дети.
- Вот, вот. Они самые…
Турнир рэперов учительница провести не успела. Закончился учебный год. Наступили самые длинные и веселые летние каникулы. Девочки так и не помирились. Об этом позаботилась активная мамаша, проводившая в школе большую часть дня, чтобы оградить свою дочь от нежелательного общения. Учительница с огорчением отметила, что она бессильна и здесь. Никак не способна повлиять на то, что происходит в ее классе.
Лето принесло удушающую жару. Несколько раз учительнице удалось съездить на море со старинной школьной подругой. Подруга- пожилая женщина, не потеряла вкуса к жизни, несмотря на болячк и чрезмерную полноту. Она тащила учительницу почти на буксире то на бульвар, то на море, то на какую-то тусовку таких же романтических и жизнерадостных старушек.
- Вот скажи мне, - удивлялась учительница, глядя на свою оживленную подругу, - как тебе удается оставаться жизнерадостной, когда вокруг такое творится! Сплошные конфликты, войны, потепление климата. Дети какие-то странные стали. Агрессивные, непонятные! Я их иногда боюсь! Правда, правда! Захожу в класс, а внутри у меня все обрывается. Думаю про себя, что они сегодня вытворят. Сейчас наша профессия становится такой же опасной, как у спасателей, например. А зарплата, смешно о ней вспоминать. Не знаешь, чем закончится урок и для тебя и для них. Недавно мамаша одна такой скандал учинила, а все из-за неудачного стишка.
- Старая ты стала. Брюзжишь без толку! Нет, чтобы попытаться понять, разобраться почему так происходит. Вот скажи мне, пожалуйста. Ты со своими учениками кроме как об образах в произведениях, которые не один десяток лет изучают, говоришь? Поставь себя на их место! Сейчас у них вся эта техника, которая нам и не снилась. Информацией они напичканы под завязку.
- Фу, как ты некрасиво выражаешься!
- Вот видишь! Даже я выражаюсь не так! А что о них, бедненьких говорить! Ты хотя бы вспомни себя и нашу училку по литературе, - пожилая женщина засмеялась, - ты помнишь этого бедолагу Радищева и Екатерину с ее жемчугами! И что ты хочешь, чтобы дети читали Достоевского и Толстого! Вспомни себя и скажи мне честно. Ты сама читала Радищева?
- Кто? Я? Конечно, читала!
- Я не так поставила вопрос! Ты прочла Радищева в школе или позже в институте.
Учительница замялась, прежде чем ответить. Подруга с улыбкой опередила ее:
- Вот видишь! Я так и думала! Ты прочла Радищева много позже. Я думаю и Толстого и Достоевского тогда же. Я сама прочла полностью «Преступление и наказание» в 40 лет. Только тогда я прочувствовала все страдания этого изломанного человека. А ты хочешь, чтобы подросток в 15 лет читал Достоевского! Что он там увидит?! Триллер, к тому же, по мнению подростка, не очень интересно написанный, и все!
- Как странно, почти то же самое, мне сказал Рустам, мой ученик.
- А тебе не странно, что одну и ту же программу по литературе преподают в школе с середины прошлого века.
- А ты предлагаешь, вместо проверенных временем, истинных произведений высокого искусства подлаживаться под вкусы псевдокультуры?
- Что значит училка, - подруга улыбнулась, - зануда, да и только. Разве я сказала, что я против высокого искусства? Я – за! Обеими руками! Только мне кажется, что они все равно не читают эти книги. Даже самые прилежные из них. Я видела в Москве на Тверской в шикарном книжном магазине забавные книжки. Те, что американцы называют комиксами. Там были достаточно известные произведения, например, «Три мушкетера» в картинках и с минимумом текста. И эти книжки, как ты понимаешь не для умственно отсталых, а для обыкновенных детей, которым недосуг читать громадный том. Я думаю, что «Войну и мир» Толстого, тоже скоро выпустят в таком формате. Может уже и есть такая книжка. Я, ты знаешь, очень люблю читать. Я обожаю Толстого, но в школе я прочла только «Мир». Мне интересны были всякие там балы, князья, графини, наряды… ты понимаешь меня… «Войну» я прочла много позже.
- И тебе не страшно?
- Нет. Ну что ты в самом деле такая пугливая! Я тебе расскажу анекдот из своей студенческой жизни. Ты же помнишь, какая программа по современной литературе была в нашем институте. Ужас! Кошмар! Все прочесть было невозможно. Студенту на экзамене попался вопрос по повести Чингиза Айтматова «Прощай, Гюльсары». Экзаменатор спрашивает, видимо не первый раз задает каверзный вопрос. «Скажите, уважаемый, а кто это, Гюльсары? С кем прощается герой?» На что наивный студент недолго думая, отвечает – «С любимой девушкой, конечно». « А вот и не угадал, уважаемый, с любимой лошадью!», - подруга засмеялась.
- И что надо делать? – учительница с вызовом смотрела на подругу
И здесь не обошлось без литературы! Совсем по Чернышевскому - «Что делать?» А я знаю! Почему бы им не дать выбрать хоть одно произведение самим. Ты увидишь, как у них загорятся глаза, как они проснутся и станут обсуждать то, что их волнует! Пусть это будет их любимый «Гарри Поттер», кстати, очень хорошо написанный роман. «Властелин колец» Толкина, детектив Чингиза Абдуллаева, ну я не знаю! Тебе, дорогая, тоже не мешает прочитать эти книги. Ты даже не заметила, как осталась в прошлом веке, а может даже в позапрошлом.
- Так ты считаешь, что вечные шедевры уже не актуальны?! Шекспир! Пушкин! Достоевский!
- Уймись, уймись. Я не том. Я о детях, которые смотрят на тебе, как мы на нашу Софью Петровну когда-то!
Подруга так и не убедила учительницу, оставшуюся при своем мнении. «Если они хотя бы в школе не прочтут самые необходимые книги, где есть мысли и чувства, то они не сделают этого никогда. Смешно надеяться на то, что позже кто-то из них найдет время, чтобы читать что-то серьезное. Так и погрязнут в боевиках, комиксах и чатах».
Первое, что увидела учительница, зайдя в свой класс в новом учебном году – это два пустующих стула, где обычно сидели подружки – поэтессы. На ее вопрос «А где наши девочки?» ответил Рустам:
- Они перешли в другую школу, - и выразительно посмотрел в сторону ученицы, за которой осталось поле боя.
- Я так понимаю, что они ушли потому, что таким образом решили разрешить прошлогодний конфликт?
Дети молчали.
- А вот скажите мне, пожалуйста, в вашем Гарри Поттере между детьми конфликты были? – женщина произнесла эти слова и сама удивилась своей смелости
- Были! Были, - загалдели дети
И как они с ними справлялись?
- С помощью заклинаний! – подняла голову расстроенная ученица.
Значит так, через неделю мы с вами поговорим о первой книге Джоан Ролинг про Гарри Поттера. И особое внимание уделим заклинаниям!
Свидетельство о публикации №225100501403