Есенин. За что его убили
За что, собственно, мог быть убит Есенин?
«Не злодей я и не грабил лесом,
Не расстреливал несчастных по темницам,
Я всего лишь уличный повеса,
Улыбающийся встречным лицам» -
написал он в стихотворении «Я обманывать себя не стану». Написал просто и искренне, как, впрочем, обо всем, о чем ему приходилось писать. «Я сердцем никогда не лгу», - сказано у него в одном из стихотворений.
Как ни парадоксально, но именно эта позиция не устраивала большевистскую власть, считавшую, что коль человек живет в революционное время, он должен подчиняться законам этого времени. Такое мировоззрение четко определил пролетарский поэт Э. Багрицкий. Говоря о революционном веке в котором ему и Есенину довелось жить, он писал:
Но если он [век] скажет:
«Солги» - солги,
Но если он скажет:
«Убей» - убей...
Сергей Есенин, с детства воспитанный на христианских, православных ценностях, проповедовал иное. В одном из юношеских писем своему задушевному другу Г. Панфилову Есенин говорил: «Да, Гриша, люби и жалей людей - и преступников, и подлецов, и лжецов, и страдальцев, и праведников: ты мог и можешь быть любым из них. Люби и угнетателей и не клейми позором, а обнаруживай лаской жизненные болезни людей».
Открыто же исповедовал поэт свою веру во Христа в апреле-мае 1925 г., когда в целых десяти номерах газеты «Правда» напечатали один из самых антихристианских опусов Демьяна Бедного - поэму «Новый завет без изъяна Евангелиста Демьяна». Есенин был единственным в то время поэтом, который открыто встал на защиту Православия, написав поэтическое «Послание «евангелисту» Демьяну». Как говорил читавший это послание в списках православный подвижник конца XX в. иеросхимонах Моисей (Боголюбов): «Лишь единицы и то, как правило, выходцы из простого народа, возвышали свой голос в защиту веры. Помните какую отповедь дал Сергей Есенин Демьяну Бедному, позволившему себе написать пародию на Евангелие? И ведь то были страшные годы большевизма! А русский поэт грудью встал на защиту Христа!».
В 1925 году большевикам стало окончательно ясно, что Есенина «приручить» им не удалось, хотя он и хотел бы вписаться в советскую действительность, как и вся Русская Православная Церковь, принявшая в 1925 г. декларацию митрополита Сергия, в которой говорилось, что успехи и неудачи Советского государства - это успехи и неудачи всей Церкви.
Не стал Есенин трубадуром революции к чему его лично призывали большевистские вожди - Троцкий, Дзержинский, Калинин. «Я - Божья дудка» - так говорил он о себе. Мало того, он не боялся открыто высказывать свое негативное мнение о политической литературе.
Так на заседании пролетарских писателей в 1921 г., и не где-нибудь, а в Народном Комиссариате Просвещения, поэт сказал: «Здесь говорили о литературе с марксистским подходом. Никакой другой литературы не допускается. Это уже три года! Три года вы пишете вашу марксистскую ерунду! Три года мы молчали! Сколько же еще вы будете затыкать нам глотку? И... кому нужен ваш марксистский подход? Может быть, завтра же ваш Маркс сдохнет...».
Большевики увидели в Есенине идеологическую и духовную опасность. За ним установили слежку, на него заводили уголовные дела, грозившие в любое время перерасти в политические, и только благодаря всемирной известности не решались отправить поэта в застенки ЧК, как заметил В.Ф. Ходасевич «...не хотели подчеркивать и официально признавать «расхождения» между «рабоче-крестьянской» властью и поэтом, имевшем репутацию крестьянского».
Но Есенин предчувствовал трагическую развязку, и это предчувствие мучило его. По воспоминаниям Екатерины Есениной, опубликованных в книге В. Кузнецова «Есенин. Казнь после смерти», молясь перед распятием Иисуса Христа, он говорил: «Господи, ты видишь, как я страдаю, как тяжело мне...»
Сергей Александрович трагически погиб в ночь с 27 на 28 декабря 1925 года. Истинные причины его гибели были скрыты, но многие современники всё же не поверили в то, что поэт покончил с собой. Муж Екатерины Есениной, поэт Василий Наседкин говорил ей: «На самоубийство не похоже... Такое ощущение, что мозги вытекли на лоб...»
В числе других свидетелей посмертного вида Есенина утром 28 декабря в «Англетере» был художник В. Сварог. Он сделал рисунки погибшего поэта и заметил детали, свидетельствующие о насильственной смерти. Основываясь на них он говорил впоследствии: «Есенина спешили «убрать»... Сначала была «удавка» - правой рукой Есенин пытался ослабить ее, так рука и закоченела в судороге. Голова была на подлокотнике дивана, когда Есенина ударили выше переносицы рукояткой нагана... Вешали второпях, уже глубокой ночью...»
«Казненный дегенератами» - так называлась статья известного писателя Б. Лавренева вышедшая сразу после гибели Есенина.
В Православной Церкви, так же изначально нашлись священники, не поверившие в самоубийство. Мать Сергея Есенина Татьяна Федоровна хорошо знала, что самоубийц не отпевают, но тем не менее сумела доказать священнику московской церкви, что ее сын не самоубийца и он совершил обряд отпевания. Об этом в 1960-е годы рассказывала Анна Берзинь, одна из организаторов похорон великого поэта, «...Утром предполагалась гражданская панихида, но я знала, что мать Сергея отпевает его заочно у ранней обедни, и она хотела непременно предать его земле, то есть по христианскому обряду осыпать, рассыпая землю крестообразно».
По данным исследователя жизни и гибели Есенина Н. Сидориной, панихиды по нему совершались в трёх церквях: в Москве, в Ленинграде и на Рязанской земле. В Казанской церкви села Константиново Сергея Александровича заочно отпел его духовный наставник протоиерей Иоанн Смирнов, а в соседнем с селом Константиново селе Федякино - священник Василий Гаврилов.
Его правнук А.Б. Калякин вспоминает, что отец Василий служил панихиды по Есенину вплоть до своего ареста в 1938 г. В то время за отпевание самоубийц и панихиды по ним сразу лишали священнического сана. Значит, достаточно убедительными были свидетельства родственников о том, что Есенин не покончил с собой, а был убит.
Но в течение почти восьмидесяти лет версия о самоубийстве упорно внедрялась в сознание советского народа.
Первым, кто официально стал опровергать эту версию, стал полковник милиции, следователь по особо важным делам Э. А. Хлысталов. Узнав, что вынимал Есенина из петли медик «Скорой помощи» К. М. Дубровский, он, в 1990-х гг., чтобы выяснить подробности, обратился с письмами к его еще живой жене. Вначале Хлысталов не получил ответа на свои послания. Но через некоторое время ему пришло письмо, в котором выполнялась просьба Е. А. Дубровской рассказать о том, что видел ее муж в гостинице «Англетер» 28 декабря. «Вы совершенно правы, - пишется в этом письме, - что Есенину «помогли» покончить с собой. Судя по рассказам К. М. Дубровского, в номере С. Есенина были следы борьбы и явного обыска. На теле были следы не только насилия, но и ссадины, следы побоев...».
В 1997 г. в газете «Известия» директор Особого архива А.С. Прокопенко заявил: «Исследователи причин смерти Сергея Есенина давно пришли к выводу о прямой причастности к гибели поэта ОГПУ (отдел государственного политического управления - И.Е.). И документы об этом есть в архивах КГБ, да вот уже семь десятилетий не дают читать их. Ради только одного снятия греха самоубийства с души великого поэта должны быть названы нечестивцы, оборвавшие его жизнь».
Возвращаясь к причинам гибели поэта думается, что Есенин был убит большевиками-интернационалистами за национальную самобытность, за проповедование в своём творчестве православных ценностей - любви к ближнему и милосердию, любви к Родине и русскому народу. Был убит за то, что своими стихотворениями противостоял безбожности, насаждаемой советскою властью. «Противоядием против безбожия» называл поэзию Есенина Г. Иванов. Великий русский поэт своим творчеством поддерживал в народе веру в то, что православная Россия не канула в никуда, что придёт время её возрождения.
И оно действительно пришло. Это можно видеть на примере Казанской церкви села Константиново, которую так любил Сергей Есенин и на колокольне которой пономарил по праздникам.
В 1922 г. большевики под видом необходимости оказания помощи голодающему Поволжью из церкви изъяли всю ценную утварь, приобретенную на народные деньги. В 1924 г. были сняты с колокольни серебряные кресты. И оттого она стала казаться, как с горечью писал Есенин «каланчой с березовою вышкой». Но он верил в то, что церковь возродится. «Были в истории такие случаи, но это пройдет», - говорил поэт своему другу И. В. Грузинову.
До конца колокольню доломали в 1952 г. Причем сломали ее под предлогом нехватки кирпича для строительства свинарника. Еще раньше, в конце 1930-х годов, разрушили трапезную, соединявшую колокольню с церковью. Саму же Казанскую церковь закрыли в 1939 г. Ее здание использовалось под складские помещения местного колхоза, а на месте колокольни и трапезной построили большой деревянный сарай.
Возрождение церкви началось с возрождения оболганного и оклеветанного имени великого поэта.
В 1970 г. приказом министра культуры РСФСР, здание Казанской церкви вошло в комплекс мемориального музея С.А. Есенина. Так, спустя более полстолетия, вновь переплелись судьбы константиновского паренька и его приходской церкви.
К 1979 г. в Казанской церкви были проведены большие реставрационные работы, восстановлен внешний облик здания, на котором установили мемориальную табличку, свидетельствующую о том, что Казанская церковь является памятником архитектуры ХVIII в. и охраняется государством.
Разве это не Промысел Божий? Разве может возрождаться церковь благодаря имени отверженного Богом человека? Конечно же, нет. Меру человеческого покаяния за грехи знает только Господь, но на примере возрождения Казанской церкви Он зримо показывает нам Свое благоволение к памяти великого русского поэта, мученической кровью омывшего свои духовные падения. Как заметил поэт В. Сорокин: «Есенин взял родной народ у разрушенного храма и через расстрелы, геноцид, предательство демагогов-вождей ввел его в храм. Мы, русские, лечились есенинской душою, есенинской красотою и нежностью много десятков лет, строя, воюя, созидая...»
Свидетельство о публикации №225100501475
Это правда. Ни одной женщине в любви не признался, ибо никогда и никого не любил, кроме самого себя. А для красного словца не то, что отца — родную мать не пожалел: публично в стихах обозвав 49-летнюю женщину — старушкой.
Валентин Великий 05.10.2025 18:25 Заявить о нарушении