За упокой авиации
– Ты английский знаешь?
Бомбер удивленно нахмурился:
– А на хрена?
– Ну, вот если бы тебе сказали: будешь знать английский – возьмем опять летать.
Только летать будешь по американским правилам, связь вести на английском. И инструкции все – тоже на английском. И контрольную карту читать – тоже. И между собой…
Старый вояка задумался.
– Так это же… зубрить надо…
– Ну да, зубрить. Все зубрить, чтоб от зубов отскакивало. А экзамен сдавать компьютеру.
Подумав, военный летчик сжал губы, как будто у него во рту оказался кислый лимон, и решительно отмахнулся:
– Нет уж! Я – русский офицер, служу России, летаю на русском самолете…. Ладно, пусть – летал… Да и как же это можно – русскому человеку, а все на английском!
– А вот так и можно. И пассажиров возить.
– И они что – зубрят?
– Зубрят, еще как! За такие бабки…
– Погоди: а что – перевести хоть инструкцию нельзя, что ли?
– Нельзя, фирма-производитель запрещает.
Рюмки были давно налиты. Старый военный летчик вдруг, не чокаясь, как за упокой, опрокинул рюмку, крякнул и, не закусывая, выдохнул:
– Я пришел в авиацию не зубрить! Я летать пришел! Я в небо пришел, как в церковь! А мне какой-то поганый эрбас диктовать будет? В моем небе? Нет, кончилась авиация! Кончилась! – И отвернулся, пряча глаза.
Отрывок из рассказа "Страх полета"
© Copyright: Василий Васильевич Ершов, 2016
Свидетельство о публикации №216121501395
Только Советский Человек, Советский Пилот может так написать.
Сегодня идет война, война идеологическая, суть идеологии противника в поклонении доллару, там тоже бывают герои, но их герои думают о прибыли, у них идеология как у бандитов, хорошо рулил или стоял на стреме получи долю награбленного.
У советского человека идеология совсем другая, он за дело болеет, а дадут ему за это премию или нет, это для него не важно...
Недавний пример с Ту-154, который вынужденно сел в Ижме, там тоже был герой - начальник аэропорта с "героической" фамилией Сотников, 20 лет он содержал полосу в рабочем состоянии, хотя на нее никто не летал.
И надо же, вдруг на нее сваливается "длинный туполь" с отказавшей электрикой, люди спасены, экипажу ордена, а начальнику аэропорта снегоход...
А ведь предлагали Сотникову хорошие деньги за то, чтобы на полосе лес складывать, он бы за те "бабки" мог бы себе не один снегоход купить...
К сожалению нет уже в живых Василия Васильевича Ершова, великого пилота, писателя и советского Человека, вечная ему память.
Свидетельство о публикации №225100501570
к любой столице мира запросите условия аэродрома по русски...?
Вступив в ИКАО все заинтересованные страны принимают их условия.
И никто нигде по этому поводу не пьют горько горькую. В.В.Ершова
много читал, это был уважаемый человек в нашей Авиации.
Светлая ему память.
Валерий Слюньков 05.10.2025 22:16 Заявить о нарушении
Дошло до того, что Зеленский с Токаревым по английски разговаривал....
Андрей Бухаров 06.10.2025 02:37 Заявить о нарушении
Летали и много по миру, а там принят один язык, и
экипажи его знали. Не велика наука. А вояки, перелетавшие
иногда границы (перегон машин в другие страны) брали с
собой переводчиков, часто студентов инъяза. Пишу только
то, о чём знаю точно. Рано пить за упокой нашей авиации.
А чем меньше будут говорить по русски наши враги и те, кто
им потакает - тем лучше для нас.
Валерий Слюньков 06.10.2025 10:00 Заявить о нарушении
Я же к авиации имел отношение только в качестве пассажира.
В советское время билеты были вполне доступными по цене, теперь же меня в полет совсем не тянет...
Андрей Бухаров 06.10.2025 16:13 Заявить о нарушении
лет был при авиации. Да, а билеты на
самолёт сейчас не много отличаются по
цене от Ж.Д.
Всего доброго!
Валерий Слюньков 06.10.2025 20:52 Заявить о нарушении
В советское время летать самолётом было выгоднее чем ездить поездом.
За трое суток в поезде на еду уходило больше чем на билет, опять же если пьющие соседи, то приключений не избежать...
Как то ехал я поездом из Москвы до Барнаула, сосед по купе имел при себе сетку водки, а ехал он с похорон, так он ту водку сам и выдавал, допился до чёртиков, пока не спал был ещё более менее, а стоило ему прикарманить, то он вскакивал и кричал убью, пришлось у него ножик забрать и под подушку спрятать..
Андрей Бухаров 07.10.2025 04:29 Заявить о нарушении
и самолёты. Нередкие командировки давали опыт, а
потом ещё гостиницы, где тоже бывало всякого.
Но... зато посмотрел страну, даже "заграницу".
Шучу: Киев, Ташкент. И Китай "посмотрел" через
Амур на набережной Хабаровска. А уж в Казахстан
на рыбалку ездили по выходным, не зная что это
"заграница". Всё меняется на глазах. К чему бы...
С уважением!
Валерий Слюньков 07.10.2025 13:48 Заявить о нарушении
Андрей Бухаров 07.10.2025 15:05 Заявить о нарушении
Нина Степановна Маслова1 08.10.2025 02:29 Заявить о нарушении
Все ему вроде как вообще не нужна, внешне похож на майского жука, принцип действия аналогичный.
Но из за безденежья связались с американцами, они же, получив как е то там права, эту тему прикрыли, потому как у них свои Osprei девать не куда, это такая хитрая штука самолёт с винтами как у вертолета с поворачивающимися мотогондолами, на коротких крыльях взлетает как вертолет, а потом летит как самолет.
Андрей Бухаров 08.10.2025 13:43 Заявить о нарушении
Андрей Бухаров 08.10.2025 13:45 Заявить о нарушении
ЭлМордовияМурманскНижний
Спецпроекты
Социальная поддержка государства
Репортажи военкора АиФ
Спецоперация на Украине
ВЭФ-2025
ПМЭФ-2025
Центр «Воин»
Частичная мобилизация в РФ
Все об импортозамещении
Национальные проекты России
Общество
75 лет Победе
Просто о сложном
Сеть
Наука
Здравоохранение
Осторожно, мошенники!
Армия
Безопасность
Образование
Право
Дальний Восток
Арктика — территория развития
Экология
МЧС России
Мусора.нет
Агроновости
История
Люди
Религия
Общественный транспорт
СМИ
Природа
Туризм
Благотворительность
Измени одну жизнь
Галереи
Мнение
Происшествия
Политика
Деньги
Москва
Культура
Спорт
Кухня
Дача
Здоровье
Авто
Недвижимость
Техника
Наука
Конкурсы и тесты
Пресс-центр
Доброе сердце
Усадьба Барышникова
Все о коронавирусе
Свежий номер
№ 41. 08/10/2025
Экспорт спишем, импорт в уме
Издания
АиФ в социальных сетях
Мы победили! Спецпроект «АиФ» защищает правду о подвиге советского солдата
18.03.2021 00:12Дмитрий ПисаренкоПримерное время чтения: 6 минут 14745
«Русский НЛО». История уникального летательного аппарата «ЭКИП»
Еженедельник «Аргументы и Факты» № 18. Как мы храним память о тех, кто не дожил до Победы? 05/05/2021
В сборочном цехе акционерного общества «Саратовский авиационный завод» идет сборка первого летательного аппарата нового поколения «ЭКИП».
В сборочном цехе акционерного общества «Саратовский авиационный завод» идет сборка первого летательного аппарата нового поколения «ЭКИП». РИА Новости
В нашем советском прошлом было немало оригинальных научных проектов, которые так и остались нереализованными. Но человеческая мечта обладает удивительной силой. Могут пройти годы и даже десятилетия, и она воплотится в готовом техническом решении — на пользу стране и людям. Правда, автор идеи (изобретатель, инженер, учёный) этого уже не увидит.
Реклама
neter.pro
АиФ.ru рассказывает об уникальном проекте позднего СССР, который должен был стать прорывом в отечественной авиации, но не пережил безденежья 90-х. Как знать, может, и у него ещё есть шансы на возрождение.
«Летающее крыло»
В 1994 году на территории Саратовского авиационного завода проходили необычные испытания. Люди неосведомлённые вполне могли принять это действо за прибытие инопланетного корабля. Аппарат обтекаемой формы, похожий на большую выпуклую линзу, оторвался от земли, плавно проплыл над ней, взмыл в небо, потом снизился и, ещё немного попарив, приземлился.
Реклама
neter.pro
Те, кто видели полёт аппарата «ЭКИП», говорят, что это и впрямь смотрелось фантастически. «ЭКИП» — сокращение от слов «экология» и «прогресс». Предполагалось, что в перспективе он будет летать на газовом топливе, что уменьшит вредные выбросы и снизит финансовые затраты на эксплуатацию. Разработкой аппарата занимался инженер-конструктор Лев Щукин. Это было главное детище его жизни, задуманное ещё в начале 1980-х.
Лев Щукин.
Лев Щукин. Фото: РИА Новости
«ЭКИП» спроектирован по схеме «летающее крыло»: подъёмную силу создаёт вся поверхность машины, а не какая-то её часть. Крыльев в традиционном понимании у него нет — сам дисковидный фюзеляж выполняет их функции. По сути, это самолёт с чрезвычайно короткими крыльями и очень толстым фюзеляжем, внутри которого располагались и двигатели, и груз, и, разумеется, экипаж с пассажирами.
Конструктор Лев Щукин со своей командой смог реализовать несколько новаторских идей, благодаря которым удалось убрать значительную часть завихрений воздуха, избавиться от вибраций и увеличить подъёмную силу. Вихревая система управления потоками воздуха, находящаяся в кормовой части аппарата, и сама форма фюзеляжа наделяли его отличными аэродинамическими свойствами. Встречный воздух плавно и безотрывно обтекал корпус во время полёта, а его сопротивление было существенно ниже, чем у традиционных самолётов. Эта система, получившая название УПС, являлась гордостью разработчиков и была запатентована ими не только в России, но и в Европе, США и Канаде.
«ЭКИП» имел струйно-посадочное устройство на воздушной подушке и мог взлетать и садиться на аэродромах любой категории. Впрочем, аэродромы ему не были нужны вовсе: «русский НЛО», как назвали его на Западе, был способен приземляться хоть на лужайку, хоть на грунтовую площадку, хоть на болото.
Экранолёт летающее крыло, на воздушной подушке «ЭКИП».
Экранолёт — летающее крыло на воздушной подушке «ЭКИП». Фото: Commons.wikimedia.org
Деньги так и не поступили
Изобретение Льва Щукина относилось к классу экранолётов. Такой аппарат может летать и как экраноплан (близко к поверхности земли или воды за счёт экранного эффекта), и как самолёт (на большой высоте). Подниматься он мог до 11 тысяч метров, а его крейсерская скорость достигала 610 километров в час.
Согласно расчётам, дальность полёта «ЭКИП» составляла до 6 тысяч километров. Аппарат был способен перевозить тяжёлые крупногабаритные грузы (100 и более тонн) или большое количество пассажиров (более тысячи человек) на дальние расстояния. Если учесть, что экранолёту не нужны аэродромы, становится понятно, что он был бы незаменим во множестве ситуаций — при спасении людей на воде и в труднодоступных местах, тушении лесных пожаров, проведении разведки и патрулирования. А уж для жителей Крайнего Севера он точно стал бы любимым транспортным средством. При этом аппарат был очень устойчив в воздухе и даже при выходе из строя всех маршевых двигателей мог совершить безаварийную посадку всего на одном вспомогательном (минимально их ставилось 4 штуки) на неподготовленную грунтовую площадку и даже на воду.
Макет экраноплана «Орленок», предназначенного для перевозок пассажиров.
Вопрос-ответ
Что такое экраноплан?Первые образцы «ЭКИП» начали изготавливать в 1992 году, а в 1994-м провели испытания модели. Всего на Саратовском авиационном заводе было сделано два беспилотных аппарата. Лётные качества разработчиков порадовали, потенциал был очевиден. Правительство приняло решение о финансировании проекта, губернатор Саратовской области Аяцков предлагал начать серийное производство. Свой интерес проявляли министерство обороны (оно выступало головным заказчиком) и министерство лесного хозяйства. Применять инновационный летательный аппарат планировали для самых разных задач, поэтому разработали несколько модификаций — и беспилотную, и для пассажирских перевозок, и для патрулирования лесов. Были предложены также варианты для нужд армии — десантная и боевая.
Не стоит лишний раз напоминать, какие времена переживали в 90-е годы предприятия, работающие на оборонку. Несмотря на то, что разработка аппарата «ЭКИП» была включена отдельной строкой в бюджет страны, деньги так и не поступили. Конструктор Щукин пытался найти средства на него самостоятельно, но в 2001 году он умер от сердечного приступа. Проект был заморожен.
Руководство Саратовского авиационного завода пыталось искать инвесторов за рубежом. Были проведены переговоры в США, директор даже выступил на военно-морской базе с докладом. Американцы предлагали построить завод по производству «русского НЛО» у них — предполагаемый рынок экранолётов они оценивали в 2-3 миллиарда долларов. Но финансировать производство в России они отказались.
Андрей Бухаров 08.10.2025 13:51 Заявить о нарушении
не застал, хотя вижу часто у амеров на
авианосцах. Но вряд ли они на 300 пассажиров,
наверное такая модель.
Валерий Слюньков 08.10.2025 13:55 Заявить о нарушении
Нина Степановна Маслова1 09.10.2025 00:35 Заявить о нарушении
Нина Степановна Маслова1 09.10.2025 00:37 Заявить о нарушении
Андрей Бухаров 09.10.2025 02:46 Заявить о нарушении
обладает чуть большей информацией? А конвертоплан не
многим лучше наших вертолётом, признанными лучшими.
Валерий Слюньков 09.10.2025 13:47 Заявить о нарушении
В свое время разрабатывались автожиры, которые намного дешевле.Кстати экранное. ЭКИП при наличии хороших двигателей может совершить переворот в авиаперевозки.
Так как ему ВПП не нужна.
Андрей Бухаров 09.10.2025 13:52 Заявить о нарушении
обладаете, не имея ввиду что в ВИКИ? Вы подозреваете Путина
во вредительстве? Самому не смешно? Ну сделайте лицо попроще.
Не следуйте глупой моде рядиться в обличителя. Таких здесь и
без Вас много.
С сим - откланиваюсь.
Всех благ!
Валерий Слюньков 09.10.2025 14:16 Заявить о нарушении
Андрей Бухаров 09.10.2025 14:29 Заявить о нарушении
и что теперь президентом будет женщина? Уж не Собчак, Голикова или Ирина Роднина?
Вот тогда Россия "туши свет!"
Нина Степановна Маслова1 09.10.2025 18:52 Заявить о нарушении
смешные не рассказывайте. А то дураки поверят.
Валерий Слюньков 09.10.2025 19:17 Заявить о нарушении
Не знал. Тогда мои мнения ни о чём.
С этим позвольте откланяться.
Всех Вам благ!
Валерий Слюньков 09.10.2025 19:21 Заявить о нарушении
Андрей Бухаров 09.10.2025 21:29 Заявить о нарушении