Актриса и маршал
В мае началось успешное шествие по экранам страны фильма-сказки «Золушка», в котором она блистательно сыграла роль Мачехи.
А все началось как в старом анекдоте. Помните: из ресторана вываливается пьяный, и
увидев человека в золотой фуражке и в брюках с лампасами кричит: - Швейцар! Такси!
Тот ему отвечает: - Я не швейцар. Я адмирал. – Адмирал!? Тогда катер к подъезду!
Однажды Раневская ужинала в компании коллег в ресторане. Что-то ей не понравилось, и она ушла раньше других.
Справиться с тяжелой входной дверью оказалось непросто, на помощь актрисе пришел крупный мужчина в мундире и красивой фуражке.
Раневская поблагодарила, назвав его швейцаром.
– Я не швейцар, – сказал он.
Актриса окинула его взглядом, поняла, что перед ней военный со званием, извинилась за свою оплошность, и на всякий случай назвала теперь уже генералом. За генерала кто ж обидится?!
Он не обиделся, но все же ее поправил: – Я – маршал.
Раневская в изумлении. То ли в шутку, то ли всерьез говорит, что никогда не забудет, как сам маршал открывал перед нею дверь. А маршал осторожно замечает, что она похожа на одну актрису. Ту, что играет Мачеху в «Золушке», и неожиданно добавляет, что эту Мачеху ему так жаль…
Раневская в еще большем изумлении: никто еще не жалел ее Мачеху. Должно быть, Толбухин был тронут искренностью актрисы, потому что немедленно предложил: – Меня ждет машина. Я могу вас подвезти. Куда вам нужно? – Ой, что вы, премного благодарна. Но после всех ароматов ресторана мне просто обязательно нужно проветриться на вечернем воздухе Тбилиси.
Маршал просит разрешения составить ей компанию. Это был командующий Закавказским военным округом Федор Иванович Толбухин.
Такой ли была первая встреча Раневской и Толбухина или ничего общего не имела с этим описанием? Сомнений не вызывает одно: для обоих знакомство стало событием. Актрисе и маршалу было хорошо вместе. Они много говорили на разные темы.
Для Фаины Раневской эта встреча буквально перевернула мир. Перед ней был мужчина, воин, под командованием которого находились сотни тысяч солдат. Он приказывал им, посылал их в бой, вершил сотни тысяч судеб.
. «Он дивный! Он необыкновенно чудный человек», – делилась однажды Раневская со своей подругой впечатлением о Толбухине.
Нельзя сказать, что Толбухин стал для Раневской идеалом мужчины. Но он был, пожалуй, единственным ее знакомым, о котором она никогда не говорила в игривом, шутливом, ироничном тоне. О любом человеке она могла пошутить, найти в его характере некую черту для своей незлобивой или очень острой иронии. Но о Толбухине Фаина Георгиевна всегда отзывалась с величайшим уважением. Дружба Раневской с маршалом Толбухиным была, не похожа на другие знакомства и дружбы Фаины Георгиевны с мужчинами-ровесниками и старшими современниками. Федор Иванович отличался от людей ее круга. С дамами был отменно галантен. А Раневской не мог еще и не восхищаться как редчайшим талантом. Его положение позволяло делать ей такие сюрпризы, которые для других ее друзей, возможно, были затруднительны.
В августе у Раневской был день рождения. Шел 1947 год. Много позже, когда пройдет почти два десятка лет после этого дня, Фаина Раневская в разговоре со своей подругой признается: – Милая! У меня в жизни был такой день рождения, который я могу назвать необыкновенно счастливым. Давно… в сорок седьмом году. Но я помню его каждую минуту.
В Грузии рассказывают, что торжество состоялось в ресторане на горе Мтацминда, с которой открывается великолепный вид на Тбилиси. Сохранилась удивительная фотография Фаины Георгиевны той поры. Она стоит в парке, высоко над городом, лицо в широкополой шляпе волнующе прекрасно.
Этот праздник для Фаины Георгиевны устроил ее новый друг маршал Толбухин. И вовсе не втайне от жены.
В одном из воспоминаний о маршале сообщается, что Толбухины дружили с Раневской, которая бывала в их доме.
Толбухин женат на Тамаре Евгеньевне. Они поженились в 1923 году и прожили в браке больше четверти века, вплоть до смерти Толбухина. Единственный сын супругов скончался в детстве.
Жена его, Тамара Евгеньевна, урождённая Бобылёва, дворянка в четвёртом поколении (но не графиня, как иногда пишут), была моложе его на 10 лет. Судя по словам самого Фёдора Ивановича, иногда они даже вместе готовили: «по праздникам мы с женой делаем пироги с грибами. Вкусная, доложу вам, штука...»
Тамара Евгеньевна была рядом с мужем почти на всех фронтах Великой Отечественной. Как могла, скрашивала ему тяготы военного быта. Тамара Евгеньевна была очень красива, обаятельна; она увлекалась искусством, особенно театром. После войны в доме у Толбухиных бывали многие известные актеры. Наиболее близкой была дружба с Ливановыми и Ф.Г. Раневской».
Раневская была частой гостьей в их доме, близким другом для обоих супругов.
Со слов одной из приятельниц Раневской, что в послевоенные годы самым большим увлечением актрисы был маршал Толбухин. Но увлечение – это ведь еще не роман, не тайная связь…
Наиболее точно отношения актрисы и маршала описал Алексей Щеглов. Раневская в шутку называла его своим эрзац-внуком.
Вот лаконичная и деликатная зарисовка Щеглова: «Ее рассказы о Федоре Ивановиче были проникнуты удивлением, нежностью и совершенно лишены свойственной Раневской иронии. По-видимому, она нашла в маршале черты, которые не встречала раньше у военных. Есть фотография –Раневская с Толбухиным: сидят за столом, обедают, в руках рюмки, смотрят друг на друга.
А в 1949 году маршал Советского Союза Федор Иванович Толбухин умер. После смерти тело маршала кремировали. Урна с прахом покоится в стенах Московского Кремля.
Пройдут десятилетия и Алексей Щеглов, внук лучшей подруги Раневской Павлы Вульф, напишет книгу воспоминаний о своей семье.
Когда отмечалось 100-летие Раневской, Москва зачитывалась маленькой мемуарной книжкой Алексея Щеглова о Фаине Георгиевне. Фаина Раневская провела на сцене почти семьдесят лет. Столько же она пробыла членом семьи Вульфов после эмиграции ее родителей в 1917 году. Новую семью Раневская нашла в доме своей наставницы актрисы Павлы Леонтьевны, ее дочери Ирины, тоже актрисы и режиссера, и родившегося в 1939 году Алексея Щеглова, сына Ирины, которого Раневская называла "эрзац-внуком", а он ее - "Фуфой".
Автор - не литератор, а профессор архитектуры. Может быть еще и поэтому в рукописи содержится минимум "размышлизмов", но максимум - прямой речи Фаины Георгиевны, записей из ее дневников, писем, черновых набросков и других "первичных материалов".
Фаина Раневская
Годы жизни: 27 августа 1896 - 19 июля 1984
советская актриса театра, кино , народная артистка СССР (1961)[ лауреат трёх Сталинских премий (1949, 1951, 1951). Кавалер ордена Ленина (1976).
В воспоминаниях актрисы есть описание того момента, когда она стала Раневской. Это было на заре ее театральной карьеры, в пору службы в керченском театре. Молодая актриса Фанни Фельдман (таково было имя Фаины Раневской при рождении) получила в банке очередной денежный перевод от мамы, вышла на улицу, а там ветер вырвал купюры из ее рук и понес по улице. «Денег жаль, зато как красиво они улетают!» — сказала девушка. Тут ее спутника-коллегу осенило: «Да ведь вы Раневская! Только она могла так сказать!»
Раневская никогда не училась у Станиславского
, но, как показала жизнь, всегда оставалась верна его завету любить искусство в себе, а не себя в искусстве.
Цитаты Фаины Раневской
Её остроумные высказывания, часто с сарказмом и едким юмором, стали неотъемлемой частью советской культуры.
Нас приучили к одноклеточным словам, куцым мыслям, играй после этого Островского!
Думайте и говорите обо мне что пожелаете. Где вы видели кошку, которую бы интересовало, что о ней говорят мыши?
Если больной очень хочет жить, врачи бессильны.
Под самым красивым хвостом павлина скрывается самая обычная куриная жопа. Так что меньше пафоса, господа.
Мысли тянутся к началу жизни — значит, жизнь подходит к концу
Вы знаете, что такое сниматься в кино? Представьте, что вы моетесь в бане, а туда приводят экскурсию. э
У Раневской спросили, не знает ли она причины развода знакомой пары. Фаина Георгиевна ответила: — У них были разные вкусы: она любила мужчин, а он — женщин.
Я как старая пальма на вокзале — никому не нужна, а выбросить жалко.
Всё приятное в этом мире либо вредно, либо аморально, либо ведет к ожирению.
Жизнь слишком коротка, чтобы тратить ее на диеты, жадных мужчин и плохое настроение.
Когда я начинаю писать мемуары, дальше фразы: «Я родилась в семье бедного нефтепромышленника…», — у меня ничего не получается.
Чтобы получить признание — надо, даже необходимо, умереть
Оптимизм – это недостаток информации.
Я не признаю слова «играть». Играть можно в карты, на скачках, в шашки. На сцене жить нужно.
Настоящий мужчина — это мужчина, который точно помнит день рождения женщины и никогда не знает, сколько ей лет.
Мужчина, который никогда не помнит дня рождения женщины, но точно знает, сколько ей лет, — это ее муж.
Стареть скучно, но это единственный способ жить долго.
Сегодняшняя молодежь ужасная. Но еще ужаснее то, что мы не принадлежим к ней.
Самое страшное — это когда человек уже принадлежит не себе, а своему распаду.
Люди сами себе устраивают проблемы — никто не заставляет их выбирать скучные профессии, жениться не на тех людях или покупать неудобные туфли.
Талант — это неуверенность в себе и мучительное недовольство собой и своими недостатками, чего я никогда не встречала у посредственности.
Четвертый раз смотрю этот фильм и должна вам сказать, что сегодня актеры играли как никогда.
Женщина, чтобы преуспеть в жизни, должна обладать двумя качествами. Она должна быть достаточно умна, чтобы нравиться глупым мужчинам, и достаточно глупа, чтобы нравиться мужчинам умным
Меня забавляет волнение людей по пустякам, сама была такой же дурой. Теперь перед финишем понимаю ясно, что всё пустое. Нужна только доброта и сострадание.
Склероз нельзя вылечить, но о нем можно забыть.
Когда Фаину Георгиевну спросили, какие, по ее мнению, женщины склонны к большей верности брюнетки или блондинки, она не задумываясь ответила: «Седые!»
Многие жалуются на свою внешность, и никто — на мозги.
Подготовила ведущий библиотекарь Татьяна Алексеевна Свиридова
Свидетельство о публикации №225100501589
С искренней благодарностью,
Вячеслав Абрамов 06.10.2025 09:20 Заявить о нарушении