Глава 9
- Сегодня закончился еще один важный этап в вашей жизни, и завтра уже начнется другой, полный возможностей и свершений. Вы выходите в большую жизнь, помните, что за все теперь вы будете отвечать сами. Вы уже не те маленькие детки, которых мы учили читать и писать, мы хотели дать вам больше, мыслить критически принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность. Перед вами открыты все дороги, и только от вас зависит, каким будет ваш дальнейший путь. Пусть все ваши мечты сбудутся! В добрый путь!
Многие плакали, прощаясь с любимыми учителями, а директор, смотря на этих молодых людей, думала
– Это мой последний выпуск.
Ей в этом году исполнилось шестьдесят пять, пора на отдых. Она отдала этой школы лучшие годы своей жизни, придя учителем истории в пятые классы.
– Все когда-то заканчивается, закончилась и ее трудовая деятельность. Хватит, надо с внуками позаниматься – улыбнулась женщина своим мыслям и пошла собирать то, что еще осталось в ее кабинете.
У Риты был готов пакет документов, и она собиралась в город, чтобы подать их в институт. Отец ее встретил и пошел вместе с ней, чтобы посмотреть, где собирается учиться, его старшая дочь. Она выглядела уставшей, только закончились экзамены в школе и сразу начинаются испытания в институте.
– Трудное это лето у тебя, дочь.
– Да, я немного устала, все время хочу спать.
Ты привози свои вещи, поживешь у нас
– Где у вас жить-то, пап? В одной комнате вы, в другой дети, да и плачут они постоянно, а мне готовиться надо. Я узнавала, приезжим на время экзаменов предоставляют общежитие. Так что не переживай.
Народу было много, как будто все разом решили поступать на экономический факультет. Итоги, с которыми Рита окончила школу, были неплохими. У нее появились серьезные шансы стать студенткой престижного вуза. Весь месяц она серьезно готовилась и вот уже сегодня последний экзамен. Силы просто на исходе. Результаты обещали вывесить через два дня. Все это время Рита спала. Ничего не ела, только пила и спала. Через два дня она почувствовала прилив сил
– Вроде отоспалась – сказала она себе и стала собираться в институт.
Студенты шли толпами. Кто-то выходил со слезами, кто-то кричал в телефон родителям – Я поступила, поздравьте! И только Рита сидела на скамейке и не могла осмелиться встать, чтобы найти себя в списках. Или не найти. Когда народ немного схлынул, она все-таки встала и медленно пошла в институт. Открыла тяжелые двери и сразу увидела огромную доску, около которой уже никого не было.
Рита несмело подошла к ней и стала искать свою группу, а в ней себя. Она уже собиралась уходить, когда вдруг заметила Гор... – Что? – сказала она себе – и опять нашла эту Гор.. Горюнова Маргарита Николаевна. Еще раз прочитала, все верно, это она. Значит, Горюнова Маргарита поступила. Слезы сами закапали из глаз, она ведь смеялась, а слезы, как горошины катились по щекам, потом падали на белую майку, а она все смеялась
– Папа, я поступила. Поздравь меня.
– Я горжусь тобой, Маргоша. Позвони бабушке.
– Ба, я поступила.
– Слава, Богу. Мои молитвы дошли до Господа. Поздравляю, Маргошенька. Приезжай домой, я соскучилась.
Хорошо, бабуль, скоро буду.
Она еще раз внимательно посмотрела объявления и нашла информацию о том, что двадцать пятого августа, всем поступившим надо быть на месте, узнать расписание. Иногородним явиться в общежитие. Теперь Рита могла отдыхать с чистой совестью.
В деревне она вначале зашла домой. Такого беспорядка она никогда не видела. Мать спала, и на километр от нее разило алкоголем. Она смотрела на Ольгу и понимала, что та выглядит на десять лет старше своего возраста. И вспоминая отца, улыбнулась, Николай выглядел моложе своих лет – впрочем, как и его жена. Мать стала плохо выглядеть при Павле. Бесконечно ее унижая, она под гнетом этих несправедливых слов сама сгибалась все больше. Боязнь потерять такое сокровище, как Павел, придавали выражению лица Ольги оттенок отчаяния и подобно годам старели ее. Николай держался свободнее, был дружелюбен и спокоен, благодаря не только характеру, но и поддержке Женечки. А личная жизнь Ольги зашла в тупик еще много лет назад. Она слишком прогнулась под Павлом, боясь его потерять также как Николая.
Светки тоже не было дома, она где-то носилась, у нее были каникулы, в огороде была трава по пояс, но это, видимо, уже никого не волновало. В холодильнике лежало пять яиц, и масло. Все кастрюли были пустые. Она пошла в магазин, купила хлеба, сахар, немного колбасы, перемыла посуду и немного прибрала на кухне. Зашла к себе в комнату и поняла, что хозяйка там давно уже сестра. Забрала остаток вещей, чистые тетради и ручки – все это ей покупал отец. Постояла, окинула в последний раз комнату, где прожила всю свою жизнь, и пошла к бабушке.
Та возилась на огороде – Ба, все хватит, сейчас я помогу тебе, отдыхай.
– Маргоша, иди, я тебя обниму. Красота ты моя – и расцеловала внучку в обе щеки. – Идем пообедаем, сейчас уже жарко, к вечеру еще выйдем.
Какой порядок был у бабушки. Все кастрюли стояли в ряд и блестели своими боками и крышками.
– Я дома была – начала Рита – там ужас, что творится. Грязь, вонь, пустой холодильник. Светка где-то носится, а мать пьяная спит. Все, ба, больше нет семьи. Все развалилось.
– Многое зависит от женщины. Твоя мать не первая и не последняя, от кого уходят мужья, но она предпочла от всего дистанцироваться и жить в свое удовольствие. Светка тоже пропащая, ее уже сейчас видно. Хитрая, с бегающими маленькими глазками, как у отца, врет, как дышит. За деньгами ко мне приходила. Зачем тебе деньги, спрашиваю – Хлеба купить – Я даю ей две булки и половинку черного, так она разозлилась – Тебе деньги, что ли, жалко, старая – представляешь. Никакой хлеб ей не нужен. Только деньги.
– Я купила им хлеба, колбасы немного, сахар. Посуду перемыла. Но это капля в море.
– Мать твою может спасти только она сама. Пока не возьмет себя в руки, никто ничем не сможет ей помочь. Она сейчас ходит к своим родителям, берет у них выпивку, видимо, Пашка денег ей не дает.
– Ба, может в опеку позвонить, в настоящую, что же Светка голодная бегает, без присмотра.
– Пойди к председателю сходи. Он мужик толковый, чего-нибудь придумает.
И Рита пошла – Можно?
– Входите
– Здравствуйте, Игорь Петрович!
– Здравствуй, Риточка! Поздравить тебя можно, ты студентка?
– Да, поступила.
– Присаживайся, чем помочь?
– Что с мамой делать и со Светкой. Она целый день голодная где-то бегает. С кем, не известно, мать пьяная. Я скоро уеду, что можно сделать?
– Трудный вопрос. Мы уже Павла вызывали, он наотрез отказывается с ней жить, на развод подал. Здесь мы ничем помочь не можем.
– Да и не нужен он ей, этот Павел. Никакого толку от него. Ему ни жена не нужна, ни дочь. Он, по-моему, и алименты не платит.
– Это мы сейчас узнаем. Галя, Павел Демин платит алименты?
– Мне не приходил исполнительный лист из суда, как только придет, будем вычитать из зарплаты.
– Понятно. Да, их не развели еще и Ольга на алименты не подавала.
– Да она пьяная, куда она подаст.
– Завтра с утра я к ней зайду и поговорю
– Припугните ее органами опеки. Она их боится.
– Ладно, Рита, обещаю,завтра зайду.
Продолжение
Свидетельство о публикации №225100501661