Цифровая медицина

фельетон

Поликлиника была новая, светлая, просторная. Коридоры сверкали чистотой,  а в регистратуре стояли информационные цифровые панели и компьютеры. Дама Цифровизация добралась до медицины, и надев  белый халат, шагала по стране под слоганом «Лечить по-новому!». Электронный сервис «Всё вместе» с разделом Медуслуги объединил документы, банковский счет, страховку, медкарты и т.д. А для обслуживания в Поликлиниках нового поколения начали  выдавать пластиковые карты с персональным номером каждого клиента-пациента,  сведения  о болезнях и лечении которых  загружались в  базу данных  «Пациент 1.0».
Сергей Иванович Пилюкин решил проверить инновационную систему (а заодно –  свой слегка потрёпанный жизнью организм)  и  пришел в модернизированную поликлинику. Все было красиво и замечательно, но  высокие заборы и обилие камер по периметру его смутили. Хотя деваться некуда:  назвался груздем – полезай в кузов, как говорится. Стандарты нового века.
Итак, Сергей подошел к окну регистратуры и протянул пластиковую карту.
-Доброе утро, я на общее обследование к терапевту.
- Здравствуйте, – милая девушка в белом халате глянула в компьютер. – Ваш номер 12, на 9.30. Все верно. Наш врач-терапевт Градусов – большой универсал. К нему все идут.
;-Благодарю вас, – улыбнулся  Пилюкин.
Вот оно, посвежевшее лицо медицины – приветливые сотрудники, которые внимательно выслушивают каждого посетителя и направляют к нужному специалисту.
Сергей вспомнил, как было раньше. Огромные  живые очереди, ругательства,  хамство, написанные от руки бумажные талончики,  долгие часы ожидания и прочие хронические болячки здравоохранения.  А еще он, как и многие другие, не любил больницы из-за неприятного запаха хлорки в коридорах и атмосферы, напоминавшей ему знаменитое мemento mori. Синдром белого халата вызывал к тому же   повышение артериального давления и тахикардию, из-за чего на всех  медосмотрах  Сергея постоянно посылали на три буквы – то есть на ЭКГ. И все это превращалось в замкнутый круг, так как  синдром  каждый раз  возникал за его плечами подобно белому призраку.
Правда, врачей он и сейчас чуть побаивался, но  происходящие  перемены вселяли надежду  на то, что его примут и, в случае чего,  вылечат как надо. Профессионализм должен наконец победить, а вся система обслуживания и медпомощи останется доступной и превратится в четко упорядоченный процесс, без лишней бюрократии и затягиваний.  По крайней мере, об этом твердилось на каждом шагу в ходе пиар-кампании от Минздрава. 
Хороша больница,  думал   Сергей, шагая по коридорам медучреждения. Даже туалет, куда он зашёл по нужде,  блестел и был наполнен  ароматом цветочных освежителей.
«Слишком долго мы страдали от всяких непотребств и  произвола. Наконец-то прогресс пришел к нам, повернув медицину лицом к пациенту», – радовался он. У входа в кабинет терапевта тоже висело табло с номерами принимаемых пациентов. Прозвучал сигнал  – его время! Сергей  вошёл в кабинет. За столом сидел врач  средних лет,  который  взглянув на вошедшего, вновь уставился в компьютер.
-Доброе утро. Вы на обследование? Присаживайтесь, называйте свои ФИО, номер карты и страховки. 
Сергей  назвал. 
-Прекрасно. Раздевайтесь.
Врач  встал и начал его осматривать, ощупывать, послушал сердце и легкие, постучал даже молотком по коленкам. После этого Градусов  извлек откуда-то странный аппарат,  напоминавший внешне  гибрид смартфона, сканера и  утюга.
-Сейчас я вас  просканирую универсальным медицинским сканером «Ультраскан». Это настоящее чудо техники сразу покажет главные патологии организма.
Включив Ультраскан, медик сверху донизу провел им по телу пациента, после чего поставил на стол и подключив к  компьютеру, сел смотреть результаты. Долго Градусов хмыкал и качал головой, пока снова не обратил взор на Сергея.
-Ваш организм в плачевном состоянии. Как вы еще не распались на части!
-Не может быть! – испугался Сергей. – Бывает болею, как и все, но чтоб так...
-Песок в почках, камень в желчном, а еще увеличена печень. Бух... Злоупотребляете что-ли ?
-Нет, пью, как все... Понемногу. Стрессы вынуждают.
-Ну ладно.. Хорошо, что вы попали к нам. Сейчас вам выпишу направление на анализы и  придете завтра, когда все будет готово. При необходимости отправлю к другим специалистам.
«Ужас какой, – подумал  Пилюкин. – А если б пошел в обычную больницу, как пить дать,  ничего бы не нашли».
Получив распечатанное направление, побежал Сергей Иванович делать анализы. К счастью, лаборатория  располагалась здесь же, на первом этаже. При этом забирать результаты не нужно было – все данные вносились в компьютер и передавались врачу онлайн. Реальный прорыв в обслуживании!  Однако через пару часов на телефон Сергея пришло сообщение: «С вашего банковского счёта снято 10 200 рублей. Будьте здоровы. С уважением, ваши Медуслуги».
-Какого хрена? У меня же страховка! – выругался Пилюкин и бросился звонить в техподдержку.
Провисев  на линии  с полчаса, он наконец  дозвонился и забросал оператора вопросами.
-Дорогой клиент,  успокойтесь, – вежливо-равнодушным голосом  ответил оператор. –  Вы, когда регистрировались в системе Медуслуг, должны были прочитать условия. Обслуживание в  Поликлинике нового поколения является платным. В стоимость вошли – консультация,  обследование прибором «Ультраскан», анализы. Все вместе – 10 тысяч рублей.
-Да, но без моего ведома деньги сняли.
-Сумма списывается автоматически. Это сделано для  вашего удобства. У нас все для людей!
-Елки-палки. Ведь я и  результаты еще  не увидел!
-Ознакомитесь, когда придете на прием.
-А двести рублей  за что?
-Сейчас проверим. Так...Вы  пользовались туалетом медучреждения, что зафиксировали камеры.  Он тоже платный.
- Вы там совсем обнаглели?
- Можем еще чем-то помочь? Если нет, то хорошего вам дня! – и оператор прервал связь.
Весь день Пилюкин был  не в себе. Надо же, здесь тоже  коммерция правит бал. Но раз уж так,  он ждет четкого диагноза  и правильного лечения. И на следующий день  Сергей пришел в поликлинику. Однако  в ней царила какая-то суета: медики бегали туда-сюда, несколько посетителей  ругались с сотрудницей регистратуры, а неподалеку стояли двое суровых мужчин с чемоданчиками, на которых было написано: «Скорая цифровая помощь».
-Здравствуйте. Что произошло?
-«Пациент» прилег, – с легким смешком сказал один из IT-спецов. – Вирусы   повредили базу данных и  вывели компьютеры из строя. Судя по всему, сисадмин затупил и не  активировал полностью систему защиты данных. Он получит по шапке, а нам придется заняться наведением порядка...
- Мне сегодня на прием... Как же так... Сдал анализы, деньги списали со счета, а теперь надо ждать..  Вот вам и цифровизация! Опять все через ж..., – возмутился Сергей.
- Система только проходит обкатку. Сыграл человеческий фактор... Халатность. Электроника – это лишь инструмент, другой вопрос –  в чьих он руках.  В общем, приходите через пару  дней.  Но лучше спросите у своего врача. Может, подскажет.
С этими словами специалист хлопнул Пилюкина по плечу и пошел лечить компьютерную систему. «Технологии технологиями, но счет от «Всё вместе» я откреплю. Иначе облапошат по-полной» – решил раздосадованный Сергей и направился к терапевту выяснять, что делать дальше. Здоровье прежде всего. К тому же, за что уплочено, должно быть проглочено.


Рецензии