Счастье для всех, и пусть никто не уйдет обиженным

Если бы Кастанеда взялся продавать счастье… Или хотя бы обещать его, ну хоть как-то гарантировать. Может, учение дона Хуана ещё станет нишевым «духовным» продуктом, который станет возможно продавать в виде курсов, платных подписок, тут, как говорится, поле непаханное, но пока это система, где «всё включено» подразумевает полное изменение образа жизни, переформатирование. И даже это как будто бы в никуда, без гарантий, заверений, что всё будет хорошо. А знаменитое хуановское про «шанс получить шанс» - это вообще что такое? Положа руку на сердце, следует признать, что это не очень уж обнадёживает. По-хорошему(хотя это ещё для кого?) получается, что переформатировать надо самого Кастанеду. Но тогда придётся переписать и учение самого ДХ, чтобы на выходе получить мотивационные лозунги в стиле «разреши себе быть небезупречным…»

Но рассудим здраво. Тогда это будет уже совсем другая история, ведь так просто слово из песни не выкинешь. Книги Кастанеды это уже некий смысловой массив, монолит, плывущий сквозь неведомые нам измерения времени и пространства. И во многом благодаря Сети, этот текст обрёл цифровое бессмертие, стал неуничтожим настолько, насколько жизнеспособно само человечество. И если даже до какого-то читателя он дойдет в искаженном, изменённом и переписанном виде, всегда будут существовать правильные версии, отыскать которые не составит труда. А значит любые отклонения от оригинала будут не более чем карикатурой, подделкой, а потому что-то там адаптировать, сделать удобоваримым для массового сознания - не получится.

От дона Хуана можно услышать такие слова – охота за силой. Охота, выслеживание, терпеливое выжидание в засаде… Ничего похожего на опыт современного цифрового потребления – один-два клика, и все тайны вселенной у тебя в смартфоне. Конечно, на определённый контент охотятся и в Сети, и пожалуй, что там тоже есть свои синхронистичности, контакты, какие-то свои знаки, но всё равно фокус внимания смещается туда, оставляя весь остальной мир, весь мир по ту сторону экрана. Там, в Сети, мы в какой-то степени перестаём быть людьми, приобретая гибридную трансгуманистическую форму, погружая своё сознание в бесплотное нечто, где уже нет необходимости в руках и ногах, глазах и словах, произнесённых вслух. Именно поэтому нет необходимости куда-то топать своими двумя, с кем-то встречаться, искать и находить. Новая норма новейшего времени? Может быть, но что если доступность знания превратила его потребление в подобие того, что мы испытываем поглощая фастфуд? Увлечение Кастанедой? Книгами Кастанеды…? А это вообще как, и чем это закусывают? Наверное, более понятно будет сказать – я интересуюсь шаманизмом, верованиями и обрядами индейцев Центральной Америки, но причём тут Кастанеда? В научном сообществе – это шарлатан и фрик, что удачно словил хайп на довольно попсовой теме. Это что-то про кактусы? – спросит кто-нибудь с невинным лицом, а вы почувствуете себя так, будто опять нужно пытаться объяснить что-то сложное, начинать издалека… И опять быть непонятым. Проще сказать, сходи посмотри своими глазами, вот карта или путевые заметки, далеко не уйдёшь, но кое-что увидеть можно. Чтение тоже прогулка, быстрый обход достопримечательностей в формате безопасной экскурсии.

А вы уже прогулялись и вернулись? Ну и как там? – послышится ещё чей-нибудь ироничный голос. Тут невольно и призадумаешься. Что поделать, Кастанеда везде неудобен, как его ни крути, он не давал однозначных ответов вначале знакомства, но не появилось их и ближе к последней встрече, к моменту расставания. Прошли годы, но всё это осталось каким-то логическим парадоксом, смысловой аномалией, когда остаётся только развести руками, мол, как сказать…

Там круто, интересно…

Там стоит побывать? И? А вы еще здесь, но тогда почему вы здесь?

Думаю, возвращаясь к теме маргинализации имени Кастанеды, стоит сказать о неизбежном расслоении читающей его публики по возрасту и социальному положению. Бывшие, т.с., читатели Кастанеды – ныне состоявшиеся мужчины, обзаведённые семьями, с женами, детьми, домами и автомобилями. С точки зрения Кастанеды их светящиеся коконы продырявлены что твоё решето, а потому они чисто энергетически не способны идти по пути знания. Впору удивиться, узнав например, что кто-нибудь из них целенаправленно и последовательно практикует осознанные сновидения, а то и посиживает поздними вечерами в ящике для перепросмотра. Нонсенс, абсурд! Вот именно, поэтому большинство нормальных и образумившихся мы отбрасываем, но кто тогда остаётся, если не те же маргиналы и фрики? Люди со странностями, выражаясь более мягко и по-русски, - чудаки, что до сих пор ищут себя. Но и в их лице не встретишь человека, идущего по пути знания, целиком и полностью посвятившего себя учению дона Хуана. К тому же многое, после определённого возраста, неизбежно упирается в деньги, а вот их количество и определяет то, сколь адекватно и вменяемо будут выглядеть интересы их обладателя. Признайся какой-нибудь столичный мажор на сверкающем лексусе, что он с удовольствием перечитывает Кастанеду, что-то там практикует и т.п., и это будет воспринято с доброй и слегка снисходительной улыбкой, мол, у богатых свои странности и причуды. Но скажи об этом какой-нибудь диковатый провинциал на велосипеде – так всё сразу встанет на свои места.

Вот и весь сказа про Кастанеду, который при всей своей уникальности, застрял где-то посередине между эзотерическим трэшем и психоделическим угаром, а неподалеку рептилоиды, ченнелеры с Кассиопеи и астральное каратэ по пятницам. Драгоценная жемчужина затерялась в группе блестящих подделок, дешёвой бижутерии, а потому навскидку, походя, и не отличишь так сразу одно от другого… Но кто сказал, что будет легко? В лотерею или казино ещё надо выиграть, но перед этим сделать ставки, чем-то пожертвовать, чего-то да лишиться, в чём-нибудь да ограничиться. Перед новым читателем теперь другой квест, иная задача, чем когда-то стояла перед нами, ныне досетевыми динозаврами. Мы искали одну книгу на почти пустых полках, а они должны отыскать ту же самую, но среди миллионов других, зачастую пустых, глупых и дурацких книг. Квест и сложнее, и проще. Сложнее потому, что эту книгу ещё нужно ещё суметь прочитать, произнести тысячи слов одно за другим, вслух или про себя, словно заклинание, чтобы вызвать духов другой земли, созданий из иного времени. Чтобы заговорить с ними, чтобы услышать, спросить, обратиться за помощью, ну и так далее. Проще? Ну да, ведь любой результат покажется нормальным, ведь не с чем и сравнивать. Поиск книги, поиск истины – это ведь тоже ставка, и прежде всего ставка временем своей жизни, молодости, здоровья, ведь пока будешь перебирать книги, одну за другой, а потом их ещё читать, да перечитывать – есть риск оказаться в числе аутсайдеров, таких вот фрикозоидов на велосипедах, затерянных где-то в глуши, на периферии… Хм, а кто сейчас готов заплатить такую цену? Рискнуть многим, если не всем, инвестируя своё время в изучение каких-то странных и древних, в буквальном смысле досетевых книг?


Рецензии