Кое-что о бизнесе или как продать гондоны и калоши

   В начале 1995 я решил создать свой бизнес – солить и продавать сельдь. Этим уже вовсю занимался бывший директор Сибрыбпрома, а я что хуже. Денег никто не давал – ни бывшие начальники, ни начальники нынешние. Кое-как вымолил 30 тыс. р. на начало. На эти деньги купил 3 тонны сельди и по тонне мойвы и кильки.
Через два года у меня был посолочный цех, месячной мощностью до 30 тонн солёной рыбы. Оборотный капитал, до 300 т.р. брал в долг под 20% в месяц. Окупалось всё достаточно быстро. Заработанное вкладывал в развитие производства – сначала строил коптилный и вялочный цеха, затем пресервный. История длинная – с 1994 по 2011. Но рассказ не об этом.

   Где-то в году 1997-1998-м магазинчики окрестный сёл и мелких посёлков полностью работали со мной и я решил расширятся - «зашёл» в Тобольск (200 км). К тому времени мои старые друзья-начальники после горбачёвских «ускорений» растворились. Пришлось искать новую клиентуру.

   У меня оставалась невеликая связь с Тобольским НХК (Нефтехимкомплекс). Сегодня он называется Сибур. В то время это почти градообразующее предприятие. Да и  его генеральный директор Юдин был авторитетнее нашего мэра.
Меня свели с его замом по каким-то там торговым связям. После непродолжительной  беседы со вкусом минеральной воды мы перешли на «ты».

- Я могу обеспечить столовую и магазин в 4-м микрорайоне любым видом мороженной рыбы. Солёная сельдь лучше аналогов тюменских заводов.
- А как рассчитываться? У нас всё на контроле Москвы.
- Можно бартером, у меня процентов 30 таких клиентов – стройматериалы, промтовары... Всё, кроме продуктов.
- Да-а-а. А у нас только гондоны и галоши. Вагонными поставками.
- … Нет, я даже с командой местных футболистов и волейболистов столько не переебу…

   На этом бизнес с НХК закончился, с городом Тобольск прекратился через пару лет – дорога дальняя…

   Теперь, на старости лет, думаю – дурак. Надо было договариваться – селёдка им, гондоны Азии и Африке, а Ялуторовск купается в "баноново-лимонном Синг...", пардон, ...пунше. В то время всё было возможно - время становления первичного капитализЬма в современной России. Кто знает, какие  последствия были бы у такого шага – то-ли «грудь в крестах, то-ли голова в кустах». Риск благородное дело – сказал Хаим и встал на рельсы, когда поезд уже ушёл…

05.10.2025.


Рецензии