10. 095 Утопия?
10.095 Утопия ( ? )
В 1516 г. «князь гуманистов» Эразм Роттердамский опубликовал во фламандском (ныне бельгийском) городе Лёвен книгу своего друга, младшего шерифа Лондона Томаса Мора (1478—1535), написанную на латыни — «Утопию». Автор изобразил в своем труде идеальную (как ему казалось) систему общественного устройства на примере вымышленного им океанического островного государства Утопии. В реальном государстве Англии Томас Мор в 1521 г. был посвящён в рыцари за «заслуги перед королём и Англией», в 1529 г. удостоился высшего поста — лорд-канцлера, а в 1535 г. из-за конфликта на религиозной почве обезглавлен по приказу своего покровителя короля Генриха VIII. Несмотря на то, что многие из описанных Мором обычаев утопийцев противоречат канонам католицизма, в 1935 г. гуманист был канонизирован Римско-католической церковью и причислен к лику святых.
«Утопию» Мора — «Золотую книжечку, столь же полезную, сколь и забавную о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия» — принято рассматривать как сатиру на английское общество XVI в., как литературно-политический памфлет, с одной стороны, и как программу реальных реформ в Англии и проект совершенного государства, каковым оно виделось автору, с другой. С легкой руки Мора древнегреческое слово «утопия» обогатило все языки мира, породило два литературных жанра — утопии и антиутопии (от Ф. Рабле до Дж. Оруэлла), целое направление общественно-политической мысли (Сен-Симон, Оуэн, Фурье и др.) и вписало вымышленный остров в число величайших искусственных географических объектов, созданных человечеством.
Автор предложил читателям самим сделать выбор из дихотомии — «несуществующее место» (от двух греческих слов: u — «не» и topos — «место») и «благое место» (от Eutopia, где eu — «благое»). Интересно, что при колонизации Северной Америки в XVII—XVIII вв. англичане первыми попытались создать на отдельных территориях (Каролина, Джорджия) государственные устройства, позаимствованные ими из «Утопии» Томаса Мора. Удивительно, что многие последователи Мора рассматривали этот остров как реальный (пытались разыскать его, и разыскивают по сей день), но при этом считали предложенное им государственное устройство вовсе не идеальным. Более того — считали, что гуманист сам стал первой его жертвой. Впрочем, это не относится к нашей теме — великих островов.
По Мору, круглый остров утопийцев диаметром 740 км имеет во внутренней своей части тихую обширную гавань, защищенную от проникновения в нее чужеземных судов утесами, отмелями и подводными скалами, проходы между которым известны только лоцманам. «Повсюду спуск на берег настолько укреплен природою или искусством, — пишет Мор, — что немногие защитники со стороны суши могут отразить огромные войска». Далее автор сообщает, что эта страна не всегда была окружена морем. Легендарный король «Утоп, чье победоносное имя носит остров, …распорядился прорыть пятнадцать миль (22 км), на протяжении которых страна прилегала к материку, и провел море вокруг земли».
На острове 54 города примерно равной величины, отстоящие друг от друга на 35 км и более; главный из них — Амаурот, формой напоминающий прямоугольник, площадь которого составляет ок. 10 км;, расположенный в центре страны, на вершине холма вдоль реки Анидра. «Город опоясан высокой и широкой стеной с частыми башнями и бойницами. С трех сторон укрепления окружены сухим рвом, но широким, глубоким и заросшим оградою из терновника; с четвертой стороны ров заменяет сама река».
Весьма реалистично описание сельской местности. «В деревне на всех полях имеются удобно расположенные дома, снабженные земледельческими орудиями… Земледельцы обрабатывают землю, кормят скот, заготовляют дрова и отвозят их в город каким удобно путем — по суше или по морю… Весь труд по земледелию или перевозке несут быки… Сады они ценят высоко. Здесь имеются виноград, плоды, травы, цветы; все содержится в таком блестящем виде и так возделано, что нигде не видал я большего плодородия, большего изящества...»
Кто бывал в израильских кибуцах, говорят, они весьма напоминают моровские города и веси. Остров мало чем отличается от реальных островов. В чем же утопичность острова-государства? Если коротко, убеждены некоторые интерпретаторы-исследователи, — всем, начиная с названия. Да так ли?
Не рассматривая спорные тезисы автора о необходимости рабства в государстве, использовании в войнах наемников, изготовлении из неприкосновенного запаса страны на случай войны золотых и серебряных цепей для рабов и ночных горшков для граждан и др., оценим философию Томаса Мора.
Философ утверждает, что все граждане должны жить:
— по одинаковым для всех законам, базирующимся на 10 библейских заповедях;
— по принципу: «От каждого по способностям, каждому по потребностям»;
— в иерархическом государстве, устройство которого неизменно и является самым идеальным из всех возможных;
— при отсутствии денег и частной собственности;
— при общности интересов всех жителей и приоритете общественной, а не личной жизни;
— в семье — производственной ячейке общества, где главными являются старшие по возрасту, старейшины;
— в духовной свободе, доступном бесплатном образовании и научных достижений.
И т.д. и т.п.
Кто родом из Советского Союза, а мы все в России родом оттуда, хотя бы через наших отцов и дедов, наверняка узнает в этом перечислении главные принципы советского образа жизни, а кто не помнит — поймет, как на самом деле советские люди жили и чего по своей воле лишились. Исходя из этого, мы вправе заключить: самый великий, искусственный, идеальный и в то же время реальный остров под названием Советский Союз был ярким воплощением острова-государства Утопия Томаса Мора. Прекрасно, что памятником ему навсегда останется эта книга. Первым памятником, установленном в нашей стране Советской властью, стал «Памятник-обелиск выдающимся мыслителям и деятелям борьбы за освобождение трудящихся» в Александровском саду Москвы. 9-ым из 19 имен там было выгравировано имя Томаса Мора. В 2013 г. имена революционеров и мыслителей с обелиска были стерты, его переоформили в обелиск памяти династии царей Романовых.
Рисунок из Интернета. Остров Утопия
Свидетельство о публикации №225100500331
Почитала в интернете про Обелиск в Александровском саду. Его изначально установили ещё в 1914 году в честь 300-летия дома Романовых, и были там сплошь имена царей-императоров в хронологическом порядке. Ясное дело, терпеть такой памятник около себя победившие коммунисты не могли, а уничтожать обелиск жаль - зачем пропадать добру? И сделали совершенно правильно: срезав царские имена, выбили вместо них имена людей со всего мира, которые прокладывали дорогу к мечте о справедливом и разумном общественном устройстве. А после кончины Советского Союза... памятник понадобилось реставрировать, и остатки дома Романовых заявили, что надо "вернуть всё как было". И вновь обелиск стал не памятником мировой мысли, а памятником конкретной царской династии. Как изрёк дед Нечипор, староста прославленной Малиновки, "Опять власть меняется!"
Дарья Оленина 14.10.2025 13:15 Заявить о нарушении