Средневековый образ жизни в архитектуре
Что делает готическую архитектуру... готической?
Много всего, но одно из самых важных — знаменитые контрфорсы.
И они не просто для галочки — вот как контрфорсы произвели революцию в архитектуре…
Что приходит на ум, когда вы думаете о «готической архитектуре»?
Вероятно, остроконечные арки, витражи, горгульи и... контрфорсы.
Но что такое контрфорс? Они просто для стиля? Или у них есть цель?
Готическая архитектура появилась в 12 веке.
На него оказало множество влияний, но горячей точкой стало появление остроконечной арки, которая стала пионером в исламской архитектуре.
Вот их можно увидеть в мечети Ибн Тулуна в Каире.
До этого храмы строились с круглыми арками, имевшими строгие конструктивные ограничения.
Красивые по-своему — но, вообще говоря, эти церкви были монолитными.
Обратите внимание на маленькие окна аббатства Лессе и огромный размер его каменной кладки.
Между тем, остроконечная арка намного прочнее и гораздо более универсальна.
Так что в XII веке изменился не только внешний вид архитектуры: церкви также стали больше, их окна стали больше, а их каменная кладка стала более изысканной.
Все здания текут вверх.
Более прочные и сложные своды стали возможны благодаря остроконечной арке.
Вскоре соборы взлетели в небо, и к 13 веку, по сути, началась континентальная гонка за то, кто сможет построить самый большой собор.
Таким образом, башни стали выше, аркады выше, а окна больше — до определенного момента.
Но беда в том, что эти огромные своды направлены наружу.
Это означает, что стены, поддерживающие их, должны быть невероятно прочными, широкими и толстыми.
Но готические архитекторы хотели построить более тонкие и узкие стены, чтобы можно было создать большие окна и заполнить их витражами — еще одна типичная особенность готической архитектуры.
Используйте контрфорс...
Контрфорс – это, по сути, опора для стены.
Это обычные контрфорсы — каменные колонны, прикрепленные к стене и поддерживающие ее, чтобы предотвратить ее падение наружу.
Беда пришла по мере увеличения высоты соборов и когда над нефами были построены фонари (второй ярус окон).
Как предотвратить падение этих высоких стен?
Постройте контрфорс на нижнем уровне и соедините его с более высокой стеной аркой.
Именно это важнейшее изобретение позволило создать такие колоссальные соборы, которые, несмотря на свои размеры, кажутся какими-то изящными и невесомыми.
Таким образом, соборы высокой готики по существу превратились в огромные каменные каркасы, заполненные расписным стеклом, как в Бове.
Но даже если бы они не были функциональными (без них соборы рухнули бы), эстетическая ценность аркбутанов быстро стала очевидной.
Просто посмотрите на Нотр-Дам, где контрфорсы расходятся, как корни дерева, и ниспадают каскадом, как каменный водопад.
А как насчет маленьких каменных шпилей на вершине контрфорсов? Их называют «вершинами».
Они также выполняли важную функцию.
Они добавляют вес контрфорсу, делая его более прочным и устойчивым к толчкам снаружи.
Следствием всего этого — сочетания аркбутанов и башен — было то, что стены готических церквей были по существу повернуты под прямым углом к конструкции.
Вы можете видеть, как это освободило место для больших окон.
Но и вершины, и контрфорсы, несмотря на то, что они были функциональными архитектурными элементами, превратились в собственные художественные чудеса, покрытые статуями и роскошными украшениями.
Таков был средневековый образ жизни: то, что функционально, обязательно должно быть и красиво.
Вспомните времена романской архитектуры, когда внешний вид собора в основном состоит из ряда плоских поверхностей.
На фотографии Саутвеллский собор — большое окно, которое вы видите здесь, новее, чем остальная часть более простого романского здания.
И сравните это с собором высокой готики, где ваш взгляд едва ли может найти ни одной плоской поверхности.
Все гораздо более трехмерно, все движется, все перфорировано и текуче.
Больше похоже на каменную паутину, чем на прочную конструкцию.
Эффективность и красота аркбутанов была такова, что их часто использовали на уровне земли, даже когда в этом не было особой необходимости.
Таким образом, контрфорсы можно рассматривать как средневековый эквивалент чего-то вроде X-образных распорок на некоторых современных небоскребах — в данном случае Центре Джона Хэнкока.
Конструктивные особенности, которые делают здание прочнее, позволяют ему быть выше, а также добавляют эстетическую ценность.
В более поздние годы готической архитектуры аркбутаны использовались обильно и без необходимости.
Хотя когда-то они были функциональными, они стали чисто и сознательно эстетическими, а не структурными.
Как на башне церкви Святого Уэна.
Но в конечном итоге они полностью исчезли — с появлением неоклассической архитектуры в эпоху Возрождения.
Круглая арка вернулась, остроконечная арка была изгнана, а контрфорсы ушли в историю...
Но эти странные, поразительные каменные завитки уже давно стали неразрывно ассоциироваться с готической архитектурой.
И это правильно: аркбутаны — это то, что во многих отношениях делает готику возможной.
Свидетельство о публикации №225100500547