Змеи в Израиле
«Если уж говорить о реальной смертельной опасности, то таких змеи в Израиле только две или три». — объясняет профессор Шай Меири, научный сотрудник Тель-Авивского университета и Музея природы имени Штейнхарда.
Первая — палестинская гадюка Вернера (Daboia palaestinae). Именно Вернера, есть еще просто палестинская гадюка (Pseudocerastes fieldi), она тоже ядовитая, но малоопасная. Причем такая путаница есть только в русском языке. Во всех остальных эти очень разные змеи и называются совершенно по-разному. Вторая смертельно опасная — земляная гадюка Atractaspis engaddensis (в иврите известная под именем Сараф Эйн-Геди).
— Также, полагаю, потенциально смертелен укус пестрой эфы. Но я не встречал свидетельств летального исхода, — констатирует профессор Меири. – Вообще, трагедии, связанные с укусами, случаются редко. Не чаще раза в год.
Остальные израильские змеи ядовиты, но не смертельно. Пожалуй, самая опасная из них — египетская пустынная кобра (Walterinnesia aegyptia). Она правда кобры, и яд у нее соответствующий. В 2023 году в Иордании мужчина после ее укуса попал в больницу в критическом состоянии. Но в Израиле пока не зафиксировано инцидентов с тяжелыми последствиями.
Всерьез опасны для здоровья рогатая гадюка (Cerastes cerastes), гадюка Авиценны (Cerastes vipera) и гадюка Гасперетти (Cerastes gasperettii). Менее ядовиты палестинская гадюка (не Вернера, а просто) и гадюка Борнмюллера (Montivipera bornmuelleri). Эта последняя живет на большой высоте на склонах Хермона и в Израиле больше известна под именем хермонской гадюки.
Есть еще 5 змей, у которых ядовитые зубы расположены в глубине пасти и предназначены для поражения мелкой добычи. Сильно навредить человеку они неспособны. Это европейская кошачья змея (Telescopus fallax syriacus), кошачья змея Хугстраля (Telescopus hoogstraali), свинцовый полоз (Hemorrhois nummifer) и еще две змеи, у которых даже русского названия нет: Malpolon insignitus и Macroprotodon cucullatus.
Яд и противоядие
Только за прошлый месяц израильтян дважды серьезно кусали змеи. Так, 9 августа от укуса земляной гадюки пострадал 38-летний житель Иорданской долины. Его доставили в больницу «Ха-Эмек» в Афуле в тяжелом состоянии. А 26 августа 49-летнего мужчину покусали в районе Ашдода. В тяжелом состоянии его привезли в «Ассуту».
Echis coloratus
В этом втором случае о виде змеи не сообщалось. Но большинство укусов в Израиле приходится на смертельно опасную палестинскую гадюку Вернера. Объясняется это тем, что в отличие от других змей она не сторонится людей и охотно селится в кибуцах, мошавах и даже городах, в центре и на севере Израиля
— Поэтому самая опасная в плане укусов часть страны — Центр, а не Негев. Да, в Негеве живет больше видов змей, но в основном они неопасны, — рассказывает Шай Меири.
Но даже неядовитая змея может больно укусить, предупреждает профессор. Особенно, если она крупная, например, южный черный полоз. А уж с ядом, пусть и несильным, боль гарантирована. Укус вызовет отек, может привести к потере пальца или даже ступни или кисти руки. Все зависит от того, как быстро вы доберетесь до врача.
— У профессиональных змееловов иногда не хватает пальца. Если ты поймал сотни змей, но однажды отвлекся, то можешь получить укус, — рассказывает профессор Меири. — У меня все пальцы на месте. Но просто я трус: не ловлю и не трогаю ядовитых змей.
Если вас или кого-то другого все-таки укусили, ни в коем случае не пытайтесь отсосать яд. Это сделает только хуже, предупреждает ученый. Важнее всего быстро добраться до полноценной больницы. Лучше — на скорой помощи, но если вы посреди пустыни и ждать сотрудников МАДА долго, то имеет смысл сесть в машину и везти пострадавшего ко врачу. Укушенному следует придать лежачее положение.
— В каждой израильской больнице есть антидот к яду палестинской гадюки. Может быть и антидот яду пестрой эфы, не знаю, это не моя специальность. Но уже врач решит, как вас лечить, — добавляет профессор Меири.
Как избежать укуса?
Лучше всего вообще обойтись без укуса. И первое правило тут простое: если встретили змею, и не знаете, ядовита ли она, ведите себя так, будто она ядовита.
— Не пытайтесь ее поймать, не пытайтесь убить. Это небезопасно для вас, это также небезопасно для змеи и это просто незаконно. В Израиле все змеи считаются угрожаемыми видами и находятся под защитой. Вредить змеям – уголовщина, — предупреждает Шай Меири.
Встретив змею на природе, просто обойдите ее, соблюдайте дистанцию в 2-3 метра. Если вы с собакой, оттащите ее. Укус способен убить собаку, особенно небольшую. А лечат животных не так хорошо, как людей.
— Просто отделите их друг от друга, но, конечно, не пытайтесь встать между змеей и собакой, — инструктирует профессор. – А если змея оказалась в доме, зовите профессионального змеелова. Сейчас у каждого муниципалитета есть контракт с такими специалистами. Эти ребята приедут, поймают змею, увезут и выпустят за пределами города.
Оказывается, последние годы все мэрии и муниципальные совет обязаны нанимать сертифицированных ловцов змей. Их обучает и сертифицирует Управление природы и парков. Собственно, это его инициатива, призванная защитить и людей, и змей друг от друга.
Не вернется ли вывезенная змея назад?
— Насколько я знаю, змееловы не проверяют, что происходит со змеями потом. Но эти животные обычно не перемещаются далеко. Большинство змей не ползают дальше, чем на несколько сотен метров, — рассказывает Шай Меири.
Когда они опасны?
Зимой змеи впадают в спячку. Раньше они начинали это делать в октябре, сейчас из-за изменения климата – примерно в ноябре. В феврале-марте они возвращаются.
Rhynchocalamus melanocephalus satunini
— Хотя, наверное, в некоторых местах на юге змей можно встретить и зимой, если день теплый, — уточняет профессор. – Существует расхожий миф, что после спячки змеи наиболее ядовиты, но это неправда
Тем не менее, весной укусов действительно становится больше. Скажем, в этом марте МАДА помогла сразу 16 покусанным израильтянам. Происходит это не из-за особой весенней ядовитости, а потому что в это время года змеи и люди оказываются в одном месте. Первые выходят из спячки и более активно перемещаются после зимнего сна. Вторые спешат на природу, пользуясь тем, что сезон холода и дождей кончился.
Как большинство израильских животных, размножаются змеи весной. Но это не делает их опасней.
За очень редкими исключениями (и то не в Израиле) змеи не защищают кладки яиц и не заботятся о потомстве. Отец прекращает интересоваться детьми сразу после спаривания. Мать – после того, как отложила яйца или родила малышей.
Да, некоторые израильские змеи — живородящие. И такие есть даже в Израиле. Например, ядовитые, но не очень опасные гадюка Борнмюллера и гадюка Авиценны. А также — совсем не ядовитый западный удавчик (Eryx jaculus).
Израильские гады
Несмотря на то, что целых два змеиных вида гордо именуются палестинскими гадюками, живут они не только на территории бывшей подмандатной Палестины, но и в сопредельных странах. Atractaspis engaddensis, которую часто называют израильской земляной гадюкой, совсем не только израильская. Она также встречается в Иордании и Саудовской Аравии.
Atractaspis engaddensis
— Это просто принятое у нас название. Как иерусалимская сосна, которая в англоязычной литературе называется аллепской (Pinus halepensis) в честь города в Сирии, — объясняет Шай Меири.
Но, возможно, в Израиле все-таки есть змея-эндемик, которую не встретишь ни в одной другой стране. В 2016 году израильские ученые описали ранее неизвестный вид рода ринхокаламусов — Dayan’s kukri snake, названный в честь коллеги Шая Меири – зоолога Тамара Даяна.
— Змея эта маленькая и милая. И даже если укусит, яда у нее нет, — успокаивает профессор. — Она известна только в горах Негева на северо-западе Израиля. Но весьма вероятно, что вид также водится на Синае. Просто Синай — не такое место, куда часто ходят искать змей.
Открытие нового вида в данном случае не означает, что ученые описали змею, никогда раньше не попадавшуюся на глаза их коллегам. Просто рядом водятся похожие змеи, и никто не думал, что речь идет о новом виде. Но генетический анализ показал, что речь идет о сравнительно дальнем родства.
Оказалось, что Dayan’s kukri snake генетически ближе другим видам того же рода, живущим на юге Аравийского полуострова. Похожие исследования позволили Меири описать в 2023 году еще один новый вид.
Отныне он называется в честь друзов Elaphe druzei. И живет примерно там же, где представители этого народа: в Израили, Сирии и Ливане. Змея эта неядовитая, похожая на ужа, она относится к группе так называемых «крысиных змей». Конечно, их видели и раньше, но считали, что это просто разновидность Палласова полоза.
Но впереди нас, вероятно, ждут новые открытия.
— Я участвую в исследовании, согласно которому, в Израиле живут еще, как минимум, три не описанных вида, — признается профессор.
Поскольку исследование не окончено, ученый избегает подробностей. Говорит лишь, что объекты его научного интереса относятся к родам слепозмейки и эйренис.
Змеи в опасности
Все это разнообразие находится под угрозой. В большом международном исследовании, к которому приложил руку и Шай Меири, ученые пришли к страшному выводу: около 500 видов рептилий могут вымереть из-за изменений климата в течение нескольких десятилетий. Израильские животные тоже в опасности.
— Мы составили красную книгу израильских змей. Большинство из них находится под угрозой исчезновения, хотя точное число угрожаемых видов я не назову, — констатирует профессор Меири. – И точные размеры популяций нам тоже не известны.
Угроз много. Некоторые израильтяне убивают змей, как только увидят. Просто из страха, хотя это и незаконно.
Также змеи страдают от застройки и от загрязнений. На них охотятся шакалы, лисы, вороны, а еще — наши собаки и кошки.
Но палестинская гадюка Вернера вне опасности. Так же, как и другие рептилии, научившиеся жить с людьми, гекконы, например.
— Во-первых, мы их кормим, ведь возле наших домов водятся мыши и крысы. Во-вторых, мы предоставляем убежище. «Змеи селятся под поленницами и железобетонными плитами, — объясняет Шай Меири. — Если приучился жить с людьми, ты преуспеешь».
Свидетельство о публикации №225100500641