Последняя открывашка Николая Рубцова
В канун очередного юбилея поэта Николая Рубцова телевизионный эфир и социальные сети наполнили «новые факты и обстоятельства» гибели поэта, в частности выступления писателя Людмилы Дербиной, несостоявшейся законной жены поэта, осуждённой и отбывшей значительную часть определенного судом срока за умышленное убийство Николая Рубцова.
Людмиле Александровне, в отличие от Рубцова, Бог дал долгую жизнь. Она продолжает заниматься литературной деятельностью, совершает паломничества по святым местам. Летом 2015 года она посетила Оптину Пустынь, молилась и исповедалась на литургии в монастыре, а 3 июля 2015 года, как явствует из её паломнических записок «Лоскутки», её на Патриаршем подворье принял духовник Святейшего Патриарха схиархимандрит Илий, ныне покойный.
Обстоятельства той страшной крещенской ночи 1971 года в Вологде известны практически всем почитателям творчества Николая Рубцова и я не буду воспроизводить их здесь подробно. Скажу кратко, что на почве бытовой ссоры из-за ревности между Рубцовым и Дербиной вспыхнул конфликт с применением физической силы, в результате которого поэт Николай Рубцов, находившийся, согласно заключению медиков, в состоянии средней тяжести алкогольного опъянения, умер от асфиксии, наступившей вследствие удушения руками, о чём свидетельствовали полулунные отметины от ногтей на его горле.
Людмила Дербина добровольно сдалась в милицию, признав свою вину , и была осуждена на 8 лет лишения свободы за умышленное убийство.
Освободилась Дербина досрочно, к её освобождению приложили усилия некоторые известные люди - поэт Евгений Евтушенко и другие. Оно и понятно: женщина оборонялась. Рубцов был пьян и первым начал рукоприкладство. В вину ей можно было поставить разве что превышение пределов необходимой самообороны Поэт Рубцов был известен склонностью к алкоголю, за ним тянулась печальная вереница пьяных дебошей.
Вроде бы, до недавнего времени, всё в этой истории было понятно. Однако последние заявления Дербиной о том, что она , якобы, «не убивала поэта Николая Рубцова» заставили меня снова, как бы свежим взглядом взглянуть на происшедшее. Возмущенная Людмила Александровна восклицает на передаче у Андрея Малахова: «Как я могла его убить? Я взяла его 2-мя пальцами за горло и немного подержала. У него просто было больное сердце. Он умер сам!» И здесь начинается самое интересное. Действительно, как? Рубцов был молодым 35-летним мужчиной, выросшем в детдоме - стало быть, мог за себя постоять с детства. Он прошел срочную службу на флоте, а затем, до учебы в Литературном институте работал на Кировском заводе в копровом цехе шихтовщиком - это тяжелый физический труд. Он был прекрасно тренированным человеком. Глеб Горбовский пишет в своих воспоминаниях, что когда Рубцов навещал его в ленинградской квартире на Пушкинской улице, они нередко схватывались бороться - и Рубцов часто побеждал. При том, что Горбовский , сам имевший опыт уличных потасовок, был гораздо крупнее и плотнее его, а Рубцов весил всего-то каких-то 60 кг!
Мне могут возразить: но в ту ночь Рубцов был крепко пьян! Да, он сидел с друзьями в ресторане, а потом они пришли к нему на квартиру «продолжать», прихватив ещё 6 бутылок вина. К слову сказать, состояние средней тяжести опьянения характеризуется наличием в крови от 1,5 до 2,5 промилле чистого эталона. По оценкам американских наркологов, такое состояние достигается приемом в течение 1 часа для 70-килограммового человека примерно 10-12 разовых доз алкоголя. Для водки разовая доза составляет 30 грамм. Иными словами, Рубцов в тот вечер выпил едва ли больше 1 бутылки, в пересчете на 40-градусную водку. Что это для физически крепкого, привыкшего к регулярному дозированному употреблению алкоголя человека? Обратимся к главвм книги известного фольклориста и специалиста в области русского кулачного боя А. В. Грунтовского, где он приводит свидетельства о том, как кулачные бойцы на Масленой неделе, выпив по бутылке водки проявляли чудеса силы и ловкости.
И тем не менее, Рубцов был убит сравнительно слабой и хрупкой женщиной, хотя она, первоначально признав, теперь отрицает это.
Разумеется, я уверен в справедливости вынесенного ей приговора и понесенного ей наказания, хотя и вины самого Рубцова в происшедшем это не умаляет. Не присутствуя в ту ночь в гостях у Рубцова, но имея свой личный скромный опыт рукопашных поединков, я могу легко представить такую картину. И начать мне хочется с детства Людмилы. Её отец, Александр, был военнослужащим и прошёл 3 войны - Финскую, Великую Отечественную и Японскую. Девочки в семьях военных часто наследуют боевой характер отца. Я не сомневаюсь, что Людмила была способна постоять за себя даже с голыми руками, и возможно, что эти навыки она переняла от отца. В ту ночь у неё под руками была масса предметов,которыми она могла остановить дебошира: осколки разбитой пластинки Вертинского, пустые бутылки из-под вина, но она не воспользовалась ими. Мне думается, что Дербин-старший, участвовавший в разгроме милитаристской Японии , был осведомлён об арсенале удушающих приёмов, многие из которых из японских единоборств дзю-до и джиу-джитсу перекочевали в боевой раздел борьбы самбо, которой в советское время обучали военных. Один из них называется «открывашка» и заключается в воздействии на дыхательное горло противника двумя пальцами - большим и указательным, соединёнными за горловым хрящом. Захват горла производится стремительным бросовым движением одной руки. Искушенному в детдомовских потасовках с гопниками Рубцову не составило бы труда сбить простой удушающий захват. Но в случае с «открывашкой» в зону воздействия попадают сонная артерия и блуждающий нерв, придавливание которых приводит, как минимум, к замедлению сердечного ритма, а в крайнем случае - к остановке сердца, что и произошло у Рубцова. По-видимому, поэт знал, что готовит его невеста, поэтому, желая остановить её крикнул: «Люда! Я люблю тебя!» Этот крик слышали соседи. Увы! Никто даже не позвонил к ним в дверь, чтобы внешним сигналом как-то переключить их внимание и разрядить обстановку. Бесследно испарились и пившие с Рубцовым поэты. В последний раз «открывашка» в эту ночь была использована не для открытия винных бутылок, а с целью умышленного убийства русского поэта Рубцова.
Следует добавить к этому, что даже в целях самообороны позволяется использовать не все приемы боевого раздела, особенно в кругу семьи. Поэтому Людмила Дербина была осуждена справедливо. Ей следовало бы обратиться в 66-е отделение милиции на час-полтора пораньше - до трагедии.
Но то, что произошло - произошло. В доказательство своей версии о том, что у Рубцова было больное сердце, Дербина приводит факт, что Рубцов часто обращался в поликлинику по поводу сердечных болей.
Судмедэксперты пишут, что его сердце было здоровым. Пр-видимому, Николая Михайловича накануне несостоявшейся свадьбы с Дербиной мучали психосоматические приступы болей из-за переживания о судьбе оставленных в Николе бывшей гражданской жены Генриетты Меньшиковой и их дочери Лены Де-факто предательство совершилось. Обстоятельства не дали «узаконить» это предательство де-юре.
Почему-то, размышляя о событиях той трагической ночи 1971 года, я вспомнил слова Евангелия: «Кто примет одного из малых сих, верующих в Меня, тот Меня принимает, а кто соблазнит одного из малых сих, верующих во имя Моё, для того лучше бы было, если бы мельничный жернов повесили ему на шею и утопили бы во глубине морской». Как известно, при утоплении смерть наступает от асфиксии - удушья. Именно эта причина зафиксирована в судебно-медицинском заключении о смерти поэта Николая Рубцова.
НИКОЛАЙ ЕРЁМИН
05.10.2025
Свидетельство о публикации №225100500089