Глава 1. Значение цвета в одежде
Выбор одежды – осознанное поведение, которым человек управляет с помощью ума и на основе эмоций и чувств. Цвет напрямую связан с эмоциональным фоном. А выбранные нами цвета одежды и аксессуаров передают связанные с ними эмоции и образы, создавая сообщение, которое мы (чаще всего) бессознательно несем миру.
Исследования цвета в одежде
Итак, цвет в одежде – мощный инструмент коммуникации, способный транслировать окружающим эмоции, характер и даже социальные роли. Его влияние на восприятие и поведение человека привлекало внимание исследователей из различных областей, включая психологию, маркетинг и искусствоведение.
Исследователи одежды М.Э. Роуч-Хиггинс и Дж. Айхер пишут, что цвет (если представить, что это вообще единственное свойство) галстука бизнесмена может быть более важным индикатором его личности, чем весь его костюм, рубашка, галстук, носки и туфли (Roach-Higgins, Eicher, 1992). Арт-терапевты и психологи-практики обращают внимание на биологическую первопричину в восприятии смыслов, передаваемых цветами (Килошенко, 2001; Бреслав, 2000; Штейнхардт, 2001; Копытин, 2002; Ефимкина, 2018, Донн, 2022). В разные времена цвет в одежде выражал статус, религиозные представления, общественную дифференциацию и другие аспекты (Эллиот, Майер, 2007). С 1990-х годов исследователи разработали теорию цветовой психологии (Elliot, Maier 2007), называемую теорией цвета в контексте. Как и другие переменные, влияющие на социальное восприятие, теория объясняет, что цвет также передает значение, которое варьируется в зависимости от контекста, в котором воспринимается цвет (Геген, Джейкоб, 2013). Соответственно, значения цветов усваиваются с течением времени посредством повторяющихся сочетаний с определенным опытом или сообщением (например, красный стоп-сигнал и опасность) или с биологическими тенденциями реагировать на цвет в определенных контекстах.
Эти научные выводы нашли подтверждение и в моем собственном исследовании, в котором я изучала, как женщины осознают значение своей одежды и как их внешний вид воспринимают окружающие.
Одежда глазами своими и окружающих
Когда я писала диссертационную работу в аспирантуре, я провела пилотное исследование, чтобы понять вообще, в целом, что вкладывают женщины в одежду, которую надевают на себя, и что «читают» в чужом внешнем облике. Для этого я предложила 36 участницам моих терапевтических групп (с марта по июнь 2022 года) авторский опросник «Что я хотел сказать своей одеждой». Вопросы были такие:
1. перечислите, что на вас сегодня надето.
2. Почему вы так оделись?
3. Что говорит окружающим ваш внешний вид?
4. Как вы думаете, что своим видом хотят сказать другие участницы исследования, сидящие с вами рядом?
Неожиданным для меня оказалось то, что хотя в вопросах анкеты не было требования описывать или хотя бы даже упоминать цвета, цвет одежды оказался одним из самых часто упоминаемых критериев. Меня это заинтересовало, и по результатам опроса для дальнейшего исследования я составила таблицу.
Таблица 1. Цвета, упомянутые в самоописаниях и описаниях других более раза.
Цвета
Количество
Упоминаний цвета
в самоописаниях Количество
упоминаний цвета
в описаниях одежды
друг друга Количество
реакций на цвет
в виде значений
1. Серый 15 126
2. Белый 14 3 112
3. Черный 12 2 86
4. Бежевый 8 57
5. Зеленый 8 2 47
6. Розовый 6 2 46
7. Синий 6 29
8. Голубой 5 45
9. Красный 3 21
10. Желтый 3 14
11. Сиреневый 2 9
12. Оранжевый 1 1 Нет в таблице 2
13. Коричневый 1 Нет в таблице 2
Всего 84 10 592
Испытуемые в самоописаниях чаще упоминают цвет (84 раза), чем при описаниях других (10 раз), что указывает на их большую озабоченность собой при выборе одежды. Вторая причина: при описании себя испытуемые стремились к объективности и называли цвет одежды. Однако в описаниях других вместо называния цвета одежды (10 раз) в 59 раз чаще давали ее интерпретацию (592 раза). К этому призывал вопрос опросника: «Что я хотела бы сказать своей одеждой, если бы так оделась». Я объясняю это тем, что при восприятии других мы редко обращаем внимание на отдельные компоненты (включая цвет), а скорее видим образ в целом.
В первом вопросе участницы описывали свой наряд на текущий день, включая одежду, аксессуары, маникюр, прическу и т. д. Однако наиболее часто они упоминали цвет. На этом основании я выдвинула две рабочие гипотезы: 1) цвет в одежде имеет большое значение как для окружающих, так и для того, кто ее носит; 2) в реакциях окружающих с теми или иными цветами могут совпадать похожие значения.
Последним заданием исследования было продолжить фразу об одежде других: «Если бы я так оделась, я бы этим хотела сказать людям, что…» В данном задании не было прямого указания на перечисление или цвета предметов одежды, поэтому и упоминаний цвета значительно меньше, чем в самоописаниях. Но зато большое количество значений и смыслов, которые участницы придают предметам одежды, а также цветам. По большей части они прямо не указывали на то, что именно цвет сыграл свою роль в наделении облика теми или иными смыслами.
Чтобы найти какую-то закономерность или связь, я учитывала те качества и значения, которые встретились в описании облика человека другими больше одного раза, и сопоставила с цветами, упомянутыми в ответах на первый вопрос (Табл. 2).
Таблица 2. Вербальные реакции окружающих на цвет в одежде
Цвета
Реакции Серый Белый Черный Бежевый Зеленый Розовый Синий Голубой Красный Желтый Сиреневый
Упоминания у себя 15 14 12 8 8 6 6 5 3 3 2
Удобство 24 14 13 15 12 16 4 13 7
Уверенность,
независимость 3 3 6 3 3 3 3 3
Яркость 3 2
Заметность,
привлекательность 5 5 2 3
Свобода 4 3 6 5 6 5 3 4
Нежность 2 3 2 2 3
Жизнь 2
Открытость,
расслабленность 3 4 2 2
Избегание внимания 5 8 4 3 6 4 2
Сексуальность 3 5 7 2 3
Красота,
довольство телом 9 12 5 12 3 2 2
Вкус, стиль, элегантность 7 7 3 4
Безразличие к чужому мнению 3 4 2
Возраст 9 7 3 2 5 3 2 2
Женственность 2 5 5 3 2
Практичность 6 5 3 2
Оригинальность 8 3
Простота 10 5 3 4 2 2
Агрессия 2 4 2 3
Ограничения 4 7 8 4 2 6 3
Романтичность 3 1
Инфантильность 3 1
Демонстративность 3 3
Стройная 3 2 2
Мягкая 2 2
Маскировка 11 7
Аккуратность 2 5 2
Моральная оценка 3 3
Мужские метафоры 4 5 2
Модно 3 3
Спорт 3
Таким образом, я обнаружила закономерности в интерпретациях одежды с участием того или иного цвета. Ниже я делюсь своими наблюдениями, которые подтвердились в ходе практической работы и могут выступать в качестве базы диагностики.
;
Свидетельство о публикации №225100601056