Цветок на фоне камня

Этот рисунок – свободная (не буквальная) копия, выполненная акварелью,  классической китайской картины на шелке. Изображает  ЦВЕТОК  НА  ФОНЕ  КАМНЯ.  Сюжет, традиционный для Китая.  Принцип  ЕДИНЕНИЯ  ЗЕМНОГО  И  НЕБЕСНОГО,  человека и природы, находил свое воплощение во многих живописных произведениях в русле направления «ГОРЫ  И  ВОДЫ»  (едва ли не самое главное направление, надо сказать).

Что же касается камней, то отношение китайцев к ним вообще особое. Камням поклонялись ученые мужи-конфуцианцы… Ой, но ведь и у нас поклонялись, и у соседей… Это сама древность, когда человек еще не считал себя выше окружающей среды и был склонен вести себя по отношению к ней уважительно как минимум. Архаика в нас и до сих пор жива. Когда прикладываешь ладонь к поверхности молчаливой скалы, то ощущаешь не только холод камня, но и некий мистический холодок в душе…

Камни, обточенные самой природной стихией (отчасти, правда, и люди помогали, не без этого), имевшие прихотливые очертания, что делало их похожими на диковинные скульптуры, использовались как обязательные аксессуары в классических китайских садах издавна. Особенно ценились тайху, камни с озера Тай, имеющие причудливые формы (серый известняк), и камни линби, которые еще и поют (металлизированная порода с блестящими прожилками). 

В саду Летнего дворца в Пекине (он же парк Ихэюань) при шестом императоре маньчжурской династии Цин, Хунли, правившем под девизом Цяньлун (поэтому его самого также называют Цяньлун), был установлен огромный камень, который этот император подарил своей матушке на ее шестидесятилетие. Возраст 60 лет считается особенным, дату принято отмечать с размахом, поэтому и подарки должны быть соответствующие.

Но юбилярше презент сначала не понравился, потому что этот камень разорил предыдущего владельца, причем вчистую: некий Ми Ваньжун попытался доставить его в свой пекинский Сад пионов, транспортировка велась лишь в зимнее время года по специально залитой ледяной дороге, но казна любителя диковинок не выдержала расходов. Однако у императора ресурсов было всяко больше (целая империя, собственно), не чета незадачливому Ми Ваньжуну, поэтому он приказал довести задумку до логического конца, и ему это удалось.

А старую императрицу убедили, что камень, напротив, вполне благожелательный, поскольку, если взглянуть на него с нужного ракурса…  встаньте вот так и поглядите вот этак, мадам… то скала напоминает гриб линчжи, а это просто супер как хорошо. И камень, получивший название  ЗЕЛЕНЫЙ  ГРИБ  ЛИНЧЖИ,  занял предназначенное ему место в парке. 

Другие названия Зеленого гриба –  ГОЛУБОЕ  ОБЛАКО  или Голубой ирис. Я попыталась нарисовать его по фотографии, и у меня получился не гриб и не облако, а какой-то ископаемый динозавр. О, эти загадочные скалы…

В моем восприятии император Хунли (1711-1799, девиз Цяньлун) несколько сливался с фигурой его отца, императора Иньчжэна (1678-1735, девиз Юнчжэн). Может быть, потому, что в семье они оба были  ЧЕТВЕРТЫМИ  ПРИНЦАМИ. Но персонажи это разные.

ИНЬЧЖЭН (Юнчжэн) захватил престол с помощью поддельного завещания, в ущерб многочисленным братьям-конкурентам, и в результате энергичных действий, в основном военного порядка, сделал свою империю преуспевающей страной. Это был человек самодостаточный и независимый и во власти, и в личной жизни. Да, это именно тот император, образу которого мы обязаны китайским  СЕРИАЛОМ  «Поразительное на каждом шагу», а затем и его переработанным корейским аналогом (применительно к корейской истории) -  «Алые сердца Корё» с Ли Джун Ки в роли четвертого принца (первый сериал занудный и мало эстетичный, второй прекрасный и рвущий душу, хотя местами несколько нелогичный и скомканный). И была у него в самом деле  ЗАГАДОЧНАЯ  ЛЮБОВЬ,  поскольку дама его сердца пользовалась непонятной свободой даже в условиях дворца, а потом он ее из этого дворца вообще отпустил, чтобы не погибла в змеином дворцовом царстве.

ХУНЛИ (Цяньлун) захватил престол, отравив отца, получил богатую преуспевающую страну и перевел ее в режим «закрытости», чтобы «западные варвары» не навредили. Ход оказался ошибочным, самоизоляция закончилась отсталостью, что привело к успеху «западных варваров».

Так что за Иньчжэнем-Юнчжэном расширение и развитие страны, а за Хунли-Цяньлуном в основном постройка садов и зданий Летнего дворца, и среди этого рукотворного великолепия по сей день стоит необычный и размерами, и очертаниями камень – Голубое облако или Зеленый линчжи, изумляя и мастерством природы, и размахом императорских амбиций, наводя на многие размышления о сути вещей, включая и природу, и человека.
(16.09.2025)   


Рецензии