Сашенька

В холодное, прозрачное осеннее утро 1740 года в имении Каменка, что под Новгородом, воздух был звонким и хрустальным. Утренний иней покрывал темные ели у границы парка, словно серебряный бархат. В высоком, немного сумрачном кабинете хозяина дома пахло дымом от камина, воском от полированной мебели и сладковатым духом сбитня.

Старый генерал-аншеф Абрам Петрович Ганнибал, прославленный сподвижник Петра Великого, отставил глиняную чашу с горячим напитком и подошёл к окну. Его тёмное, испещрённое морщинами лицо оставалось неподвижным, но глаза, эти живые угольки, сверкали неукротимой мыслью. Он гостил у своего старого друга Василия Ивановича, и за неторопливой беседой речь, как водится, зашла о детях.

— Ну, как твой Сашенька? — спросил Ганнибал, его низкий голос был густым и немного хриплым. — Уму-разуму учится?

Василий Иванович, человек основательный и немного тяжелый на подъем, вздохнул.
—Книжки одолевает. Да вот только не усидчив он у меня, Абрам. То на конюшне пропадает, то с дворовыми мальчишками в снежки да в баталии разные играет. Ему бы в тихой канцелярии службу нести — польза была бы, а с его то здоровьем... Хиленький Сашенька у меня какой-то.

Ганнибал не дал ему договорить. Он молча указал пальцем за окно. Во дворе, на припорошенном снегом плацу, тощий мальчишка с лихорадочно горевшими глазами сражался с воображаемым противником. Деревянная сабля в его руках свистела в морозном воздухе. Он не просто махал ею — он фехтовал: делал выпады, отскакивал, парировал невидимые удары. Каждое его движение было отточенным, яростным и полным странной, недетской грации.

— Видишь? — тихо произнес Ганнибал. — Это не игра, Василий. Это репетиция.
Он развернулся к другу, и вся его фигура выражала непоколебимую уверенность.
—Твой сын рождён для войны. Канцелярия? Канцелярия такому душу выдует, как ветер догорающую свечу. Он не писарь. В нём огонь полководца. Я таких видал. При Петре.
Василий Иванович нахмурился. Он видел перед собой не воинскую доблесть, а тяготы и опасности солдатской доли.

—Он ещё юн, Абрам... Худой, болезненный. Врачи и то дивятся, как он жив остаётся. Какая уж тут война...
— Врачи лечат тела, а не дух! — отрезал Ганнибал, и в его глазах мелькнула тень его далекой, пылающей Африки. — Они не видят, что в этом тщедушном теле живёт сталь. Дай ему саблю, а не перо. Дай ему армию. И поверь мне, Россия ещё скажет тебе спасибо за такого сына.

Эти слова, сказанные с горькой твердостью человека, который сам прошел путь от арапчонка до генерала, повисли в тишине кабинета. Они были тяжелы, как свинец. Василий Иванович молча смотрел на своего гостя, на его седые виски, на шрамы — знаки былых сражений, и впервые задумался всерьез. Может быть, его осторожность — это малодушие? Может, эта «игра» и есть истинное призвание его мальчишки?
Несколько дней спустя, провожая Ганнибала до коляски, Василий Иванович крепко пожал ему руку.

—Решено, Абрам Петрович. Записываю сына в Семёновский полк. Будь по-твоему.
Ганнибал, уже сидя в экипаже, снова взглянул на двор. Александр, раскрасневшийся от бега, стоял по стойке «смирно», провожая знаменитого генерала. Его взгляд был не детским — в нем горели решимость и восторг.

Старый арап Петра Великого улыбнулся своей сокровенной, чуть грустной улыбкой. Он откинулся на подушки и пробормотал себе под нос, чтобы не слышал кучер:
—Удивишь, паренёк. Ещё как удивишь этот мир.

И время, неумолимый судья, благосклонно кивнуло в след уезжавшей коляске, подтверждая его правоту. Правоту провидца. Тем мальчишкой был Александр Васильевич Суворов.


Рецензии
Очередной, замечательный рассказ на основе имевших место исторических событий!
Он вполне реально наполнен атмосферой XVIII века и глубоким предчувствием великой судьбы. Автор с изяществом и достоинством рисует встречу двух отцов. Одного, уже прошедшего путь от рабства до генеральского чина, другого — тоже боевого офицера и в будущем генерала, но сейчас, прежде всего любящего и заботливого родителя. Диалог Ганнибала и Василия Ивановича звучит как пророчество: в нём — мудрость, закалённая в боях, и вера в силу духа над плотью. Сцена с мальчиком Суворовым на снегу — яркая, почти кинематографичная — становится сердцем повествования: в его «игре» читается зарождение гения военного дела. Рассказ лаконичен, но ёмок — как удар сабли: точный, звонкий и оставляющий след.

Лихобор -Михаил Зверев   22.10.2025 09:16     Заявить о нарушении