Записки алтарника 2. Церковный спецназ

Все началось с обыкновенного поиска работы. Сделав предложение своей будущей жене, я получил согласие при условии, что решу вопрос со своим трудоустройством. К тому времени за плечами у меня было 6 лет медицинского института, год интернатуры и абсолютное нежелание трудиться по выбранной специальности. Но деваться некуда – после получения диплома необходимо было отработать 3 года участковым педиатром. И я пошел сдаваться в поликлинику.

Встретили меня хорошо. Главврач, почуяв молодого специалиста, поначалу даже обрадовался, но, глядя на мой кислый вид, понимающе спросил:
- Ну что, работать хочешь?
- Нет, – честно ответил я.
- Тогда зачем пришел?
У меня даже от сердца отлегло.
- Так значит можно идти? – спросил я с надеждой.
- Иди.
И я ушел. Правда, первое время еще беспокоили гневные звонки из местного Управления здравоохранения, но потом им это надоело и от меня отстали.

Так я стал свободным человеком и предо мной открылся необозримый горизонт вакансий, не требующих специальной подготовки. Полистав свежее издание «Работа & Зарплата», я быстро пришел к выводу, что в дворники идти как-то не солидно, а вот курьером в самый раз. После чего набрал нужный номер и договорился о собеседовании. Все складывалось довольно неплохо. На следующее утро я даже выехал по указанному адресу, но, не рассчитав время, попал в страшную пробку, так и не добравшись до места работы. Пришлось возвращаться домой ни с чем.

«Хотя почему ни с чем, - подумал я, - можно ведь попытать счастье еще в одном деле». Тогда на память мне пришла притча о блудном сыне, в которой человек, не сумевший устроить свою жизнь на стороне, готов был вернуться в дом отца простым наемником. Что-то подобное произошло и со мной. Недалеко от нашей квартиры располагалась церковь, где меня крестили еще ребенком. «Почему бы не поискать работу там? Человек я верующий, что мешает попробовать свои силы в служении Богу?» - спрашивал я себя, делая пересадку на автобус в сторону Вешняковского храма. Из центра пробок уже не было, поэтому доехал я быстро. А пройдя за церковную ограду, сразу же наткнулся на настоятеля и, взяв благословение, перешел к делу:

- Нет ли у вас при храме какой-нибудь работы?
- А что ты умеешь? – поинтересовался в свою очередь владыка Н.
Признаться, этот вопрос поставил меня в тупик, но я вдруг вспомнил, что несколько лет назад помогал в алтаре Ивановской церкви.
- Приходилось читать в храме и немного алтарничать, - ответил я после небольшой паузы.
- В алтарники пойдешь?
- Пойду.

Получив утвердительный ответ, владыка окликнул какого-то человека в подряснике и велел ему ввести меня в курс дела. Им оказался старший алтарник по имени Сергей. Он был довольно высокого роста, с черной с проседью бородой и большими квадратными очками. Пригласив перейти в притвор храма, старший алтарник тут же приступил к исполнению настоятельского распоряжения:

- Так, Алексей, давай без иллюзий. Работа здесь тяжелая, так что если желаешь отказаться – делай это сразу, - проговорил он низким поставленным голосом.

Я слегка удивился и сказал, что отказываться пока не собираюсь. Тогда он во всех подробностях перечислил обязанности здешних алтарников, показал, что где лежит и познакомил с некоторыми сотрудниками храма. Так я получил свою первую работу. И вскоре для меня начались трудовые будни алтарного послушания. Поначалу выходил на службы вместе со старшим, а через неделю меня пустили в свободное плавание. Осваивая новую специальность, учился, в основном, на собственных ошибках, которых по неопытности было достаточно много. Вследствие чего, у владыки Н. сложилось обо мне не самое лучшее впечатление. Судя по частым замечаниям, я представлялся ему небрежным, ленивым и безответственным работником. Он же превыше всего ценил дисциплину и порядок. Как говаривал Сергей: «Служение в Вешняках можно сравнить со службой в спецназе. Если сумеешь здесь продержаться, то в любом другом месте будет просто нечего делать». Так оно и было на самом деле.

К счастью, среди сотрудников храма был человек, который обладал способностью разряжать напряженную обстановку в нашем суровом мужском коллективе. И хотя по церковным правилам женщинам не благословляется заходить в алтарь, для некоторых, ввиду почтенного возраста и добродетельной жизни, все-таки делается исключение. Таким исключением была пожилая алтарница Вера Фёдоровна, служившая здесь еще задолго до епископа Н. Наряду с другими, она выходила со свечей, подавала кадило и иногда читала часы. Правда, ее чтение несколько отличалось от традиционно монотонной подачи богослужебных текстов и напоминало, скорее, чтение газеты с выражением. Не знаю, как другим, но лично мне это нравилось. Вообще, служить с Верой Федоровной было всегда очень комфортно. Во многом, благодаря таким ее качествам, как здоровое чувство юмора, трудолюбие и отзывчивость, а также готовность на всякое время попросить прощение за малейшую оплошность. Можно сказать, что среди армейской муштры нашего храма она была своеобразным островком человечности, рядом с которым стремились оказаться многие прихожане, алтарники и даже священники.

В церкви Успения Божьей Матери в Вешняках я проработал почти 1,5 года. Набравшись за это время некоторого опыта, ошибался уже значительно реже, но к сожалению, отношение настоятеля ко мне так и не переменилось. Однажды после ранней литургии я присел отдохнуть в алтаре крестильного храма. Через несколько минут должно было начаться Крещение, в котором мне тоже необходимо было участвовать, поэтому я прикрыл глаза и решил немного вздремнуть. Как раз в этот момент в алтарь заглянул владыка Н. и увидев меня спящим, сделал строгий выговор, завершив его словами: «Может тебе поискать более доброго настоятеля?» Честно говоря, данная идея мне понравилась и я начал поиски другого храма, которые в скором времени увенчались успехом.


Рецензии