Напёрсточник

В начале восьмидесятых присел я по-крупному за дела с магнитофонами. Левые дела. Довольно далеко присел, подальше Колымы будет. И в этих острых, как отколотых от всей земли, местах познакомился с пожилым уже дядей Сашей. Мужичком не из блатного жулья и не из тихих помешанных, а из категории философских индивидов. При этом он был опытным напёрсточником, однако "оформили" его за тунеядство, потому что предупреждений по этой уголовной тогда статье за ним накопилось за долгие годы великое множество и в итоге ему всё-таки дали реальный срок.. И вот мне дядя Саша рассказывал, что он напёрсточник, потому что так судьба велит! Через напёрстки свои он в пустоту заглядывает и с пустотой разговаривает.

Очень любопытные у него имелись объяснения. Я же был тогда совсем молодой и не особенно всё это понимал. Меня больше интересовали навыки как раз обращения с напёрстками. Вся моя натура махинаторская вылезала из этих вопросов.. Но он не спешил, конечно, делиться мастерством, как это и водится, да? Просто рассуждал, что напёрстки - только инструменты того, что и как он узнаёт от Вселенной. А узнаёт, значит, следующим образом...

Тут прервусь на секундочку, изумитесь вместе со мной! Дядя Саша был обычный советский мужик, надевавший по праздникам новые треники с лампасами и выпивавший первый стопочку за Чапая, а вторую - за Штирлица.. Пусть он "принципиально" не работал, пусть грешки за ним водились по меркам гражданской системы, но вместе с тем я не видал на зоне человека, сильнее дяди Саши чтящего День Победы. Поминавшего близких, ценившего дружеские отношения, любившего нормальный живой анекдот без похабщины.

Встреть вы его на улице в столетнем слёзном пальто с вылезшим воротником - и не поняли бы, кто он такой. С напёрстками бы увидели - мимо так и прошли, если на азарт не падкие. Напёрсточники тогда уже на всех базарах-вокзалах стояли разные, молодые и старые кантовались. И не поверишь сроду, что этот дядя Саша - человек с какими-то взглядами особыми на судьбу. Которую он, помните их присказку, "кручу-верчу да запутать хочу"?!

Ладно, отвлеклись, а теперь к обряду "чтения судьбы" вернёмся. Вызнал я процесс в итоге, ближе к своему выходу.. Значит, берётся небольшой абажур или колпак на лампу, какой обязательно имеет внутренние жёсткие крепления. Такой сеткой из проволоки, на четыре ячейки. Вот в эти крепления кладутся (тут надо исхитриться ещё, чтоб разложить) вполне тяжёлые камешки. Пусть будет кварц простой, но одинакового вида и равноценные по ребру и по весу. Сперва разложите их по четырём сторонам, потом три назад соберите и дальше валяйте!

Три камешка ставятся фигуркой - друг на друга - с поворотом граней. Не ровным столбиком, а каждый поворачивая. Сбоку от креплений умещается яйцо, сырое в обязательном порядке! И на него ставится четвёртый камень. Итого, в заготовках у вас, значит: абажурчик, четыре схожих камня и сырое яйцо куриное.

Всё расставляете, а затем те три камешка в фигурке начинаете как бы двигать по их оси. Вот как вы их уложили, дядя Саша объяснял на пальцах, так после шевелите сначала по часовой стрелке, потом против часовой. Вроде в два цикла.. Смотря когда они падать начнут и какой из них разобьёт яйцо.

Это, во-первых, загадка. Во-вторых, не забывайте, что на яйце тоже стоит камень.. И вот дядя Саша рассказывал, что он десятки раз не разбивал этого яйца, так всё и обходилось. Да, и камень падал на яйцо, где сверху гнёт, но яйцо даже не трескалось! И это для него всегда был толчок, что пора двигать с напёрстками куда-то на точку. Значит, к тебе придёт кто-то, кого будет интересовать не выигрыш, не "мухляж". (Мухляж - это завлекуха. Денежка, которая будет как бы отыграна крупье в самом начале партии.)

Не-не, явится тот "клиент", с кем напёрсточнику нужно поговорить. Вот такой фатальный знак: если яйцо не разбилось после двух кругов манипуляций... Действовало безотказно, утверждал дядя Саша! Кто только к нему не приходил, я уж всех-то не упомню, о ком он говорил. Был, знаю, последователь мадам Блаватской (легендарной дамы, спирита и медиума), который ещё и сам заработал чистоган - продал дяде Саше книгу! Причём продал так, на кон. Предварительно обыграл его, опытнейшего ловкача-напёрсточника. Ещё приходил какой-то наследник княжеских родов, который упорно маскировался под советского деятеля. Этот проиграл всё, чуть не до белья. Убегал по снегу в носках и подштанниках.

А перед тем, говорил дядя Саша, как его всё-таки посадили и участковый предупредил, что дело из рук менты перехватили, он погадал себе в крайний раз. По-особому. Поставил перед небольшим дорожным зеркалом из набора этот свой абажурчик. И в зеркале, когда он камешки крутил, отразилась ровная серая пелена... Впереди пока туман.

Прошло много лет. Мир помолодел, я стал зрелым пикантным мужчиной с легально высокими доходами.. И вдруг попробовал этот обряд, тоже снабдив схему зеркальцем. Шутки ли ради, проверяя ли память... Но камешки уже были для виски, извините, модные. Ну, яйцо тоже нашлось, даже абажур от родительского ночника я украсил лепестками. Прямо как алтарь, получается. Всё уронил, естественно, всё разбил! А вот в зеркале увидел совершенно поразительную для себя вещь. Увидел цветы, маки. Неоткуда им было отразиться! Клянусь, ни на обоях, нигде вокруг меня в комнате никаких маков не было... А маки очень мать у меня любила. И так она, бедняжка, месяца не прожила с того момента. После я как-то всё это забросил окончательно, заставил себя забыть. Но вот осталась история. Да память о дяде Саше, оригинале, но мужике мировом, который и на краю света не боялся тьмы и оставался сам собой.

Когда сегодня сопливые дурёхи учат молодняк "индивидуальности", я угораю со смеху над шлёпаньем их рыбьих губ. Когда взрослые предатели своего прошлого заявляют, что в Советах выживали не личности, а лицемеры - я плюю им на "польта", купленные за проданную душу. И вспоминаю дядю Сашу в его облезлом всесезонном пальто, гладко приставшем к бушлату. Уникальную личность, которого даже арестовали не за непочётное, конечно, ремесло! А взяли предпенсионера скопом по статье, упавшей кому-то звёздочкой на погоны.

Помню, упоминал он, что про такие гадания ему молдаванин один ушлый в госпитале рассказал. Он же научил и с напёрстками обращаться. Такие мелкие трюки молодому дяде Саше очень помогли. Восстановился от тяжелейшей "трясучки" после контузии. "Нормально выздоровел, но не полностью", - так отшучивался о своих странностях мой удивительный тюремный приятель.


Рецензии