Суми-э
- Вы тоже, как я, первый раз это рисуете?
- Нет, что вы! Я четвёртый год занимаюсь.
- И что, камелию давно научились писать?
- Уже несколько уроков камелию рисовали. Рисунки все сезонные. Вот, к примеру, зимой пишем сосны, весной цветущую сливу… Посмотрите на стены, увидите ирисы, хризантемы,горы, воду, птиц на ветках… Не думайте, что этому можно научиться сходу. Японское искусство для терпеливых, упорных. Получится и у вас, нужно стараться.
Я не верю, мне этот цветок успел сильно надоесть за два занятия. Я больше никогда не буду его рисовать, ни за что. Сенсей очень мила, сдержанна. Ходит по классу и делает некоторые замечания, берёт руку ученика с кистью и водит ею так, как нужно, умело учит. Мне многозначительно улыбается. Мне неловко, немного стыдно, что с листиками не справляюсь.
Что меня привело в эту чудесную группу? В основе суми-э философская традиция дзен, об этом я, конечно, читала и немного интересовалась. Но не этому я пришла учиться сюда. Не приворожила меня ни изначальная монохромность техники суми-э (суйбоку-га), ни обещанная возможность узнать всё множество оттенков серого. А вот что: здесь нет эскизов, сразу набело! Ещё – недосказанность. Незавершённость – это то, что меня завораживает. Люблю незавершённость картин Тёрнера: там царствует атмосфера, картины дышат. Они живые, не замучены бесконечными переписываниями и стремлением к совершенству. Меня притягивает то, что надо разгадать, поймать и унести с собой отгадку, точнее, свою находку.
Я попыталась освоить новую для меня технику японской живописи, похожей на каллиграфию. Я выдержала. Кое-что получилось. Не всё. Я училась терпению, прилежности, старалась в меру сил. И смешно: характер ведь не изменишь! Действительно, видимая простота оказалась довольно сложной техникой. Получалось хорошо, когда я старалась не думать, а чувствовать и следовать интуиции. Меня и сейчас иногда тянет заниматься суми-э. И всё же, хочу привносить чуть-чуть своего… Я непослушная, я не японка. Не вжиться мне в эту культуру. Но, раз пришла, предлагаемые сенсеем четыре сезона надо было осваивать. А в суйбоку-га и не нужен фотографический реализм. Я поняла, что мастерство при развитой интуиции приносит удовлетворение процессом и результатом работы. При владении данной техникой рисунки получаются очень быстро, а это уже для моего характера!
Чем дальше, тем оказывается увлекательнее сам процесс познания деталей. Зима. Сосны. Сосновые иголки одна за одной заполняют треть листа, и эта, казалось бы, монотонная работа нисколько не скучна и не утомительна. Даже затягивает, приятно оставлять много белого, не заполненного пространства на картине, понимая, зачем... Тихая медитация, ласковое прикосновение изящной кисти к тонкой и тёплой бумаге. Иголка за иголкой оживает совсем не наша высокая и стройная, а будто раненая, несколько раз надломленная, низко наклонённая, японская сосна-страдалица. У неё, похоже, сложная, даже мучительная, судьба. Она боролась с порывами ветра, уклонялась от ураганов, ломались уже не молодые ветви и делались корявыми, оттого более живописными. Чувствуешь структуру шершавой и тёплой коры, уже замечаешь разнообразие положения многочисленных двойных иголок на веточках, а может, и слышишь их разговор шёпотом... Я бы сказала и сосновый аромат, но это явное преувеличение! И цвет всего этого леса чёрный, серый вопреки реальности, не зелёный. Странно, что мне, колористу, это кажется симпатично, хотя и в новинку монохромная живопись. А потом и снег пошёл на моей чёрно-белой картине, и она ожила под его покровом, стала свежей, лесной.
Освоив в первом приближении четыре сезона, я открыла для себя, что есть общее между ваби-саби (очарование несовершенством, естественностью,простотой) и суми-э. Теперь буду постигать экспромты в этой технике, возможно, нарисую (реже говорят писать) и ветер, и камни… Надо учиться.
Пожалуй, отнесу в багетную мастерскую свою удавшуюся работу, не признаюсь, что моя. Подберу по-японски сдержанное и стильное оформление. Картинка впишется в мой маленький кабинет, придаст ему строгость, удивит монохромностью цветные пастели. Её примут как иностранку, потеснятся и освободят лучшее место. Ох, уж эти японцы! Будем знакомиться.
Москва. 6 октября 2025г.
Свидетельство о публикации №225100601846
Очень интересно постижение и техники, для вас новой, и себя...
Какая интересная мысль: "...мастерство при развитой интуиции приносит удовлетворение процессом и результатом работы".
В любом виде деятельности, важно владение мастерством. А дальше... останется ремесленник ремесленником или станет творцом - это уж смотря по тому, что заложено внутри. Но без мастерства ничего не бывает.
Мария Купчинова 07.10.2025 11:32 Заявить о нарушении
большущее спасибо за отзыв. Мне нравится учиться:
преодолевать и потом радоваться результату.
В зрелом возрасте это труднее, но необходимо.
А рисовать и писать всегда наслаждение!
С большой признательностью.
Наташа
Наталья Мезенцева Тайна 07.10.2025 13:29 Заявить о нарушении