Малый народ памятью своею велик
Я тоже представитель малого народа – мои предки огузской группы, родом из Древнего Ирана, волею судеб оказались в Самарканде (Узбекистан). Мы говорим на адаптированном узбекском языке, но соблюдаем все обычаи предков, помним и ценим каждого, кто внес толику вклада в выживаемость своего народа. На днях я с оказией получил из Родины малой подарок – книгу моего друга и Учителя, председателя самой крупной на территории бывшего СССР общины иранцев в Самарканде, Хайдар-ака Холова «Ватан ягонадир, Ватан биттадир» («Родина одна, Родина неповторима» – мы ее переиздадим на русском языке). Он доходчиво, но опираясь на научные источники, рассказал о том, кто мы, откуда мы, чем, как жили и живем. С превеликим уважением пишет о наших соплеменниках, кто внес и вносит вклад в сохранение нашей идентичности, процветание Родины. Меня до слез тронуло, что в этой книге нашлось места и для моей семьи, для меня...
Именно эта генная память во мне откликнулась, когда мой друг Аюп Мальсагов, председатель ингушской общины, попросил написать стихи к трагическому юбилею в истории своего народа. И родилась баллада «Операция "Чечевица"»*, которая уже год кочует по разным книжным изданиям.
Именно поэтому я пообещал, что к 255-летию вхождения Ингушетии в состав Российской империи тоже что-то не менее достойное напишу. Но сегодня на праздник народного спорта на базе «Вертолетчик» в Сочи в память о героической ингушской альпинистке Лейлы Албогачиевой я пришел с подарком от коллеги – поэта Светланы Петровской – и прочитал перед собранием вот эти проникновенные строки:
ПАМЯТИ ЛЕЙЛЫ АЛБОГАЧИЕВОЙ
Она была из тех, кто очень любит жизнь.
Из тех, кого мечта на крыльях унесла.
Никто не ожидал, какие виражи
Коварная судьба для Лейлы припасла
Далёкое село. Семь братьев и сестёр.
Текла неспешно жизнь среди родных долин.
Единожды вдохнув прохладу дальних гор,
Влюбилась навсегда в сияние вершин.
Кто верит вещим снам, кто знает жизни вкус –
не будет одинок среди безмолвных скал...
12 раз она всходила на Эльбрус.
И дважды Эверест ей небо открывал.
И вновь она ушла в отчаянный поход.
Эльбрусский снежный крест мечтая покорить.
Прославить вновь страну и гордый свой народ.
Но прервала судьба прекрасной жизни нить.
Ингушская земля легендами полна.
Святые божества вершат немало дел.
А если вдруг беда? То чья же здесь вина?
И кто при свете звёзд за ней не досмотрел?
И были рядом с ней лишь снежные ветра.
Летели облака, на пастбища спеша...
И месяц молодой сказал – Салам, сестра!
Навечно средь вершин
Теперь твоя душа.
Семнадцать национально-культурных общин прислали на этот праздник единения – соревнования по стрельбе из лука – своих представителей. После, как водится на Кавказе, гостеприимные ингуши пригласили нас к обильному столу с национальными яствами. Естественно, как велит традиция, каждому определили место по заслугам, в первую очередь, лет. Распорядитель с широким жестом настоятельно пригласил меня за главный стол. Там уже по-хозяйски расположился уважаемый по чину, а не по летам и заслугам, новоиспеченный депутат. Он жестом руки преградил мне доступ к главному столу и возвестил во всеуслышание: «Здесь будут сидеть организаторы». А распорядитель, ровесник (может даже постарше?) и тезка Аюпа, один из организаторов праздника, вернул меня назад: «Ваше место – здесь!»
Но этот маленький инцидент аппетита мне не испортил: на столе исходили ароматами родной плов, лепешки, ингушская халва – моя мама готовила точно такую же!, жареная в кипящем масле «роза» из теста – моя мама готовила такую же!
Простительно какому-то чиновнику не знать традиции, но простительно ли депутату, народному избраннику? Тут я вспомнил один маленький эпизод двухлетней давности: «Вслух сказал другой тост»**. По сути, это было продолжением, частью, другой истории: «Я понял отец, так и будет!»***
Выводы, уважаемый читатель, за вами.
_________________________________
* https://dzen.ru/video/watch/67152acce71c5047ac449287
** https://dzen.ru/a/ZCAWJ4v-zg1CAwtq?share_to=link
*** https://dzen.ru/a/Y0UWVIBFkmT4-ADa?share_to=link
Свидетельство о публикации №225100602006