Лето моёго детства
Мастер своего дела: одурманит запахами, очарует, уведёт в поля-леса-дубравы. Забудешь о городской жизни, будто и нет вовсе никаких шумных улиц, домов, закрывающих небо, фабрик дымных - тоже нет. Да и небыло никогда. А на всей земле только вот такие просторы зелёные - деревенские. Здесь воздух особенный, душистый и наполняющий всё существо твоё.
Сразу от дачного порога пахнёт раскалённым, разморённым на солнышке сеном , крапивой( ух и достаётся нам от неё), огурцами и помидорами( наш промысел- запретный плод), а в лес пойдёшь – там дух грибной, особый, терпкий. Поляны благоухают пригревшейся на солнце, земляникой. Наклонись, загляни под свод плотно прижатых друг к другу листов- там чудо-ягоды теплые, спелые, сладкие. Их - да в молоко.
Молоко парное, душистое –от нашей пёстрой коровы – её Дочкой зовут. Разноцветная у нас и кошка – Катька. Бабушка кошку кормит, но недолюбливает. Сама Катя потому что? Соревнования у них что ли? И мурлыка никогда на колени к бабушке не сядет, а только рыбу свежую попрошайничает.
Рыбу ловит дедушка мой, Коля. Имя какое колючее, будто уколет сейчас, но он больше Николай-Угодник, а особенно летом в деревне. Всем детям ( буквально всем!) вырезает свистульки из ивовых веток. Сначала поход за ивой на речку. Дед выбирает: стучит по тоненьким стволам складным перочинным ножичком – прислушивается, мурлычет себе под нос: так-так-так, так-так-так. Мы стоим молча. Затем срезает сразу пять-шесть штук длинных веток и мы шумно тащим их к дому, к скамейке. Дед неторопливо усаживается– мы крутимся около. От нетерпения переминаемся с ноги на ногу. Начинаем спорить: кому первому достанется «свисток». Тихо, тихо, сейчас, сейчас – говорит, будто напевает дед. Вот так, вот так – бормочет он и начинает освобождать самую стройную ивовую ветку от листвы. Листья вертятся вокруг своей оси и весело спускаются на землю.
Затем делит ветку на равные небольшие части. Берёт одну из палочек. Разглядывает её как-то странно с полуулыбкой и вырезает посередине кусочек похожий на половину луны. А с другого конца делает поперечный надрез и очень аккуратно ведёт нож и крутит палочку ( мы наблюдаем раскрыв рты, нам от пяти до десяти лет) и, о чудо! попадает в начальную точку.
Тут Дедколя складывает ножичек и начинает постукивать им по более короткой части - той, где лунка, поворачивая её – со всех сторон, через некоторое время с восторгом и громким « оп!» ловко снимает кору и бережно откладывает в сторону на скамейку. Что-то ещё строгает, подрезает, подчищает, надевает её обратно – вот и готово! Тихонько дует, прислушивается потом свистит погромче – доволен. Теперь отлично!
Это самому нетерпеливому. Но нет – дай-ка сюда, говорит. Делает ещё три красивых белых полоски. Мы радуемся свистку и ждём своей очереди. Ах! У каждого есть теперь музакальный инструмент. Но остаются ещё четыре ветки. Зачем они?- спрашивает дед. Наверное для удочек? Нет не угадали – для игры. Старинной французской игры - Серсо называется. Мы заливаемся на разные голоса, ведь у каждой свистульки свой звук. А Коля, наш Николай Угодник – Чародей, делает две длинные красивые узорчатые тросточки, а из гибкой части лозы свивает два довольно больших кольца. Крепко завязывает бечёвкой. Все замолкают, когда видят, как он, просунув палочку немного наискосок, а другой рукой придерживая, вдруг бросает ивовый обруч. И колечко летит, летит, а мы летим наперегонки его ловить и несём обратно к деду- брось! Но он бьясняет, что должно взять другую тросточку и на неё ловить. Только отойти надо подальше – шагов на десять.
Игра начинается, нас много и мы ссоримся. Уже никому не хочется свистеть – все желают играть в серсо( одно название завораживает). Между тем дед делает ещё пару тросточек и колечек. Отдаёт нам и уходит в дом.
Я уже знаю каждолетнюю игру в чародея и обожаю всех её участников: дедушку, бабушку, сестрёнку, брата, походы на речку и за грибами, ворованую в собственном саду малину, катания на телеге, телят с их мамами коровами, всех соседских собак, тягучий и невероятно сладкий мёд прямо из сот, золотистые пироги из печи, неглубокую речку, колокольчики, ромашки и васильки, зелёные плоские стрючки гороха, дождливые и солнечные дни, нашу деревню и весь мир заодно!
Лето-лето! Пролетает над нами, а над летом пролетают лета, ныряя и бесследно исчезая в Лете, но дети об этом не догадываются. И хорошо.
Свидетельство о публикации №225100600259