30. 09. 25 Руново. Страда - сбор плодов

30.09.25 Руново. Страда - сбор плодов
https://vk.com/album773377_22158481

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Мы с вами по прежнему находимся в празднике Воздвижения Креста Господня, и сегодня очень знаковая память святых мучениц Веры, Надежды и маленькой Любочки и достохвальной матери их Софии.
Итак, мы снова размышляем о Кресте и о страданиях и, конечно же, вспоминаем слово “страдание”. Как называется сбор урожая? Хочу задать вам вопрос. Страда. Как так? Может быть, что мы за русский такой народ, который самое, скажем так, лучшее время года, самое важное время года, да, мы вот собираем урожай, мы назвали таким словом - страдой. Так или не так? Так, почему? Ведь народ наш мудр, да, народ наш богобоязненный. Почему мы сбор урожая таким словом назвали? А потому, что русский народ действительно настолько мудр, что увидел параллели. Сбор урожая - это то же самое, что и сбор добродетелей, сбор тех плодов, духовных плодов, которые мы должны предоставить Господу Богу. И, соответственно, приходит время сбора урожая, как в той самой притче о злых виноградорях. Помните, да? И они взяли, вывели сына наследника, сказав: он наследник, мы сейчас его убьём и наследством овладеем. А господин ждал плодов, плодов, которые он же сам и дал этим виноградарям, которые оказались злыми. Так это все про нас получается. Сбор урожая - это мы не только для себя собираем. Да, понятно, что мы все лето пахали, все лето сеяли, убирали сорняки, там сено заготавливали и так далее. Много очень работ. Да, у нас 10 месяцев зима, остальное лето у нас, в принципе, так вот всегда было на Руси. У нас всегда была не очень важная погода. И поэтому нам очень много надо было успеть сделать за короткое лето, очень много, и поэтому русский народ умеет вкалывать, так, как, наверное, ни один народ на земле, все-таки это тоже правда.
И, соответственно, мы понимаем, что не только для себя, не только для своих детей, не только для своих друзей, мы что-то там делаем, но в первую очередь Бог нам дал, значит, для Бога мы что-то и делаем. Значит, для Бога мы должны также собирать какой-то урожай. Мы должны свою душу представить в виде какого-то цветка, и этот цветок плодоносный, и рано или поздно должна состояться завязь. Должны появиться плоды у этого цветка, так ведь? И должны состояться роды - то, о чем и Сам Христос говорил апостолам на последней своей Тайной вечере, что приходит время женщине, приходит лето, как сказал Христос, да, и она терпит скорбь, но когда она родит малыша? Она не знает радости другой. Она самый счастливый человечек на земле. Да, каждая из вас женщина это знает, нам, мужчинам, не всегда это понятно, через что вы проходите. Но и мы тоже должны уметь рожать, потому что так же было сказано в Библии: Авраам родил Исаака, Исаак родил Иакова, Иаков родил Иуду и братьев его. Да, рожали женщины, но все брали на себя мужчины. И так было и на Руси, поэтому и нам с вами должно быть ведомо, что значит зачать, что значит плодоносить, что значит быть беременным, что значит родить? Очень похоже на это муки поэтов; того же Пушкина, например, да, убили, убили, что он не знал про это, что он не готовился к этому? Или Есенин не готовился, или Маяковский не готовился, или Лермонтов не знал, что убьют его? Вот такая у нас участь у поэтов, как у пророков, как и Сам Христос сказал: не бывает такого, чтобы пророк погиб вне Иерусалима. И все пророки были убиты, все без исключения, за исключением только пророка Ильи, который живым был взят на небо, и также пророк Енох, да, живым был взят на небо, все остальные должны претерпевать страдания, скорбь и, может быть, даже саму смерть.
И кто из вас читал житиё святых мучениц, то вы помните, что когда они пришли на свою казнь, они пришли как на праздник, и все удивлялись и не могли понять, но как на праздник приходят они три отроковицы, мы с вами помним, да, на иконочках они изображаются совсем малолетними, юными, а тогда, в древности, ну, уже замуж выдавали в это время. И также и на Руси было, то есть в 12 лет уже могли выдать замуж. И когда Богородице было 15 лет, и Она зачала Младенца Христа, Она считалась уже старой девой в 15 лет своих. Мы не всегда понимаем, как раньше жили-то люди, да, не соответствуют некоторые картинки нашему восприятию. Но кое-что все-таки нам ведомо.
Итак, вот об этом кое-чем мы с вами должны понимать, что страдание, какое бы страшное слово оно ни было, но это тоже самое, что и страда, когда мы убираем урожай. То есть мы должны быть готовыми в любую секунду встретить своего врага, самого главного - дьявола. Потому что так было на Руси - сбор урожая и прискакали кочевники, прискакал хан Батый, хан Мамай и так далее. И скосили пол России. Так было на Руси, так было. Ещё у нас сейчас идёт бабье лето, да, то есть у нас страда сочетается с очень интересным погодным явлением. Почему оно называется бабье лето - это время свадеб, а у нас на свадьбах, помните, есть такая хорошая традиция - воровать невесту? Да, так это плохая традиция. Она пришла как раз именно от татар, а мы почему-то повторяем эту дурацкую традицию. И делаем все то же самое, да, воруем. Ну, давай выкуп теперь за невесту. Да? Ну, что мы делаем? Да, мы повторяем то, что было 500 лет назад, 700 лет назад, 1000 лет назад, мы повторяем. И действительно, получается, это время страданий. Как назывались песни на свадьбах, самые популярные песни на свадьбах называются как - страдания, и женщины там ревут в 3 ручья. Ну, вспомнили, да, теперь понимаете, как это все взаимосвязано. Господь Бог Сам страдал, Сам терпел и нам велел. Поэтому в нашей жизни этих страданий море, в нашей жизни очень много всего, к сожалению, печального, много всего, что мы бы не хотели ни себе, ни детям нашим, ни даже нашим врагам может быть, даже не хотели. Но увы и ах, все, что нам надо пережить, мы переживём, и у нас страданий много.
В том числе вот страдания вашему приходу. Это внезапная смерть батюшки, отца Владимира. Да, вот я прекрасно понимаю вашу скорбь, разделяю её и прекрасно понимаю. Мы смертны, мы внезапно смертны, и да, ему бы ещё жить и жить, он бы ещё служил, служил бы Богу, но Господь так распорядился. И поэтому каждому из нас надо задумываться, насколько дни лукавы, насколько наша жизнь лукавая, суетная, насколько мало в ней урожая, вот за что не взяться, а это все гнилое какое-то, на что бы мы ни посмотрели, а это все пыль какая-то. Ну как это назвать урожаем? А посмотреть внутрь своей души - а там джунгли, там не пойми что внутри нашего существа находится, а мы должны за этим ухаживать. Мы должны это все приводить в порядок.
Поэтому, дорогие мои, вот как раз пусть нам будут в пример мученицы Вера, Надежда, Любовь, которые, будучи маленькими в нашем понимании, в нашем понимании маленькими девочками, а превзошли воинов. Превзошли великих мучеников. Да, они пошли в юном возрасте, отказавшись от всего того хорошего и доброго, что мы называем свадьбой там, рождением детей. Да, они от всего этого должны были отказаться, приговорив себя к смерти. И они нашли в себе мужество. Значит, что Господь ждёт от нас, какой главный плод? Он ждёт от нас мужества. Не случайно в этом слове корень “мужчина”, то есть мужчины должны являть мужественность. Но и женщин это не должно пройти стороной. И поэтому все эти страдания, которые выпадают на нашу, к сожалению, грешную жизнь, они Богом посылаются не только потому, чтобы мы за грехи, что называется, помучились, да? А есть ли возможность научиться мужеству, не страдая? Ну, почитаем, например, книги: “Подвесть о настоящем человеке”, да, подвиг Мересьева, помните? Посмотрим фильмы там замечательные про войну, замечательные фильмы снимают про войну, да, но мужественный ли я? Я предам или не предам, я сломаюсь и не сломаюсь, когда будут пытки, когда будут тебя терзать и мучить. Вот то, что было с мученицами, да, их принуждали: отрекитесь от Христа. Ну или ладно, верьте там, в душе, в душе там все, что угодно, можно. Вы, главное, официально только покажите, только официально возьмите там травинку какую-то сорвите, хоть любой одуванчик там какой-нибудь, листик там какой-нибудь и принесите вот это Афродите, Зевсу, вот куда-нибудь туда принесите. Все - мы от вас отстали, а в душе можете верить, все что угодно. Это сейчас модно пошло: я в душе верю. А во что ты веришь? Ведь это можно доказать твою веру только страданиями, только муками. Ну и человек, который так говорит: я в душе верю. А верит ли он или обман это все получается.
Потому что мы и по себе знаем - мы вроде верующие. Да, приходим мы в храм, исповедуемся и причащаемся. Но мы грешим на пропалую каждый Божий день, нам очень тяжело справиться с самими собою, очень тяжело, мы злые виноградари, мы ничего не понимаем, руки иной раз опускаются. Но мы должны мужать, потому что война не прекращается, она только усиливается. Враг коварен и силён. Враг не спит. Если нам нужен отдых, врагу нашему отдых не нужен. Если нам надо перекусить, наш враг не нуждается в еде. Если нам нужны деньги, чтобы прокормить нашу семью, нашим врагам даже деньги не нужны. Дьяволу и чертям ничего не надо. Им нужно только погубить наши души, и делают они это спокойно. Как на рыбалке клюёт рыба не на якорь, на маленький крючок. А что там на крючке - конфетка, разве что-нибудь сладенькое? Там опарыш висит, червяк. Вот на что мы клюём, когда мы грешим, когда мы вдруг выбираем и говорим: нет, буду раздражаться, нет, буду гневаться, вот ярость моя взмывает, как волна, идёт война народная, что мы делаем? Мы похожи на христиан, мы похожи на мучениц Веру, Надежду, Любовь? Даже близко если бы они сейчас стояли, они бы даже не поняли, среди кого они стоят. Это христиане рядом?
Поэтому мы с вами можем доказать христианство только одним способом. Это принятием всех тех мук и страданий, которые выпадают в нашей жизни. И не просто с благодарностью, а за честь почитать - это вот так родилось христианство, они считали это честью - пострадать за Христа. Для них это был праздник, который нам неведом, мы не чувствуем никакого праздника в страданиях, когда зубы болят, какой там праздник, никакого праздника нет, даже если он и есть, а у нас нету, зубы болят. А вот надо понимать это как с родами, когда рождается ребёночек. Ваше счастье не сравнится ни с чем на земле. Хотя дети приносят страдания, мы это знаем. И чем больше детки, тем больше бедки. Да, мы знаем эту пословицу. И все-таки дети - это наше счастье, и мы их стараемся воспитать также, чтобы они потом рожали уже своих деток и также учились быть счастливыми. Поэтому, дорогие мои, помним, что мы обречены на страдания, мы обречены на муки, мы обречены на саму смерть. И бояться этого, и даже трепетать от этого слова стыдно, бояться можем только Бога, бояться можем только своего недостойного пребывания перед Богом, перед лицом Божьим. Вот это стыдно, действительно. Поэтому, дорогие мои, вот для этого нам Господь Бог и оставил таких удивительных святых - Веру, Надежду и Любовь, и какая была у них премудрая мать, которая не была подвержена мукам, но которая мучилась зря на своих детей, которая переживала, сломаются ли они, смогут ли они не опозорить, ладно её, это мелочи, смогут ли они не опозорить Бога, смогут ли они не опозорить Церковь? Ведь одно дело сказать: да, я христианка, и совсем другое - пережить все, что тебе предстоит, все эти муки, все эти терзания. И не сломаться, и не сдаться. Ведь сказать-то мы можем все, что угодно, так ведь? Вот почему Господь Бог посылает нам такие различные страдания. Он тренирует наши слабые души, Он тренирует нашу слабость, пытается научить нас быть сильнее, быть мудрее, быть святее, потому что в этом тоже наша предрасположенность. Мы хотим на самом деле больше быть добрыми, мы хотим быть больше мудрыми, мы хотим больше любви. Честно ведь хотим. Но наше сердце может вместить большую любовь, что наше сердце в глазах Бога: дырявое решето, сколько Бог не даст этой любви, оно за 1 секунду все вытекло, вся эта благодать вытекла, а надо же её аккумулировать, её ж надо донести до того человечка, который не знает, что такое любовь. У кого могут научиться люди любви, как только не у нас, у христиан, у православных; на земле так много зла, а мы ещё и сами добавляем.
Поэтому, дорогие мои, ещё и ещё раз делаем выводы, работаем над собою, работаем над своим языком, над своими глазками, ушками, учимся реагировать, ведь на самом деле важно не то, что плохого мне там что-то сказали - а как я отреагировал? А я могу спокойно на это отреагировать? Или мне, может быть, сказали что-то хорошее, а мне там послышалось, я взял и плохо отреагировал. Видите как? То есть все посылается нам для того, чтобы посмотреть на нашу реакцию, а наши реакции - это наша вера. Во что верим, то и делаем. Какие у нас поступки греховные, ну вот такая у нас вера. Боремся с грехами, а значит, все-таки вера у нас другая. Вот уже хорошо, надо бороться с грехами. Не смиряемся с самыми плохими, не смиряемся, боремся, как на огороде с сорняками боремся. Уже вроде бы и осень, а продолжаем бороться, продолжаем возделывать землю. Уже вроде зима, а продолжаем работать с землёй, так ведь? И так всю жизнь, даже если наша душа уже каменеет, леденеет, продолжаем работать. Вот на это Господь и смотрит - хотим ли мы быть лучше и что мы для этого делаем. Но и нам, конечно же, в помощь будут эти великие мученицы Вера, Надежда и Любовь, и да прибудет с нами премудрая их мать София, с праздником вас, с именинами поздравляю именинниц! Ну а кто не здесь, в храме, не забудьте их поздравить с праздником. Девочки хотят что-то спеть, да, Вера, Надежда, давайте, давайте споём.

Ярко лампады горят,
Праздник приходит к нам вновь,
Церковь чтит памятью ныне святой
Веру, Надежду, Любовь.

В возрасте отроковиц
Приняли муки они,
Кто не видал этих ангельских лиц,
Веры, Надежды, Любви.

Где только силы брались –
Пытки, угрозы и кровь,
Только от Господа не отреклись
Вера, Надежда, Любовь.

И на могилке детей
Слышался матери зов:
– Встретиться с вами спешу я скорей,
Вера, Надежда, Любовь.

Годы, столетья пройдут,
Повесть уйдёт вглубь веков,
Но никогда, никогда не умрут
Вера, Надежда, Любовь.

Надо нам, грешным взывать:
Господи, благослови,
Чтоб никогда, никогда не терять
Веры, Надежды, Любви!

Спаси, Господи! Чтоб нам никогда не терять веры, надежды, любви дай Бог! С именим вас! Ну, подходите ко кресту да, подходите, девчонки, поздравляю вас с причастием, порадовали меня, И если мы ещё сегодня успеем, проведём занятия в школе, надеюсь, успеем. Вот тоже прошу ваших молитв, первое занятие будет сегодня. Спаси, Господи, с праздником!


Рецензии