Церковная архитектура черкасска в xviii веке

В XVIII веке церковная архитектура Черкасска претерпела значительные изменения, став отражением социальных и политических преобразований, происходивших в Российской империи, особенно после включения Земли Войска Донского в ее состав. Этот период ознаменовался переходом от деревянных церковных сооружений к каменным, что стало следствием частых разрушений и гибели деревянных церквей как от пожаров, так и от ветхости. В 1700 году царь Петр I издал указ, который запретил возведение новых деревянных церквей, что стало толчком к строительству каменных храмов.

Одним из первых каменных сооружений в Черкасске стал Войсковой храм Воскресения Господа, заложенный в 1706 году. Сам Петр I активно участвовал в его строительстве: он разработал проект, выделил финансовые средства и предоставил строительные материалы, в том числе специальные дубовые доски для фундамента и церковную утварь. Храм стал символом духовного подчинения донского казачества верховной власти и подтвердил позиции православия на южных рубежах России.

В 1719 году храм был освящен и стал центром архитектурного ансамбля Черкасска. Созданный в соответствии с православными канонами, он представляет собой крестово-купольную церковь, в которой заметно влияние малороссийского (украинского) барокко. Это проявляется в упрощенных формах и умеренном орнаменте. Система иконостаса, который был построен в 1749 году под руководством выдающегося русского иконописца Егора Иванова Грека, включает 125 икон, выполненных в «ретроспективном» стиле с характерным греческим письмом. Иконостас, состоящий из хоров с росписями на библейские сюжеты, стал не только важной частью храма, но и важным культурным объектом.

Храм Воскресения Господа до 1805 года, когда столицу войска Донского перенесли в Новочеркасск, являлся главным храмом казачества и самым крупным православным собором на юге России в XVIII веке.

Важным элементом архитектурного ансамбля стал и колокольня, возведенная в 1725–1730 годах. Ее высота составляет 48 метров, и она выполнена в традициях Московского барокко. Колокольня, являющаяся восьмериком на четверике, завершена острым восьмигранным шатром с главкой и крестом. Перед колокольней разместили трофеи Азовского осадного сидения, символизирующие военные достижения казаков: это створки крепостных ворот, две калитки и коромысло торговых весов, вывезенные из Азова.

Кроме храма Воскресения Господа, в Черкасске в середине XVIII века были построены и другие каменные церкви, такие как церковь Св. Петра и Павла (1751 год), Донской Божьей матери (1761 год) и церковь Преображения Господня на хуторе Ратном (1740 год). Эти сооружения дополнили архитектурный облик города и стали важными центрами духовной жизни для местного населения.

Таким образом, церковная архитектура Черкасска в XVIII веке не только иллюстрирует переход от деревянных к каменным храмам, но и становится важным элементом укрепления православной культуры и казачества в южных территориях России.


Рецензии