Как время изменяет сознание художников?

К

Лучший способ понять разные стили и направления в искусстве — посмотреть, как разные художники с течением времени рисовали одно и то же...


Самое старое известное изображение Распятия — это римские граффити примерно 200 года нашей эры — и это насмешка над христианством.

Оно называется «Алексаменос Граффито» и изображает Иисуса с головой осла.

В словах говорится: «Алексамен поклоняется своему Богу».

Бронзовые двери базилики Сан-Дзено, Верона (1138 г.)

Некоторые называют средневековое искусство плохим, но, возможно, они упускают из виду суть — оно не должно быть «реалистичным».

Целью здесь является ясность повествования. Речь шла не о создании прекрасного искусства как такового, а о рассказе важной истории.

Не то чтобы средневековое искусство было лишено красок и восторга.

Это изображение Распятия из немецкой иллюминированной рукописи XII века наполнено яркими цветами, тонкими деталями и удивительно эмоциональным качеством.

Но обратите внимание, опять же, на ясность повествования.

Андреа Мантенья (1460) — Раннее Возрождение

Это уже не одна из беспространственных средневековых историй, а представление всей сцены.

А искусство развивалось: появилась перспектива, глубина, а люди стали гораздо более реалистичными.

Но это все же стилизованная форма реализма.

Пьетро Перуджино (1485) — Высокое Возрождение

Перуджино, наставник Рафаэля, перешел от скульптурного стиля Мантеньи к чему-то более гармоничному.

Цвета все мягче и мягче и менее детализированы  — скорее просто и изящно, чем драматично и мощно.


Ян Брейгель Старший (1598) — Фламандское барокко

Итальянцы всегда видели пейзажи только как фон; в Нидерландах это было важнее.

Эти задумчивые облака и высокие горы добавляют атмосферы, когда Брейгель отдаляет изображение и дает нам шумное повествование, наполненное деталями.

Франсиско де Сурбаран (1627) — испанское барокко

Сурбаран убирает все, кроме Иисуса и креста, нарисованных с предельным реализмом на фоне сплошной тени.

Руководствуясь принципами католической контрреформации, этот стиль отличался религиозной интенсивностью.

Джамбаттиста Тьеполо (1750) — Рококо

Эта картина суммирует театральность рококо: в конце концов, это была эпоха оперы, и Тьеполо сам создавал театральные декорации.

Плавный, полный движения, утонченный, нежный... возможно, легкомысленный?

Далекий путь от времен средневековой ясности.

Жан-Леон Жером (1867) – академический/романтический

Хотя Жерома обычно считают академиком, здесь он передает романтический дух драмы, тайны и величия.

Изменяя нашу перспективу так, что мы не видим кресты, а только тени, он только усиливает ощущение глубины.

Джеймс Тиссо (1890) — постимпрессионист

Когда мир меняется, искусство меняется вместе с ним.

Радикальная интерпретация знакомой сцены; мы видим Распятие с точки зрения Христа.

Менее реалистично, более стилизовано. Наступала совершенно новая эра искусства...


Вильям-Адольф Бугро (1897) — академик

Это было то, против чего восстали импрессионисты: «академический» стиль, вдохновленный эпохой Возрождения.

Он делал упор на ясность, моделирование и идеализированный реализм, а также на высокопостановочные композиции.

Эдвард Мунк (1900) — Экспрессионизм

Так искусство вырвалось из ренессансного реализма; Мунк отказывается от моделирования и глубины и предпочитает вращающиеся, яркие цвета.

Мунк хотел изобразить мир как психологию и эмоции, а не просто как физический облик.

Херардо Доттори (1927) - футурист

Итальянский футуризм смешал кубизм, ар-деко и абстрактное искусство в невероятную матрицу форм, вдохновленных машинами.

Попытка создать искусство, соответствующее современной индустриальной эпохе, переосмысливая старые способы в свете технологических изменений.

Сальвадор Дали (1954) — Сюрреализм

После Второй мировой войны Дали вступил в фазу, как он сам себя называет, «ядерного мистицизма», объединив свое общее увлечение католицизмом и ядерной физикой.

Странный, сказочный, двусмысленный и невозможный, но все же натуралистичный — и это сюрреализм.


Маркус Райхерт (1991) — Современное искусство.

Вдохновленная  граффити и намеком на коллаж, которые являются общими элементами современного искусства, версия «Распятия» Райхерта, по-видимому, разделяет интерес Мунка к психологической интенсивности, а не к реализму или повествованию.


И это небольшая экскурсия по девяти векам искусства.

Порой разговоры о «стилях» заводят нас очень далеко. Однако,  более интересно и важно определить является ли картина барочной или символистской, то как она написана, говорит об эпохе, когда она была создана...  Задумайтесь над тем какой создаст образ распятого Иисуса Христа Искусственный Интеллект в конце XXI века?

P.S. Невольно задумался о крылатой фразе: « Человек состоит из того что он ест» Платона. Например, пиво 4000 лет тому назад состояло около 50 ингредиентов. Им расплачивались при строительствах с рабочими. Сейчас из трех - для увеселения.  Русский сбитень, который давали кулачным бойцам перед боем более 40 ингредиентов. Сейчас несколько. Щербет Сулеймана Великого для янычар более 50 ингредиентов. Сейчас для изготовления щербета всего несколько ингредиентов. Ликер Шатрез, изготовленный французскими монахами в 1600 году содержал 130 ингредиентов. Сейчас в состав большинства ликеров только несколько ингредиентов. В состав рецепта шоколада для Королевы Англии Елизаветы II, который ей подарил Римский Папа в день свадьбы входило более 100 ингредиентов. Сейчас Вы можете купить шоколад в котором три - четыре ингредиента. При этом, например, в России Вы, практически, не найдете шоколад в состав которого входит натуральная ваниль и корица. А они были обязательными ингредиентами в составе русского шоколада XIX века знаменитого шоколотье Арбузова.  Как живопись так и питание сильно упростили. Теперь художник не творит годами как Леонардо Да Винчи свои произведения. Это экономически не выгодно….   Как при этом меняется сознание людей никого не волнует. Вероятно, чем проще сознание людей тем легче ими управлять. Особенно, когда резко возросла численность населения.


Пища и живопись  преобразовала людей в мыслящих существ, перейдя на высококалорийный рацион, такой как мясо и приготовленная пища, что снизило энергозатраты на пищеварение и высвободило ресурсы для развития мозга. Развитие инструментов для добычи и переработки пищи в сочетании с приготовлением и ферментацией сделало доступным больше питательных веществ, что привело к анатомическим изменениям, таким как уменьшение размеров кишечника и увеличение энергоемкого мозга. Это способствовало повышению когнитивных способностей мозга.

Переход от преимущественно растительной сырой диеты к диете, включающей богатое питательными веществами мясо и приготовленную пищу, значительно увеличил доступную жизненную энергию.

Диета, богатая мясом, особенно приготовленной пищей, требовала меньше энергии для переваривания по сравнению с сырой, волокнистой растительной пищей. Это привело к уменьшению размера кишечника человека, который является метаболически затратным органом.

Энергия, сэкономленная благодаря уменьшению размера кишечника, могла затем направляться в мозг – чрезвычайно энергоемкую ткань. Этот избыток энергии способствовал значительному расширению человеческого мозга, что критически важно для сложного мышления.

Создание каменных орудий труда позволило древним людям обрабатывать пищу более эффективно. Орудия труда использовались для нарезки мяса, разламывания костей и обработки овощей, что облегчало переваривание и доступность пищи.

Появление кулинарии, возможно, с освоением огня, ещё больше повысило питательную ценность пищи. Приготовление пищи делает питательные вещества более доступными, разрыхляя жёсткую кристаллическую структуру звёзд и облегчая их расщепление пищеварительными ферментами.

Некоторые теории предполагают, что ферментированные продукты также могли играть свою роль, поскольку их химическое расщепление облегчает их переваривание и может поддерживать здоровый микробиом кишечника, связанный как с физическим, так и с психическим здоровьем.

Человеческий мозг также обладает более высокой степенью нейронной пластичности, или способностью изменяться и формировать новые связи, по сравнению с другими животными. Это способствует лучшему обучению и адаптации, чему может способствовать богатая энергией диета.

Наскальные рисунки древних людей значительно  способствовали когнитивному развитию мозга  древних людей, выступая в качестве средства символического мышления, обеспечивая передачу информации между органами чувств и служа инструментом общения и хранения памяти. Эти художественные начинания стимулировали развитие когнитивных функций, таких как восприятие, язык, рабочая память и способность интегрировать абстрактные концепции в окружающую среду.

Наскальное искусство предоставляло физическое полотно для представления внутренних мыслей и сложных идей, что стало важнейшим шагом в развитии символического мышления и абстрактного представления.

Практика преобразования слуховых ощущений (например, звуков) в визуальное искусство демонстрирует «кросс-модальную передачу информации» – когнитивный процесс, аналогичный тому, как мы используем язык для преобразования звуков в символические значения.

Создание произведений искусства требует значительной активности рабочей памяти для удержания визуальных деталей и их пространственного расположения, а также сосредоточенного внимания и причинно-следственных связей.

Детальные и анатомические изображения в пещерной живописи указывают на повышенную способность воспринимать и запоминать визуальную информацию – когнитивную функцию, важную для искусства и выживания.

Сам процесс создания произведений искусства изменял окружающую среду и когнитивные практики людей, которые его создавали, выступая в качестве формы «эпистемического конструирования ниши» – теории, предполагающей, что культура формирует познание, а не наоборот.

Создавая внешние представления об окружающей среде, знаниях и историях, пещерные рисунки позволяли хранить информацию в окружающей среде, расширяя объём индивидуальной памяти.

Картины служили хранилищем культурных знаний, возможно, связанных с охотой, поведением животных или социальными ритуалами, которые могли передаваться из поколения в поколение.

Современная цивилизация движется к тому, чтобы значительно с помощью продуктов питания снизить энергию мозга. А современное искусство быстрыми шагами через очень дорогую абстрактную живопись приближается к наскальной живописи. Поэтому ничего удивительного не будет, если через определение время цивилизация вновь вернется  к уровню интеллекта древних наших прародителей.


Рецензии
Довольно грустный вывод, хотя не без оснований.
С дружеским приветом
Владимир

Владимир Врубель   06.10.2025 12:49     Заявить о нарушении
Если более внимательно проанализировать будущее развитие цивилизации, то можно предположить, что останется элита и остальные на уровне неандертальцев , которые будут есть химическую пищу и воспринимать изображения на подобие наскальных рисунков. Так им будет проще для мозга.
Доброго здоровья
Анатолий

Анатолий Клепов   06.10.2025 12:54   Заявить о нарушении