Песни моря

Ярчайшим примером, где объединились чудесным образом все заявленные темы: и песни кино, и песни иностранных авторов и исполнителей, и любовь, и море, будут - туш, барабанная дробь, немного тавтологии… песни из к/ф «Песни моря», та-дам!
http://pesnifilm.ru/load/pesni_morja/160

Это было начало лета 1971, жара, в кинотеатре «Аврора» дышать нечем, там с самого начала было плохо с вентиляцией, а сеансы один за одним, зал полон на каждом. Такого ажиотажа вокруг простенького музыкального фильма-ревю ни до, ни после я не помню. У авансцены перед экраном каждый сеанс ставились десятки магнитофонов, некоторые специально покупали билеты на первый ряд (на обычные фильмы эти билеты, как правило, оставались нераспроданными), чтобы не записывать весь фильм, а только песни. А те, кому приходилось тратить плёнку на весь фильм, потом вырезали лишнее и получали желанную запись песен, я уж не знаю, возможно, такие записи делались даже на продажу, ибо не было в Павлодаре ни одного двора, в окне которого бы не стоял орущий во всю ивановскую магнитофон с теми самыми песнями моря, шансов не выучить их не было.

Я смотрела этот фильм раз десять в разных кинотеатрах города, чтобы увидеть раз за разом, почувствовать и сохранить не только слова песен, но ощущение моря, свежего ветра, солнца, задорного веселья и молодой радости и красоты. Дан Спэтару, с мягким акцентом сам исполнявший все песни, не слишком походил на юного студента, но в него невозможно было не влюбиться. И конечно же, была девичья ревность к Наталье Фатеевой, мне тогда казалось, ну как можно было влюбиться в такую старую тётку. Сейчас смотрю – прекрасная стройная ухоженная молодая женщина, от которой любой мужчина способен потерять голову. В этом фильме она выглядит значительно лучше и даже моложе, чем в снятом гораздо раньше «Три плюс два». Правда, песни пела Лариса Мондрус, которая, думаю, и сама бы замечательно справилась бы с этой ролью, там и играть-то ничего не надо, только петь, но и на роль, сыгранную Фатеевой, эти песни очень легли.

Главный восторг и упоение, разумеется, вызывали песни, начиная с самой забойной «От зари до зари» и заканчивая песенками ни о чём про зонтик и про машину, они завораживают, очаровывают и влекут за собой. Не знаю уж, как вдвоём можно писать музыку, но Темистокле Попа и Марк Фрадкин сумели сделать это так изящно, изумительно-бесподобно, а Роберт Рождественский такими смыслами снабдил эту музыку, что получились настоящие произведения искусства. Ведь недаром сердце замирает от первых аккордов и слов «К долгожданной гитаре я тихо прильну…», и ведут слушателя дочери Зевса - музы к вершинам блаженства. Это был суперхит! Слегка подзабытый в лихие 90-е, он триумфально вернулся в концертные залы в начале нового века и продолжает завоёвывать новые площадки и сердца новых фанатов.

Танцевальные ритмы уже независимо от слов (кое-где и слов-то особо не нужно, просто «шейк, шейк!») не дают покоя ногам, а губы сами растягиваются в улыбку, в такт стучат сердца и актёров, и зрителей, и слушателей, танцующих под эти мелодии,
Ироничный детективный мотив сюжета использован для связки песен, и некоторые сценки из этой линии достаточно забавны и раскрасили студенческим стендапом любовную историю, как, например, двое злодеев в старинных костюмах и париках, играющих на скрипках и насвистывающих «Пойми, что я тебя люблю».
 
Лёгкие, цепляющие с первой ноты, мелодии все хороши до безобразия, но я особенно люблю из всех песен моря две: одна, помогающая пережить любые невзгоды и просто выжить, а вторая – такая песня песней, просто библейская история любви.

Песня «Значит, вышло так» уже давно привязана к сюжету моей жизни, и в супружеской жизни помогала пережить размолвки с мужем, а после его ухода слова:

Значит, надо жить, значит, надо жить,
Ошибаться, удивляться, улыбаться,

стали практически моим девизом, когда надо было жить и всё самой решать, Валера меня всю свою жизнь к этому готовил, и я смогла, вряд ли благодаря только этой песне, но в том числе и ей…

Тем далёким летом не было в кинозале ни одной девчонки (всех возрастов), которая не мечтала бы хоть раз в жизни услышать:

А солнце не восходит, а взлетает,
Земли мне почему-то не хватает.
Верю я теперь в чудеса,
Трепетно стремлюсь в небеса,
Тучам разбегаться велю,
Я тебя люблю.

Я была в их числе, и опять НЛП случилось, для меня такие, нет, не такие, а ещё более сокровенные и нежные слова, прозвучали… Вспомнила эту песню, и вот уже несколько дней она неотрывно следует за мной, но каждый раз запеваю её, и душат рыдания, и слезы градом. Но рыданиями и слезами смывается не только горе потери, это и слёзы необъятной благодарности за то, что было. Было такое счастье, спрессованное в слитки дороже золота, и одновременно эфемерное, неземное и невесомое, как есть во Вселенной тёмная материя и тёмная энергия, только здесь и материя, и энергия светлая, яркая, неугасимая. Незабываемая как песня…

Спасибо, «Песни моря» за то, что были моей жизни, что вашими строчками вышита моя история!


Рецензии