Самый загадочный портрет в живописи

 

Ян ван Эйк написал «Портрет Арнольфини» 590 лет назад, и с тех пор он вызывает споры.

На нем изображены молодожены? Или что-то более трагическое? Кто эти люди в зеркале?

Это история самого загадочного портрета в живописи...

Ян ван Эйк из фламандского города Брюгге был одним из величайших художников Североевропейского Возрождения.

Его самая известная картина была написана в 1434 году для итальянского купца Джованни Арнольфини; на нем изображены он и его жена, имени которой мы доподлинно не знаем.

Неудивительно, что эта картина так известна — она удивительно детализирована и богата символикой.

Просто посмотрите на зеркало, диаметром всего десять сантиметров, но в котором изображена обратная сторона всей сцены, включая двух скрытых зрителей, возможно, даже самого ван Эйка.

Портрет Арнольфини Ван Эйка очаровывал людей на протяжении столетий , и появилось несколько теорий о нем.

Некоторые говорят, что это представляет собой брачный контракт в форме картины, отсюда и зеркало, показывающее свидетелей, и подпись Ван Эйка на стене.

Другие предполагают, что жена Арнольфини умерла и что это необычная, весьма трагическая мемориальная картина.

Подсказки заключаются в том, что Арнольфини одет во все черное — траурные цвета — в то время как она одета ярко, а также то, что над ним стоит зажженная свеча, а не она.

С другой стороны, другие указывали на предметы, которые символизируют новый брак и указывают на надежду на рождение ребенка, такие как резьба Святой Маргариты, покровительницы беременности, на каркасе кровати.

Картина наполнена потенциальным символизмом.

В чем смысл собаки? Почему она смотрит на зрителя? А пары обуви на полу? А вишневое дерево, видимое в окно? А фрукты, разбросанные под ним?

Кажется маловероятным, что это был случайный выбор.

Еще одним любопытным решением Яна ван Эйка было размещение одного из вырезанных на сиденье монстров прямо над рукой женщины.

Это создает неуклюжую композицию, загромождая то, что должно быть визуальным центральным элементом — парой, держащейся за руки.

Так почему же оно там?

Другие предпочитают не усложнять ситуацию; возможно, мы слишком усердно ищем неясный символизм.

Возможно, они просто хвастаются своим богатством: красивая одежда, украшения, медная люстра, апельсины, зеркало, кровать с тонкой резьбой, ковры и тому подобное.

Социальные сети 15 века?

И независимо от того, что может означать эта картина, стоит сделать шаг назад и задуматься о том, на что мы на самом деле смотрим, — потому что это было революционное произведение искусства.

Здесь мы видим современный домашний интерьер, сцену из повседневной жизни, кусочек Брюгге 15 века!



Когда вы думаете об искусстве эпохи Возрождения, на ум, вероятно, приходит итальянский Ренессанс.

Кто-нибудь вроде Сандро Боттичелли, с его причудливыми сценами из классической мифологии.

Но в эпоху Возрождения между Северной Европой и Италией существовала реальная разница в стиле.

Итальянские художники писали сцены с акцентом на идеальную красоту, анатомически правильную форму человека, гармоничную композицию и чистые изображения с относительно небольшим количеством деталей.

Когда вы думаете об искусстве эпохи Возрождения, на ум, вероятно, приходит итальянский Ренессанс.

Кто-нибудь вроде Сандро Боттичелли, с его причудливыми сценами из классической мифологии.

Но в эпоху Возрождения между Северной Европой и Италией существовала реальная разница в стиле.

Итальянские художники писали сцены с акцентом на идеальную красоту, анатомически правильную форму человека, гармоничную композицию и чистые изображения с относительно небольшим количеством деталей.

Тем временем североевропейские художники с удовольствием рисовали предметы и фактуры: шелк, мех, жемчуг, золото, книги, дерево.

Они охватывали детали и, что особенно важно, обычную жизнь.

На картине «Благовещение» Кампена 1428 года Мария изображена в детально проработанном, почти тесном домашнем интерьере.

Таким образом, в то время как итальянское искусство, находившееся под влиянием классики, было «идеализацией» мира, искусство Северной Европы было о мире, каким он на самом деле является.

На этом крупном плане Гентского алтаря видно, сколько внимания Ван Эйк уделил мельчайшим деталям.

И ключевой частью истории Яна ван Эйка является живопись маслом — некоторые даже говорят, что он ее изобрел.

В любом случае, он был первым мастером масляной живописи, первым, кто научился искусству нанесения нескольких тонких полупрозрачных слоев краски для создания такой яркости и почти фотореалистичной точности.

Рассмотрим картину «Мария из Гентского алтаря» Ван Эйка, завершенную в 1432 году.

Посмотрите на книгу, драгоценности и ткань — правдоподобие поразительно.

И помните, что Ван Эйк делал все это еще до рождения Леонардо да Винчи.

Однако эта северная незаинтересованность в идеализации человеческой формы — по-видимому, пережиток готического искусства Средневековья — не осталась без последствий.

Даже если его текстуры светятся (посмотрите на одежду!), люди Ван Эйка могут выглядеть несколько застывшими и безэмоциональными.

Но это вряд ли имеет значение.

Его Гентский алтарь — это шедевр детализации и определенного реализма — даже если итальянцы завоевали драму и человеческую форму, даже Микеланджело не мог сравниться со способностью Ван Эйка изображать материальный мир.

Расхождение между Северным и итальянским Возрождением показывает, как разные верования и интересы естественным образом порождают разное искусство.

Интерес Северной Европы к современной жизни продолжился, например, Питером Брейгелем и его знаменитыми крестьянами.

Тем временем это увлечение текстурой сохранилось у Ганса Гольбейна Младшего.

Возьмем, к примеру, картину «Послы» 1533 года — изобилие прекрасно, мельчайших объектов и материалов.

Признак более коммерческой культуры? Возможно.

Но здесь есть предостережение; Североевропейские художники были не только реалистами.

По правде говоря, их незаинтересованность в классическом идеализме привела к созданию искусства, гораздо более дикого, чем все, что создавалось в Италии — достаточно вспомнить «Сад земных наслаждений» Иеронима Босха.

Даже Брейгель, мастер-крестьянин-живописец XVI века, тоже создавал сказочно странные, мрачно смешные, фантасмагорически устрашающие произведения искусства — это его «Падение восставших ангелов».

Кажется, что гротескное средневековое воображение дольше сохранялось в Северной Европе.

Но, возвращаясь к тому, с чего мы начали, вот предполагаемый автопортрет самого Яна ван Эйка.

Несомненно, один из самых выдающихся художников, когда-либо живших на свете, чье мастерство работы маслом, неуловимый символизм и скрупулезное воссоздание деталей нашего мира по сей день поражают воображение.


Рецензии
Такие картины позволяют заглянуть в крошечную форточку в минувшие века.
С дружеским приветом
Владимир

Владимир Врубель   06.10.2025 15:03     Заявить о нарушении
Это очень интересно
Доброго здоровья
Анатолий

Анатолий Клепов   06.10.2025 15:25   Заявить о нарушении