Мир М. Волошина поэт и история

Мир М.Волошина – поэт и история


Наталья Буданова-Бобылева



В мое время поэзию Максимилиана Волошина не изучали в школе. Да и поэзию Серебряного века я не очень любила. Мне ближе в этом смысле поэзия 19 века.

Поэтому с удивлением и интересом познакомилась с творчеством нового для себя поэта рубежа 19 и 20 века, который был очевидцем грандиозных исторических событий.

Художественный мир поэта М.Волошина нельзя понять без тщательного изучения того исторического периода, в котором жил и творил поэт.

Будучи поэтом Серебряного века, в некотором роде примыкая в связи с теми веяниями того периода в поэзии и к символистам и акмеистамм, Волошин стоял все-таки особняком от   творческой среды коллег. Его самобытность порождала как индивидуальную личность, так и индивидуальное отличающееся от других творчество, не вписывающее ни в какие рамки и течения.

Первая мировая война и революция, которые он яростно не принял, оказали на творчество поэта огромное влияние.

Помимо пейзажной лирики темами и основными  мотивами творчества М. Волошина становятся философские и пророческие размышления о судьбах родины в сложнейший период ее истории.
 
Волошин считал, что все потрясения и испытания, которые Бог послал России в первой четверти 20 века будут способствовать ее духовному очищению и возвышению.

В его стихах явно заметны мотивы религиозного и мифотворческого восприятия жизни.

 Критики считали, что Волошин, будучи в гуще грандиозных исторических событий, один из немногих понимал их значения для страны и людей, и его творчество будет понято потомками намного позднее.

Так оно и случилось. До шестидесятых годов 20 века  поэзия Волошина была практически запрещена. А вот сегодня ее изучают в школе.

Стихотворение "Мир" Волошина, одно из тех, которые нельзя понимать и исследовать без изучения  истории его создания.

 Произведение  было создано М.Волошиным в ноябре 1917 года сразу после Октябрьской революции и начала Брестских переговоров большевиков о сепаратном мире с Германией, по которому  Россия теряла огромные части страны, чтобы выйти из Первой мировой войны.

Первоначально стихотворение и носило название "Брестский мир».
 Накал и страстность ауры стиха поражают своим трагизмом.
 
Волошин пишет о том, что Россия теряет сама себя, что за поисками свобод, мы потеряли Россию:

С Россией кончено… На последях
Ее мы прогалдели, проболтали,
Пролузгали, пропили, проплевали,
Замызгали на грязных площадях,
Распродали на улицах: не надо ль
Кому земли, республик, да свобод,
Гражданских прав?

Художественные средства в стихе усиливаются повторение ряда сказуемых «прогалдели, проболтали,
Пролузгали, пропили, проплевали,
Замызгали…»,
 
заставляя возвышать накал горестного излияния-плача поэта на самой высокой ноте.

Сильнейший  надрыв в выражении чувств говорит о страшной боли поэта по поводу судеб Родины. Стихотворение чем-то напоминает оды 18 века, но с отрицательной коннотацией.

 В стихотворение мы находим  религиозный образ Иуды, предавшего Христа-

Чтоб искупить смиренно и глубоко
Иудин грех до Страшного Суда!

 Поэт проводит параллели с  людьми, предавшими и отдавшими Россию на поругание.  Они тоже Иуды для  своего народа.
 
Образно он призывает на родину все беды, чтобы искупить грех народа, допустившего такие беды со своей страной:

О, Господи, разверзни, расточи,
Пошли на нас огнь, язвы и бичи,
Германцев с запада, Монгол с востока,
Отдай нас в рабство вновь и навсегда,…

На самом деле, поэт видит состояние страны и пророчески глубоко понимает, что придется перенести России, чтобы очиститься и пережить те беды, которые народ сам навлек на себя.
 
За стихотворением стоит огромная боль за судьбы Родины. Оно кажется минорным без единого проблеска надежды. Однако, необходимо понимать в какой период времени  оно создано. Остается только молиться и искупать свой грех - говорит поэт.
Многие годы и десятилетия стране придется искупать этот грех падения в бездну.
Но у каждого народа свой путь духовного очищения и возвышения.


октябрь 2025 года


Использована в качестве иллюстрации акварель самого поэта.
--


Рецензии
Башня Вячеслава Иванова в Питере и дом музей Макса а Коктебеле два места силы,побывав где,можно ещё лучше прочувствовать атмосферу Серебряного века.Антропософ Волошин словно и не покидал эти места.Книгу Волошина я брал в свое паломничество в Крым в 2014.Поехал туда,чтобы встретиться с ним. И когда переступил порог его дома из ракушняка ,'услышал :Волошин!Об этом есть в одном из эссе цикла Ведя отчёт от Коктебеля.А про Башню Иванова в зарисовках В поисках Серебряного века.

Юрий Николаевич Горбачев 2   21.10.2025 18:58     Заявить о нарушении
А я за вас. Зарисовку о Коктебеле выложил для вас на видном месте.

Юрий Николаевич Горбачев 2   22.10.2025 09:37   Заявить о нарушении