Присоединение Старой Финляндии. 1743
Это война, начатая в самом конце правления императора Ивана VI и его матери Анна Леопольдовны, и закончившиеся правления его двоюродной сестры императрицы Елизаветы Петровны стала для России знаковой победой в силу особых обстоятельств, как внешнеполитических, так и, конечно же, внутриполитических
Дело в том, что, защищая национальный интересы России в условиях постоянной конфронтации с Швецией в первой половине XVIII века, Россия вынуждена была бороться за территории Прибалтики, Финляндии и, конечно же, за выход России из изоляции в Европе, чему способствовала политика Петра I и его легендарное желание «пробить окно в Европу».
Данная война была нужна России по целому ряду причин.
Во-первых, русская-шведская война 1741-1743 годов была продолжением затянувшегося конфликта и нерешенных территориальных претензий России и Швеции по итогам Ништадтского мирного договора 1721 года. Согласно этому договору, Россия, получив статус империи, тем не менее не присоединила в себе те земли в Прибалтике, который так хотела.
В первую очередь Россия не получила территорию к северу Финского залива в частности не получив доступ к Выборгу и Хельсинки. А эти территории для России были необходимы и важны в смысле продолжение борьбы за влияние России в Северной Европе. В этом контексте борьба между России и Швецией в сороковые годы приобретала особую значимость. Это была война за расширение влияния России в регионе и из-за присоединения тех территории, которые Россия считала своими по праву.
Была у этой войны и другая причина. Дело в том, что, начиная с 1721 года и провозглашения Петра I императором всероссийским, европейские дворы пытались определить свою политическую позицию по отношению к новому статусу Российского государства. Однако известно, что на протяжении многих лет все европейские дворы отказывались признавать за российским императором новый статус. Они продолжали его считать исключительно русским царем, а его страну не относящейся к европейскому континенту цивилизацией. По этой причине победа в очередной русско-шведской войне могла дать России определённый авторитет и предоставить очень существенный шанс изменить свое политическое положение на внешней арене. Примечательно, что именно в правление Елизаветы Петровны вопрос о признании России империей была окончательно решен. Европейские дворы были вынуждены признать российским императором статус более высокий, чем у них. Во многом этому способствовала русско-шведская война 1741-1743 гг. Но не она стала тому главной причиной.
Еще война не закончилась, как Императрицей Елизаветой Петровной 27 октября 1742 года была подписана «Жалованная грамота городу Выборгу. О подтверждении всех прав и привилегий, сему городу данных» — первая конфирмация прав и привилегий Выборга за время его нахождения в составе Российской империи. Этот документ уже по сути был актом присоединения земель к России. Победа в этом войне было для России знаковой. И, прежде всего, это касается территориальных приобретений.
Когда между русской и шведской делегациями наступил момент ведения переговоров о завершении войны, шведская сторона оказалась в сложном положении.
Дело в том, что согласно итогам боевых действий, к России могли быть присоединены огромные территории Прибалтики и всего северного побережья Финского залива, а также многочисленные территории восточной части Финляндии. Но в изменении статус-кво на переговорах повлияло очень серьезная проблема при шведском дворе. Дело в том, что у шведского короля Фредерика I не было сына. который мог унаследовать шведскую корону, а у российской императрицы Елизаветы Петровны был свой козырь в рукаве. Она готова была согласиться на завершение войны со шведами и на ряд военных уступок при условии, что шведскую корону наследуют князь-епископ Любека принц Адольф Фредерик. Переговоры продолжались не просто долго, а очень долго. За этот период Россия на поле боя присоединила всю территорию Старой Финляндии и многочисленные провинции северной части Финского залива.
В результате продолжительных переговоров 17 июня 1743 года между сторонами был подписан так называемый «Уверительный акт». В нём шведскому риксдагу рекомендовалось избрать наследником престола регента Голштинии Адольфа Фридриха. Швеция согласилась уступить России часть Кюменигордского и Нейшлотского лена со всеми устьями реки Кюмени, а также крепость Нейшлот. Россия возвращала шведам занятые в ходе войны Эстерботтенский лен, Абоский и Бьёрнборгский лен, Нюландский и Тавастехусский лен, часть Карелии и Саволакс. Уже 23 июня 1743 года Адольф Фредерик был избран наследником шведской короны. В этот же день Швеция объявила об окончании войны с Россией. Елизавета Петровна оказалась более искушенным политиком – она объявила об окончании войны лишь 19 августа 1743 года.
По итогам мирных переговоров, который был подписан со стороны России графом Александр Ивановичем Румянцевым (первый граф из этой династии) 19 августа 1743 года Швеция признала все территориальные приобретения России, начиная с Ништадтского мирного договора. Россия получила большие территории на северном побережье Финского залива. Однако территориально приобретение оказались несколько меньше, чем то, на что Россия ожидала. И тем не менее, согласно картографическим данным, Россия на тот момент отодвинула границу от Санкт-Петербурга не менее, чем на 50 км.
Это стало существенным прорывом для Елизаветы и для её внешней политики, и для внутренней. «Старая Финляндия», получившая в составе России права на автономию, стала неотъемлемой частью страны.
Так Россия присоединила одну из частей Карелии к России. И присоединила навсегда.
Свидетельство о публикации №225100701334
