Крымские этюды

С Анной Степановной Н. мы были знакомы ещё с прошлого нашего посещения санатория «Нижняя Ореанда» в марте 2023 года и, регистрируясь с друзьями на рецепшен в корпусе №1 «Империал», увидев на стенде мероприятий санатория объявление о проведении ею экскурсий – очень обрадовались. Да что мы – почти все, кто когда-нибудь отдыхал в этом санатории: от простых пенсионеров до академиков, знаменитых музыкантов, космонавтов, военных и чиновников  –  любят эти   экскурсии и очень уважают Анну Степановну за её знание истории родного края и Нижней Ореанды. Действительно, трудно найти большего патриота и энтузиаста изучения Крыма и его южного побережья, чем эта женщина – библиотекарь (экскурсовод по совместительству и призванию). Библиотека санатория расположилась в «адмиральском домике», одном из последних (наряду с ротондой на скале), сохранившихся строений императорской усадьбы. В комнатах этого небольшого одноэтажного здания, с дубовым паркетом, тяжёлыми дверными полотнами, старинной мебелью, оригинальными стрельчатыми окнами, стеллажами с книгами очень уютно и иногда кажется, что вот сейчас откроется дверь и войдёт сам Великий князь Константин Николаевич Романов – родной брат императора Александра Второго, многолетний морской министр Российской империи, имевший звание генерал-адмирал, где (после того, как пожар уничтожил царский дворец, доставшийся ему по наследству от матери - императрицы Александры Фёдоровны) он жил во время приездов в Нижнюю Ореанду. Но это - если пофантазировать. А вот народный артист России Илья Резник часто заходит сюда по настоящему: он живёт неподалеку, любит гулять по великолепному парку санатория, и давно дружит с Анной Степановной. По вторникам она проводит в библиотеке встречи с отдыхающими, посвящённые знаменитому поэту, на которых очень интересно и с большой любовью рассказывает о его творчестве, биографии, общественной и личной жизни. И бывает так, что он сам приходит на эти встречи и, кому повезёт, могут с ним пообщаться, сфотографироваться и взять автограф. В прошлый наш приезд Маэстро был в Москве, где готовился концерт к его 85 летию, но в этот раз мы надеялись, всё-таки, познакомиться с ним.
На всех экскурсиях которые проводила Анна Степановна мы побывали с большим удовольствием. Первые две из них были посвящены дореволюционному периоду Нижней Ореанды и царской (солнечной - как её переименовали в советские годы) тропы, проложенной для прогулок последнего императора Николая Второго (для его реабилитации после тяжёлой болезни). Эта тропа протянулась на 6,7 км от Ливадийского дворца, мимо белоснежной ротонды над санаторием, и замка «Ласточкино Гнездо», который виднеется внизу у моря.

История этой царской усадьбы начинается в 1837 году, когда императрица Александра Фёдоровна получает в подарок от своего супруга Николая I имение Ореанда, а заканчивается с отречения Николая Второго, который был последним её владельцем, часто бывал здесь и даже проводил военные смотры под платаном. Огромный, двухсотпятидесятилетний платан (или чинар как его ещё называют), раскинувший свой шатёр из огромных веток с листвой напротив первого корпуса - является сейчас символом Нижней Ореанды. Кто только не сиживал под его тенистой кроной за эти годы. Наряду с русскими писателями, художниками, поэтами, музыкантами и прочими известными людьми – тут побывал даже Марк Твен, знаменитый американский писатель, которого каким-то ветром занесло в Крым.
  А вот третья экскурсия посвящена советскому периоду, когда после Октябрьской революции в Крыму появляются курортные здравницы. В 1948 году, по личному указанию И.В. Сталина, начинается строительство первого послевоенного санатория  «Нижняя Ореанда». Тогда же, одновременно с корпусом-люкс на 40 человек (ныне «Кремлёвский»), были выстроены административный и лечебный корпуса, а также  инфраструктура, необходимая для его жизнедеятельности. И к концу 50-ых годов прошлого столетия этот санаторий становится любимым местом отдыха руководителей страны и вождей Коммунистической партии Советского Союза, выдающихся деятелей науки, культуры и искусства. Здесь неоднократно бывали Нобелевские лауреаты Н.Басов, А.Прохоров и Ж.Алфёров, академики Л.Ландау и И. Курчатов, режиссеры Н.Сац, И.Пырьев и С.Образцов, актеры Е.Матвеев, И. Ильинский, Р.Плятт, И.Макарова, К.Лавров и М.Жаров. Отдыхали здесь и певицы Л. Зыкина и М.Биешу, балерины О.Лепешинская, Г.Уланова и М.Плисецкая, а также известные политики, дипломаты и многие другие легендарные личности XX века. Интересно, что в фойе первого корпуса, где выставлены стенды с фотографиями этих знаменитых людей на фоне парка, есть и фото Галины Брежневой с сотрудниками санатория, которая тоже здесь отдыхала. Мне стало интересно, бывал ли здесь сам «дорогой» Леонид Ильич и, когда я спросил об этом Анну Степановну (а мы как раз стояли у церкви «Покрова божией матери», у знаменитой скамьи, упомянутой Чеховым в рассказе «Дама с собачкой») – она просто показала рукой на белеющую внизу у моря, среди деревьев, крышу небольшого здания и сказала:
– это «Глициния» - дача Брежнева, где он любил отдыхать, принимал здесь глав государств и даже президента США Ричарда Никсона в 1974 году. Леонид Ильич часто приходил пешком к нам, в «Нижнюю Ореанду», по этой вот дороге: поиграть в бильярд с отдыхающими здесь соратниками, и проведать дочку Галину. В нашем санатории тогда работал парикмахер – фронтовик, которого Брежнев знал со времён ВОВ, очень уважал и всегда сам заходил к нему постричься. Интересно, что те самые бильярдные столы сохранились до сих пор - на них можно поиграть, заказав заранее стол за 250 рублей в час, что мы, иногда, и делали вечерами.

Ещё одну экскурсию Анна Степановна проводит в пятницу - в знаменитый Юсуповский дворец, в котором во время Ялтинской конференции, в феврале 1945, жил И.В.Сталин и советская делегация. Эта экскурсия только для отдыхающих нашего санатория - не надо терять время петляя на автобусе по узким улицам курортных посёлков, собирая людей из других здравниц Крыма. Да и по цене она прилично дешевле, чем такая же в экскурсионном бюро. Приехав к парку дворца, мы дружной компанией стали подниматься к цели нашей поездки, любуясь на окружающие красоты, вспоминая историю дореволюционного Крыма и пребывание здесь Сталина. Но выйдя на одну из аллей мы, вдруг, увидели на каменной стене длинный ряд портретов. Оказалось, что в Юсуповском парке с 2020 года существует аллея Героев Советского Союза. Ее длина 1418 метров - по числу дней Великой Отечественной войны. Там портреты как знаменитых военачальников - Сталина, Жукова и прочих, так и рядовых героев. Там же флаги всех Союзных республик, огромная георгиевская лента и перед портретами слова маршала Рокоссовского – «Только тот народ, который чтит своих героев, может считаться великим». Как будто, в подтверждении этих слов, мы выходим на другую аллею... Аллею Героев России нынешней войны. Она длинная, длинная... и никто не знает, сколько еще их будет, когда эта война закончится, а матери и жёны обнимут живыми своих героев. Просто идём, молчим, смотрим. Радуемся, когда видим, что над портретом стоит только дата рождения – значит жив!... скорбим, когда две даты: рождения и гибели. Скоро там будет и портрет нашего земляка - Героя России Сергея Ванеева.

Наш санаторий принадлежит управ. делами президента РФ и мы (да здравствует интернет) бронировали путёвки прямо на его сайте, заранее: за 6 -7 месяцев. Парк этого санатория является «особо охраняемой природной территорией площадью 41,6 га», носит название «Парк-памятник садово-паркового искусства «Нижняя Ореанда» и  над ним, ещё в царское время, трудились знаменитые садоводы Кебах и Делингер, которые воссоздали ландшафты разных стран, используя экзотические и местные виды растений. Здесь растёт свыше ста видов, большинство из которых были завезены с юга Европы и Кавказа: пирамидальные кипарисы, атласские голубые кедры, благородный лавр, крупноцветковые магнолии, фотинии, европейские маслины, колоновидные тисы, бамбук и другие экзотические растения. В уголке парка «Нижней Ореанды» с классическим розарием, ухоженными клумбами, и аккуратными дорожками уютно устроилась изящная беседка «Айвазовского». Из неё открывается чудесный вид на море и Ялту. Здесь часто писал морские пейзажи И.К.Айвазовский, которого связывала многолетняя дружба с владельцем имения Великим князем Константином Николаевичем Романовым, который посвятил всю свою жизнь морскому делу. И в 1879 году, по его указанию на территории парка были созданы небольшие пруды -  бассейны, повторяющие контуры Чёрного, Азовского, Каспийского и Аральского морей. Неподалеку от этих микро - морей, расположен пруд под романтическим названием "Лебединое озеро", где плавает парочка белых лебедей, которых зовут Игорь и Надежда, и которыми можно долго любоваться присев на скамью. Лебеди грациозно скользят по глади пруда на фоне деревьев и бамбука, а наверху белеет ротонда, первая постройка, которая появилась на одном из высоких  утесов Ореанды. Вид удивительный, как в сказке!
 
В парке находятся два старейших корпуса санатория: №1 «Империал» – главный корпус, построенный на фундаменте сгоревшего в 1881 году царского дворца, и №2 «Кремлёвский» в котором с 17 июля проходила «Летняя академия Санкт-Петербургского Дома Музыки » – проект, предоставляющий возможность молодым, но уже успешным исполнителям оттачивать своё мастерство с лучшими музыкальными педагогами России, совмещая всё это с настоящим курортным отдыхом на южном берегу Крыма. Этот проект создан в 2016 году по инициативе и личном участии виолончелиста, народного артиста России, профессора Сергея Ролдугина. И три сессии, по 14 дней, там проходили индивидуальные уроки молодых и талантливых музыкантов с профессорами, занятия с концертмейстером и их выступления перед публикой - гостями санатория «Нижняя  Ореанда».  Надеюсь, что скоро, кто-нибудь из выпускников нашей ДШИ тоже побывает там. Но мы, к сожалению, не успели на эти концерты, так как Летняя академия закончила свою работу 28 августа, а мы приехали туда 3 сентября.

Внизу, у моря, находятся корпус №6 «Морской», дальше четырёхэтажный, недавно отремонтированный №3 «Адмиралтейский», и рядом с ним «Климатопавильон»  - самый бюджетный, но самый романтичный и оригинальный корпус - где мы и жили. Как рассказывала одна из старейших работниц санатория, в советское время он носил название «Сон у моря» и процедуры под таким названием специально назначали людям с функциональными нарушениями нервной системы, гипертонией, атеросклерозом, и многими другими болезнями. И больные на плоской крыше здания,  как возле гигантского природного ингалятора, в тишине, нарушаемой только шумом прибоя и криками чаек, могли забыться сном или просто помечтать с закрытыми глазами. Корпус построен вплотную к морю и каждое утро, из открытого окна номера, открывался фантастический вид на встающее из моря солнце. И мы, прямо в плавках и тапочках, бежали вниз, прыгали в прозрачную морскую воду, а потом загорали на лежаках до завтрака. Пляжи перед корпусами разделяются бетонными волнорезами (бунами), но напротив «Адмиралтейского», в море лежат огромные камни, которые очень живописны, но при волнах купаться там неудобно и отдыхающие оттуда шли в наш сектор пляжа. Через несколько дней отдыха, моё внимание привлёк мужчина в солидном возрасте, но крепкий и подтянутый, который ранним утром приходил на пляж из соседнего корпуса в белом халате и тапочках, делал разминку и уплывал далеко в море, не обращая внимание на волны, которые иногда бывали довольно сильными. Первые дни мы даже тревожились, когда теряли его из виду, и шутили, что он, наверное, уплыл в Ялту. Но потом привыкли к его заплывам и успокоились. Питались мы в ресторане Адмиралтейского корпуса и после завтрака разбегались по процедурам. Как-то раз зайдя в лифт и увидев спешащую пожилую женщину - я придержал дверь, чтобы она успела зайти, и поднимаясь наверх мы с ней разговорились. Женщина оказалась (как и большинство отдыхающих санатория) из Москвы, и когда, поговорив о том о сём, я спросил у неё – не по социальной ли путёвке она здесь отдыхает? То её ответ меня очень сильно удивил:
- нет, не по социальной, у меня муж космонавт и ему положена бесплатная путёвка. Пока я обдумывал её слова, наши пути разошлись, но позже, встретив её идущей с мужчиной – мы узнали в нём человека, который и устраивал эти дальние морские заплывы. Мало того, оказывается, что и в ресторане они сидели не в ВИП – зале, а через столик, ничем не выделяясь от остальных отдыхающих.

После экскурсии в юсуповский дворец, я спросил у Анны Степановны:
- знает ли она, что за космонавт отдыхает сейчас в санатории?
– Это Лебедев Валентин Витальевич, дважды Герой Советского Союза, член-корреспондент академии наук и писатель, который очень любит море, наш санаторий и часто отдыхает здесь - ответила она.
Прочитав информацию в интернете об этом человеке – я был поражён.
Первый полёт в космос он совершил на космическом корабле «Союз-13» ещё в 1973 году, а в 1982 – прибыв на космическом корабле «СоюзТ-5» на советскую орбитальную станцию «Салют-7» совершил рекордный, в то время, по длительности 211-суточный космический полёт, который в 1984 году был занесён в международную «Книгу рекордов Гиннеса». Выходил в открытый космос и работал там больше двух  часов и награждён за это «Медалью Алексея Леонова». Валентин Витальевич Лебедев является Почётным  гражданином 16 городов России и стран СНГ, а также штата Техас и г.Форт-Уэрт (США), в Наро-Фоминске и на аллее космонавтов в «Звёздном городке» установлены его бронзовые бюсты, а школа, где он учился - носит его имя. Он дважды Герой Советского Союза, офицер ордена Почётного легиона (Франция), и прочее и прочее и прочее. Выпускник МАИ, он, будучи уже действующим космонавтом, ездил во время своих отпусков на БАМ командиром студенческого отряда и награждён медалью «За строительство Байкало-Амурской магистрали». Имеет 3-й разряд по планерному и вертолётному спорту, 1-й разряд по самолётному спорту и плаванию. Заслуженный мастер спорта СССР по акробатике.

 И хотя Валентину Витальевичу уже 83 года – и он старше меня на 15 лет, я понял, что мои попытки догнать его в море - бесполезны. Но меня не оставляло ещё и смутное ощущение, что я, не так давно, слышал фамилию этого знаменитого космонавта и вдруг вспомнил такую историю. В 2021 году  в составе сборной архангельской области, я участвовал в Чемпионате России по компьютерному многоборью среди пенсионеров, который проходил он-лайн, но был организован на базе МАИ (московского  авиационного института) и посвящён 60-летию первого полёта человека в космос. И один из вопросов тогда звучал так:
- космонавт, выпускник МАИ, занесённый в книгу рекордов Гиннеса за самый продолжительный космический полёт. Поисковик выдал мне ответ:
- Анатолий Березовой, что я и ответил.  Но этот ответ оказался неправильным, потому что я не указал в запросе, что космонавт – выпускник МАИ. Правильный ответ был – Валентин Лебедев.
Вечером, после ужина, когда я попросил у него написать пожелание для читателей нашей районной газеты «Авангард» и автограф для внука - мы разговорились, рассказали, что живём в Архангельской области, неподалеку от космодрома Плесецк (где он бывал, но прилетал туда на самолёте), о нашей Няндоме и древнем Каргополе. Я и рассказал ему историю про мою ошибку на чемпионате, на что Валентин Витальевич улыбнулся и сказал:
– ну извините, что я помешал Вам выиграть чемпионат России!
- Посмеялись, сфотографировались на память, и знакомство с таким невероятным человеком я запомню навсегда. На память приходят строки одного из советских поэтов, Николая Тихонова : «Гвозди бы делать из этих людей. Крепче бы не было в мире гвоздей»

Можно ещё долго рассказывать о нашем отдыхе в Крыму. О том, как пешком ходили на экскурсию в Ливадийский дворец, где проходила Ялтинская конференция. Как ездили в «Ласточкино Гнездо» - символ Крыма и в Ялту. Были в Балаклаве в "Балаклавском музейном подводном  комплексе", Херсонесе и, конечно, посетили  Севастополь – гордость русских моряков. Но всё заканчивается и когда в последний день я подходил  к «Адмиральскому домику», чтобы подарить Анне Степановне, для библиотеки санатория, экземпляр нашего няндомского сборника «Перекрёсток-2», с рассказами и стихами многих няндомских самодеятельных писателей и поэтов, и сдать взятые книги, которых всё равно читать было некогда, как увидел выходящего оттуда высокого человека с длинными светлыми волосами, который пошел к выходу из санатория. Когда, зайдя в помещение, я поздоровался с хозяйкой и вручил ей книжку со словами: – вот она, сермяжная правда из архангельской глубинки, читайте! – она улыбнулась и сказала: – Спасибо Евгений. Немножко не застали Вы Илью Рахмиэлевича. Значит бывать ещё у нас. На третий раз обязательно с ним познакомитесь. А я попрощался и прочитал ей стихи Ильи Резника, начертанные его собственной рукой на стене внизу у моря, которые выучил наизусть проходя каждый день к лифту и обратно:
                - Над Ялтой ночь.
                И звёзды – свечи
                Путь озаряют мой
                В век прошлый.
                И вот уж мне
                Идут навстречу
                Шаляпин,Чехов и Волошин.


Рецензии