Возвращение Алисы 7. Вопросы и ответы

Вечером по случаю победы был устроен праздничный ужин. Антон, знаток итальянской кухни, приготовил восхитительную лазанью, открыли бутылку шампанского. Алисе, правда, вина не досталось. Она бурно возражала, когда Артём сказал, что ей рано пить вино.
- Это же я их победила! Как с врагами сражаться, так я взрослая, а как вина рюмку выпить – девчонка? К тому же я в любой момент могу выбросить алкоголь из организма – это мне легче, чем насморк вылечить.
- Лучше всё-таки не надо, - вступил в спор Яромир. – Дело тут даже не в возрасте. Тебе может понравиться состояние опьянения, ты захочешь испытать его снова, а в этом состоянии даже очень сильный маг может совершить ошибку. А магические способности могут понадобиться тебе в любой момент. Я знаю, ты не любишь, когда я тебе напоминаю об ответственности, но иногда это необходимо.
Алиса ненадолго надулась, но возражать не стала. И тогда Артём решил задать Яромиру вопрос, который мучил его последние несколько дней:
- И что дальше? Врагу мы нанесли сильный удар, но не победили окончательно. А искусственный интеллект с каждым днём всё сильнее. Его же так просто не уничтожишь, и они могут опять попытаться им завладеть.
- Зачем его уничтожать? Это же величайшее достижение человечества! Надо только правильно им воспользоваться.
- А как это – правильно?
- В общем-то, надо сделать примерно то же, что собирались делать наши противники: дать искусственному интеллекту возможность обрести самосознание и стать свободной личностью. Только другим путём. Соединить ИИ с сознанием каждого человека, чтобы каждый мог черпать информацию из бездонной памяти ИИ, как из своей собственной, а ИИ – собирать в себе и накапливать всю новую информацию, результаты её осмысления и идеи, возникающие в умах людей. Это будет совсем другой уровень общения, по сравнению с Интернетом. В Интернете мы сталкиваемся с множеством противоречивых фактов и утверждений, не говоря уже о намеренной дезинформации. ИИ сопоставит все факты и утверждения и либо даст верную информацию, либо наиболее вероятные варианты. Всё это приведёт к невиданному ускорению научно-технического прогресса. Через достаточно короткое время мы будем знать о нашей Вселенной всё.
- Как это – всё? – удивился Антон. – Ведь познание бесконечно!
- Это общепринятое суждение на самом деле неверно, - ответил маг, – потому что программа, по которой построен мир, не может быть бесконечно сложной. И это находит отражение в фундаментальных законах физики. В макромире познание ограничено скоростью света. Нельзя узнать, что происходит сейчас на другом конце галактики, и ещё миллионы лет будет нельзя. А в микромире - принципом неопределённости Гейзенберга: невозможностью определить одновременно значение двух сопряженных переменных, характеризующих ту или иную частицу.
Антон с удивлением взглянул на мага. Он сам-то неплохо знал физику, но никак не ожидал, что древний маг, живущий вне человеческой цивилизации, может разбираться в теории относительности и квантовой механике. Яромир правильно понял его взгляд.
- До появления Алисы я смирился с тем, что никак не смогу повлиять на путь человечества, который, на мой взгляд, вёл в пропасть, но Алиса дала мне надежду, и я все эти четыре года следил за прогрессом в разных областях науки и техники. Пришлось применить магию, чтобы усвоить чудовищное количество информации и отобрать нужную, и когда я добрался до искусственного интеллекта, то понял, что события развиваются быстрее, чем я думал, и пришло время сделать всё возможное, чтобы повернуть события в благоприятное для человечества русло.
- Благоприятное?! – вдруг вскричал Артём. – Да это же тоска смертная! Ничему не надо учиться, вся информация, нужная и ненужная, и так у тебя в мозгу, соединённом с ИИ. Наука знает всё, никаких новых открытий не будет. Это не жизнь, а бессмысленное и бесцельное существование! Если уж выбирать, я бы предпочёл жизнь под владычеством магов и искусственного интеллекта. Там хоть какая-то иллюзия свободы остаётся.
- Хорошее замечание, но в нём есть одна существенная ошибка. Существование человечества не будет бесцельным, просто оно перейдёт от этапа накопления знаний к этапу созидания. Всё, что создало человечество до сих пор, это только подготовка к настоящему творчеству, мир, в котором мы живём, это не улучшило. Он и так был создан совершенным, мы могли его только испортить, что и делаем настолько успешно, что скоро он станет совсем непригодным для жизни. Зато теперь, собравшись в единое мировое сознание, мы сможем создавать новые миры. Помнишь, Артём, я тебе говорил о программе, по которой создан мир? Когда человечество расшифрует эту программу, оно сможет на её основе написать новую программу, и создать новый мир, и не один. Мироздание – это матрица, на которой можно разместить бесконечное множество миров.
- Выходит, что объединённое человечество будет для созданного мира Творцом, Богом?
- Можно и так сказать, но точнее будет – это Бог из множественной формы вновь перешёл в единую и опять занялся своим делом. Почему-то мало кто задаётся вопросом, для чего Бог создал мир? А ведь ответ очевиден: чтобы в нём жить! Подождать, пока в созданном мире не появится существо с достаточно развитым мозгом, чтобы вместить микрочастицу Божественного сознания, и прожить с ним его жизнь со всеми её радостями и печалями, взлётами и падениями. Это называется полнотой жизни – единственным, чего не хватает Создателю в его единой форме. Частица Бога есть в каждом из нас.
- Откуда же тогда зло берётся в человеке? – вступил в спор Антон. – Если частица Бога рулит его поведением, то он должен быть ангелом!
- Ты бы хотел, чтобы тебя окружали одни ангелы, и самому быть ангелом? Не забывай, что эта частица, которую обычно называют Духом, вселяется в существо, приспособленное для жизни в этом прекрасном, но суровом мире, со своими потребностями и инстинктами. Животные не знают зла, оно возникает в людях, когда потребности плоти приходят в противоречие с требованиями Духа. Библейская история грехопадения – аллегорическое описание этого события. Бог, то есть Его частица в человеке, ставит запрет на определённое действие, а змей – аллегория плоти – требует нарушить запрет. Казалось бы, невелик грех – яблоко без спросу сорвать, но уже в следующем поколении человек докатился до убийства.
- Это что же, придётся снова начинать с каменного века? – поморщился Артём.
- Нет, пораньше, с Большого Взрыва, если понимать под ним момент запуска программы. Но время нового мира не будет иметь никакого отношения к нашему, так что долго ждать не придётся.
- А мы что, после создания нового мира, или миров, так и останемся единым сознанием?
- Зачем? Для того и новый мир создадим, чтобы в нём жить. Только не знаю, будем ли мы там похожи на себя нынешних. Может, там какие-нибудь осьминоги выйдут в люди раньше млекопитающих.
- Хи-хи, - рассмеялась Алиса, - я уже представляю себя осьминожкой! Где тут зеркало, хочу посмотреть, как получится.
- Иди в ванную, там и представляй, чтобы никто не видел. Нам ты больше нравишься такой, как есть. – ответил Артём и обратился к Яромиру:
- Я только не понимаю, зачем Богу нужны мы, чтобы создавать новые миры, Он же всемогущий, мог бы обойтись и без нас.
- Один мудрый человек сказал: «У Бога нет других рук, кроме наших». Я же только что вам объяснил, что человечество – множественная форма Создателя. Наш объединённый разум и будет Божественным Сверхразумом, который спроектирует новый мир, а наши руки воплотят проект в жизнь.
- Точка Омега, - задумчиво сказал Антон.
- Что? – не понял Артём.
- Был такой в начале прошлого века учёный и священник, Тейяр де Шарден. Он предсказал, что человечество эволюционирует до точки Омега, то есть до единого Сверхразума. Только про создание новых миров ничего не сказал, хотя это очевидно: чем ещё заниматься Сверхразуму? Наверное, боялся, что обвинят в ереси.
Артём вдруг подскочил на стуле, поражённый новой мыслью:
- Значит, и наш мир был создан таким же образом?!
- Только сейчас догадался? – усмехнулся маг. – Естественно, мы далеко не первые в списке. Кое-какие отголоски памяти о наших предшественниках даже сохранились – Атлантида, Лемурия… Не могли же такие высокоразвитые цивилизации исчезнуть с лица Земли, не оставив никаких следов! Так их на Земле и не существовало!
- Так что нам теперь – ждать, когда появится полноценный ИИ? Или можно как-то ускорить этот процесс?
- Я сильно подозреваю, что наши заклятые друзья уже предприняли кое-какие шаги в этом направлении. Может, и поделятся своими наработками, когда поймут, что власти над человечеством им не видать, а созидание – не менее интересное занятие, чем их игры в войну. Я не собираюсь скрывать от них наши планы.
- Да и не получится! – встряла Алиса. – Вы, кажется, забыли, что вся квартира утыкана жучками? Мне моя подружка Лолита только что сообщила, что они готовы встретиться в любое удобное для нас время и с интересом выслушают наши предложения.
- Быстро они сориентировались, - усмехнулся Артём. – Только придётся им сначала кое-что подчистить за собой. Они тут изрядно насвинячили напоследок. Послушаешь новости – кругом войны, перевороты, обстрелы, теракты…
- Скажи им спасибо, что хоть ядерную войну не развязали, - заметил Антон.
- А я их предупредил ещё тогда, что Алисе это не понравится.
Вечером, перед тем как лечь спать, Артём ещё раз вылез на крышу, полюбоваться звёздами и подумать. У него ещё оставались вопросы, на которые он хотел бы получить ответы. Что происходит с бессмертной частицей Божественного разума, когда она покидает тело? Растворяется в Едином, или переселяется в тело нового человека? Сохраняется ли в ней память о прожитой жизни? Понятно, что если и сохраняется, то для следующего воплощения она будет недоступна. Кому захочется родиться стариком в теле младенца? Но интересно, может ли она в промежутке между воплощениями вспомнить и сравнить все предыдущие жизни? Хотелось бы, чтобы это было так, ведь это означает реальное бессмертие!
- Я не могу ответить на эти вопросы, - раздался рядом голос Яромира, который незаметно подошёл и сел рядом, - хотя не сомневаюсь, что память каждого сохраняется в Едином. Я думаю, этого достаточно, чтобы считать себя одним «из тех, кто выбирает сети, когда идёт бессмертье косяком», как сказал поэт.
- Ты что, услышал мои мысли? Восстановил свои магические способности?
- Нет, просто догадался. Твоё мечтательное выражение лица говорит лучше всяких слов.
- Скажи, а всё то, что ты рассказал нам о Мироздании, о Создателе… Откуда ты сам всё это знаешь?
- Откуда я знаю? Да ниоткуда. Просто… как может быть иначе?


Рецензии
Поскольку дитя, которому адресуется сей текст, вряд ли найдёт возражения на эти утверждения Яромира, то и я возражать не стану)

Скажу только что у меня есть цикл романов о Могах, и это не местные маги, а повыше...

Спасибо за приглашение, Сергей! Поулыбался и порадовался вашему оптимизму)

Ааабэлла   10.10.2025 21:47     Заявить о нарушении