Венценосное семейство. Клубок ядовитых змей

10 апреля 1939 года

Москва, СССР

Бегло ознакомившись с досье советского химического оружия (действительно бронепоезд защиты, ибо химическое оружие было средством сдерживания), Колокольцев понял, что толку от него в его деле ровно ноль.

И потому осведомился у капитана Маслова (он уже понял, что тот знал всё обо всём в НКВД – и именно поэтому и стал личным помощником Берии):

«НКВД случайно не импортировало некоторое количество Циклона-Б?»

Циклон-Б – коммерческое название пестицида, созданного на основе цианистого водорода – отравляющего газа, полученного из синего пигмента берлинской лазури ещё в 1782 году шведским химиком Карлом Шееле. В жидком виде это соединение носит название синильной кислоты.

В качестве пестицида цианистый водород был использован сто лет спустя – в Калифорнии; а первого июля 1916 года на реке Сомме он был впервые использован в качестве боевого отравляющего вещества.

Опыт оказался неудачным – в силу малой стойкости на открытой местности толку от этой газовой атаки было чуть… впрочем, после Великой войны его всё же запретили… на всякий случай. А вот в замкнутом помещении это вещество будет работать по людям очень даже эффективно.

Циклон Б (слово Циклон переводится как клубок змей) был разработан в 1922 году группой учёных под руководством Фрица Габера, лауреата Нобелевской премии по химии 1918 года. C 1911 года он был руководителем Института физической химии научного общества кайзера Вильгельма в Берлине.

Где возглавлял разработку боевых отравляющих веществ и методов их применения. Габер был евреем по национальности и в 1933 году, после прихода Гитлера к власти, был вынужден эмигрировать. Через год он умер в Швейцарии.

Продукт производила фирма Degesch (Deutsche Gesellschaft f;r Sch;dlingsbek;mpfung GmbH - «Немецкое общество борьбы с вредителями»), являвшаяся отделением корпорации Degussa с 1922 года.

Команда химиков предприятия разработала метод упаковки цианистого водорода в герметичные канистры. Новый продукт стал известен как Zyklon B, чтобы отличать его от ранней версии. Продукт использовали для санитарной обработки одежды и фумигации кораблей, складов и поездов для уничтожения вредителей.

Циклон Б представляет собой насыщенный отравляющим веществом адсорбент – высокопористые гипсовые гранулы. Кроме того, в состав продукта входят стабилизатор и так называемый лакриматор… слезоточивый газ, проще говоря» - Вещество, предупреждающее о появлении в воздухе смертельного газа ещё до того, как его концентрация станет летальной.

Компания Degesch получала большую часть прибыли от продажи Циклона Б за границу, в основном в Соединенные Штаты, где он производился по лицензии компанией Roessler & Hasslacher до 1931 года, а затем American Cyanamid

С 1929 года Служба общественного здравоохранения США использовала Zyklon B для фумигации грузовых поездов и одежды мексиканских иммигрантов, въезжающих в США. В Германии продукт использовался для проливки одежды (часто с помощью портативной герметичной камеры, изобретенной Degesch в 1930-х годах) и фумигации кораблей, складов и поездов.

«Случайно импортировала… и импортирует в небольших количествах» - уверенно ответил Маслов. «В некоторых случаях отечественно альтернативы нет…»

Колокольцев удовлетворённо кивнул – и объяснил, как он видит операцию по ликвидации гнезда молохан. Выслушав его, Берия изумлённо покачал головой:

«Гениально… просто гениально…»

Колокольцев спокойно ответил:

«Чтобы это сработало, необходимо тщательно всё отработать. Поэтому завтра же сформируйте команду, найдите подходящий имитационный объект… и тренироваться до автоматизма…»

«Продукта может не хватить» - честно предупредил капитан Маслов.

Колокольцев усмехнулся:

«Об этом не беспокойтесь – привезут сколько надо…»

Берия с помощником отправились работать – а Колокольцев отбыл в германское посольство. Где через коммуникационный центр отправил шифровку в штаб-квартиру ЕМК Гмбх на Александер-плац.

В два часа пополудни следующего дня грузовая тётушка Ю, доверху забитая канистрами с Циклоном Б, поднялась с берлинского аэродрома Темпельхоф и взяла курс на Москву. На аэродроме НКВД в подмосковном Остафьево её встретил капитан госбезопасности СССР Николай Алексеевич Маслов.


Рецензии