Что Вы знаете об Энергии городов?
Но планировка города, возможно, является самой важной частью в нем...
Мы всегда видим города со стороны уровня улиц.
Но если мы посмотрим сверху, то увидим форму этих городов — улицы, реки, площади, здания.
Эта форма его энергия города — это то, что ведет нас по этому городу и заставляет нас чувствовать себя по-особому.
Приведу лишь один небольшой пример: когда Джанлоренцо Бернини проектировал колоннады возле базилики Святого Петра в 17 веке, он хотел, чтобы паломники чувствовали себя желанными гостями церкви.
И это сработало.
Посетителей неосознанно тянет к собору Святого Петра.
Но это относится не только к конкретным зданиям; то, как нас тянет в ту или иную сторону, относится и к планировке целых городов.
Форма также определяет путешествие — как долго добираться с одного места на другое и какое это путешествие: быстрое или медленное, легкое или сложное.
Градостроители знали это на протяжении веков.
Таким образом, когда барон Осман в 19 веке почти полностью перепроектировал Париж, он решил, что его новые проспекты должны расходиться от Триумфальной арки.
Она станет метафорической и буквально сердцем города.
О городском планировании I века до нашей эры писал и древнеримский архитектор Витрувий.
Он утверждал, что каждый город должен иметь группу гражданских и религиозных зданий в центре, вокруг большой площади — Форума. В Москве это Кремль и Красная площадь.
Звучит очевидно, но во многих городах этого нет.
В 19 веке средневековые стены Барселоны были снесены, и город расширился. Этот проект получил название «Эшампле» и сделал любимый город Барселону тем, чем он является сегодня.
И человек, который это спроектировал, Ильдефонс Серда, был очарован городской формой.
Его первоначальный план не был выполнен полностью, но его желание иметь блоки со скошенными краями было выполнено.
Фаска – это срезание прямого угла. Для квадратных городских кварталов это создает восьмиугольник, открывая тем самым обзор и предоставляя больше места.
Он называл их «мансанами», что означает «яблоки».
Между тем сетка из прямоугольников и квадратов полностью закрывает линии обзора.
В сочетании с высокими зданиями такая сетка создает, среди прочего, городские каньоны, которые определяют такие места, как Нью-Йорк, — непревзойденное, впечатляющее ощущение масштаба.
Чувство следует за формой.
Форма кварталов является фундаментальной частью городского дизайна: эти кварталы являются основной единицей плана города.
Варианты безграничны, и большинство городов имеют разные масштабы, формы и плотности: эти факторы влияют на то, как мы перемещаемся по этим кварталам и как мы к ним относимся.
И, конечно же, городское планирование может быть невероятно творческим, будь то намеренно (как в случае со знаменитой Пальмой Джумейра в Дубае) или случайно (как в случае с Буртанжем в Нидерландах, построенным в старом звездном форте).
Такое творческое планирование делает их необычными местами для прогулок.
Но не все города были запланированы — неудивительно, что в старых городах, где никогда не было никакого проекта, так легко заблудиться.
На протяжении веков улицы возводились, наполовину разрушались и прорезались снова и снова, образуя восхитительные и удивительные городские лабиринты.
В Салониках вы можете увидеть разницу между старыми и новыми частями города.
Это не просто разница в архитектурном стиле, но и в самой структуре городской ткани — независимо от того, как выглядят здания, впечатление посетителя полностью меняется в зависимости от их планировки.
В любом старом городе вы заметите одну вещь: улицы неизбежно уже и многочисленнее, а здания обычно меньше.
Следовательно, масштаб города меньше и, следовательно, возможно, более человечен, бесконечно разнообразен и удивителен. Это кажется «детальным».
Отсутствие планировки может привести к нелепостям, неудобствам и откровенно плохому городскому дизайну, неподходящему для живущих там людей.
Будь то неловкие поездки, отсутствие удобств или просто постоянные потери.
Это зависит от того, какой образ жизни вы хотите вести.
Еще есть вода, которая также влияет на форму города и на то, как мы по нему ориентируемся.
Обратите внимание, что старый город Вероны в Италии полностью граничит с Адидже, сжимая сердце города на одном полуострове. Высокая плотность.
Есть также лагуны, озера, устья и сам океан.
От Венеции и ее тысяч водных путей до таких мест, как Стокгольм или Сидней, где огромные водные пространства разделяют город.
Вода также требует мостов, поэтому в городскую среду добавляются новые текстуры.
Есть также общественные места, определяемые отсутствием зданий.
Маленькие площади добавляют больше деталей городской среде, в то время как большие площади могут создать ощущение величия, хотя, как сказал Витрувий, площади не должны быть слишком большими.
Между тем, могут ли общественные парки когда-нибудь стать слишком большими?
Какой во всем этом смысл? В каком-то смысле просто интересно посмотреть на города сверху, сравнить их своеобразную и завораживающую планировку.
Но, кроме того, это жизненно важная часть городского планирования.
Форма города может быть причиной того, что он кажется дружелюбным или враждебным...
Неудивительно, что европейцы приходят в шок, когда приезжают в США и обнаруживают, что шоссе проходят прямо через центр городов!
В Америке, как нигде больше, города были полностью изменены – в лучшую или худшую сторону – благодаря новым идеям городского планирования… появлению автомобилей.
Множество американских туристов стекаются в старые города Европы, где они находят городскую форму, которая неизбежно ведет их к центральному, доступному для прогулок скоплению красивых зданий, кафе, ресторанов, музеев, магазинов, галерей, церквей, баров, квадраты и тому подобное.
Но в равной степени неудивительно, что европейцы удивляются, посещая города в других частях света.
Форма трехмерна, а в городах Европы очень мало небоскребов по сравнению с такими местами, как Токио, Шанхай, Нью-Йорк, Гонконг или Дубай.
Не существует единственного и лучшего способа спланировать форму города — дело просто в том, что мы не можем недооценивать или забывать о важности того, как устроен город.
Потому что планировка — это энергия города, которая диктует, как мы движемся, взаимодействуем и чувствуем себя в городском ландшафте. И главное. Какую энергию мы получаем в городе. Положительную, которая нас воодушевляет. Или отрицательную, которая нас разрушает.
Свидетельство о публикации №225100700327
С дружеским приветом
Владимир
Владимир Врубель 07.10.2025 12:27 Заявить о нарушении
Доброго здоровья
Анатолий
Анатолий Клепов 07.10.2025 12:49 Заявить о нарушении