Павел Александрович Флоренский священник

Павел Александрович Флоренский (9 января 1882 — 1937) — одна из самых ярких и многогранных фигур русской культуры начала XX века: религиозный философ, богослов, священник, физик и инженер, мыслитель, которому было свойственно соединять строгость научного метода с глубокой духовной интуицией. Последователь В. С. Соловьёва, Флоренский стал кросс-полем между наукой и богословием, между техникой и храмовой культурой.

Ранние годы и формирование мировоззрения
Павел Флоренский родился 9 января 1882 года неподалёку от местечка Евлах (ныне территория Азербайджана). Отец его был русским инженером путей сообщения, мать — из древнего армянского рода, обосновавшегося в Грузии. По настоянию отца мальчик был крещён в православной церкви в Тифлисе и назван в честь апостола Павла. В семье, где росло шесть детей, религиозные темы не обсуждались открыто, и детей не водили в храм; тем не менее у молодого Павла уже с юности проявилась склонность к глубокой самостоятельной учёбе: гимназию он окончил с золотой медалью и сам отмечал, что многие его знания за пределами школы «получены у природы».

В семнадцать лет у Флоренского произошёл переломный внутренний кризис: осознание ограниченности чисто физического знания и убеждение, что без веры в Бога невозможно полное постижение Истины. Это осознание определило всю дальнейшую жизнь мыслителя, в которой сочетались строгая научная методика и искреннее богопознание.

Учёба, монашество и служение
В 1904 году Флоренский блестяще окончил физико-математический факультет Московского университета. Вскоре он обратился за благословением к епископу Антонию (Флоренсову) и по его совету поступил в Московскую Духовную Академию. На многие годы Флоренский связал себя с Троице;Сергиевой Лаврой и с Москвой;духовной академией: сначала как студент, затем как преподаватель. В 1911 году он был рукоположён в священники и стал сочетать пастырское служение с преподаванием и научной работой.

Флоренский — автор серьёзных богословских исследований и культорологических работ; среди его известнейших богословских трудов — масштабная книга «Столп и утверждение истины», где он с необычайной широтой охватывает догматическое богословие, церковное предание и внутренний опыт веры. С сентября 1912 по май 1917 года он редактировал журнал «Богословский вестник», где велись серьёзные разговоры о церковной традиции, культуре и современной богословской мысли.

Научная и инженерная деятельность
В советский период Флоренский, несмотря на свою церковную присягу и ношение подрясника, был признан как выдающийся учёный и приглашён на работу в учреждения Всероссийского совета народного хозяйства (ВСНХ) и в Главэлектро. Здесь он выполнил ряд работ по теории и применению полупроводников, участвовал в разработке материалов и технологий, в том числе создавал пластмассовые материалы — то, что в народной речи стало называться «пластмассой Флоренского» или «карболитом». Его подход отличался попыткой гармонизировать техническую мысль с философским видением человека и мира: у Флоренского техническое знание никогда не существовало изолированно от этики и смысла.

Охрана церковного наследия
В годы первых лет после революции Флоренский трудился в комиссии по охране памятников искусства и старины Троице;Сергиевой Лавры. Перед закрытием Лавры и изъятием мощей преподобного Сергия, по благословению патриарха Тихона, он вместе с графом Юрием Олсуфьевым тайно скрыл честную главу святого — поступок, который стал символом глубокой преданности церковному наследию.

Аресты, обвинения и репрессии

Судьба Флоренского оказалась жестоко связана с политическими потрясениями. В 1928 году он был арестован, но вскоре освобождён; в 1933 году последовал новый арест. Его обвиняли в участии и руководстве некоей монархической и фашистской организации — обвинения, по современному пониманию, выглядели надуманными и охватывали широкую группу интеллигенции. На следствии Флоренский частично признал себя причастным, взяв на себя значительную долю вины, одновременно указывая, что многие из обвинявшихся не имели реального участия в предполагаемом заговоре. Его приговорили к 10 годам лагерей и сослали на Дальний Восток; в 1937 году он погиб в заключении. История его последних лет — трагедия, которая отразила судьбу многих мыслителей и священнослужителей той эпохи.

Личность и наследие
Павел Флоренский остаётся для историков и для духовной культуры образцом синтеза: учёный и богослов, мыслитель и пастырь, исследователь и хранитель традиции. Его метод — взгляд, который не отделяет факт от смысла; его книги и статьи продолжают исследовать и читать и в богословии, и в философии, и в истории науки. Для многих он — пример человека, который искал истину на стыке дисциплин, не боялся жить в сопряжении науки и веры и стоял в хранении культурного и духовного наследия своей страны.

Павел Флоренский — фигура сложная и многослойная: его жизнь и работы продолжают вдохновлять исследования в философии религии, в эстетике, в истории науки и в изучении русской церковной мысли XX века.

Философский энциклопедический словарь. – М.: Инфра-М, 1999, С.487.


Рецензии