Хроники французского тупика
Чтобы понять масштаб происходящего, полезно взглянуть на фабулу событий, которая к нынешнему кризису.
Состав правительства, на формирование которого премьер Лекорню потратил 26 дней оказался неприемлемым для ключевых игроков. Новое правительство было «чертовски похоже» на предыдущее, так как 12 из 18 министров сохранили свои посты или были перераспределены на другие ключевые должности . Это решение вызвало гнев, особенно у правой партии «Республиканцы», чей лидер, министр внутренних дел Брюно Ретайо, заявил, что состав кабинета «не отражает обещанного прорыва» .
Лабиринт без выхода: почему Франция зашла в тупик
Кризис не возник на пустом месте. Его причины — это совокупность стратегических просчетов и глубоких системных проблем.
1. Роковое решение Макрона. Летом 2024 года, после поражения на выборах в Европарламент, президент Эмманюэль Макрон в одиночку принял решение распустить Национальное собрание и назначить досрочные выборы . Этот шаг привел к тому, что в парламенте не оказалось большинства ни у одной из трех крупных сил: левого блока «Новый народный фронт», ультраправого «Национального объединения» и пропрезидентского лагеря . С этого момента формирование стабильного правительства стало практически невозможным.
2. Культура непримиримости. Как заявил сам Лекорню, уходя в отставку, главной проблемой стала абсолютная неготовность политических партий к компромиссу. «Каждая политическая партия ведет себя так, как будто у нее есть собственное большинство в парламенте», — констатировал он . Он также пытался добиться лояльности, отказавшись от применения статьи 49.3 Конституции, позволяющей проталкивать законы без голосования, но этот жест доброй воли был проигнорирован .
3. Отсутствие социальной базы у Макрона. По мнению экспертов, фундаментальная проблема заключается в том, что у нынешнего президента «нет никакой социальной базы: ни мощной партии с какой-то историей, ни массового электората» . Его поддержка ограничивается пулом функционеров, что делает его позицию крайне уязвимой в условиях политической бури.
Возможные сценарии: три пути «хромой утки»
Как отмечают западные СМИ, включая The Times, перед Макроном сейчас есть три основных варианта, и каждый из них сопряжен с большими рисками .
1. Назначить премьера от левых. Это потребует от Макрона отказа от собственной политической и экономической повестки и передачи власти в руки оппонентов.
2. Распустить парламент и назначить новые выборы. Этот сценарий считается вероятным, но он может привести к еще большему укреплению позиций ультраправого «Национального объединения», которое лидирует в опросах и уже требует досрочного голосования .
3. Уйти в отставку. Хотя оппозиция, в лице Жан-Люка Меланшона, уже требует его отставки, сам Макрон неоднократно заявлял, что намерен оставаться у власти до окончания срока в 2027 году .
Чем опасен кризис: не только «забастовка»
Политическая нестабильность — это не просто «французская забава». Она имеет прямые и тяжелые последствия.
· Бюджетный вакуум. Страна осталась без утвержденного бюджета на 2026 год. Первый срок его представления истек 7 октября, и, как констатирует Би-би-си, «нет правительства — нет бюджета» . Дефицит достигает 5.8% ВВП, и ЕС требует его сократить, но как это сделать, без правительства и парламентского большинства, — неясно .
· Экономические потрясения. Новость об отставке Лекорню моментально ударила по финансовым рынкам: акции крупнейших французских банков подешевели на 4%, а курс евро снизился на 0.7% .
· Уличные протесты. На фоне политического хаоса и непопулярных бюджетных предложений (сокращение социальных расходов) по Франции прокатилась волна массовых забастовок и демонстраций. Только 18 сентября на улицы вышли, по разным оценкам, от 550 тысяч до 1 миллиона человек .
Нынешний кризис во Франции — это не просто череда отставок. Это симптом глубокого раскола в обществе и краха традиционной политической модели. Страна, претендующая на лидерство в Европе, оказалась в унизительном положении, когда она не может сформировать работоспособное правительство и принять ключевой для своего будущего документ — государственный бюджет
Свидетельство о публикации №225100700814