О проблемах в лечении заикания

 
    
  Известно, что мужчины различными нарушениями речи страдают чаще, чем женщины. Поэтому основными посетителями логопедов первые бывают чаще. При  обращении родителей к логопеду и психологу по поводу заикания их ребенка специалисты  не всегда акцентируют внимание, что необходимо  тщательно собрать медицинскую, логопедическую и психологическую историю заболевания от момента зачатия ребенка до первых признаков запинания, а в последующем и заикания. Особенно важен  этот аспект, когда на прием приходят взрослые люди, не имевшие в детстве заикания.

  Такой сбор истории жизни при тщательном  в последующем ее анализе показывает, что у большинства пациентов заикание  обусловлено либо следствием неблагоприятно протекающей беременности у матери, либо осложнением во время родов, либо носит наследственный характер. Все эти причины вызывают гипоксию головного мозга ребенка приводя к различным нарушением в мозгу.

 Дети с органической (т.е. врожденной) формой заикания до пубертатного возраста, как правило, безразлично относятся  к своему дефекту. И только в момент взросления, когда у подростка резко нарушается возможность общения с людьми и появляется страх речи (особенно при общении с противоположным полом),   заикание начинает носить смешанный характер органический и неврастенический. Это заставляет подростка уменьшить речевые контакты, задуматься о том, что заикание это дефект его личности, который необходимо устранить.

    Родители начинают замечать, что у подростка постепенно меняется поведение (чаще появляется интроверсия). Сам же молодой человек  начинает чувствовать, что уходит ощущение гармонии жизни, утрачивается возможность проявить свои не редко значительные способности в выбранной ими сфере.
  При целенаправленном опросе родителей было выяснено:
1. что большинство родителей (матерей) не считают заикание дефектом, которое неблагоприятно может сказаться на дальнейшей жизни ребенка:
2. в большинстве случаев в подростковом возрасте родители приводят на лечение своих детей под давлением самих детей, а взрослые, имеющие самостоятельный доход, ищут помощи сами.

Среди таких родителей был проведен анкетный опрос. Один из вопросов звучал следующим образом: «Почему вы своего ребенка не лечили раньше?». Было выяснено:
1) что практически все родители не связывают нарушения речи с последствиями перенесенных осложнений беременности и родов, а чаще всего и не считают, что были какие-либо осложнения во время беременности и родов;
2) многие матери просто не были информированы акушерами и педиатрами об осложнениях во время беременности и родов, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на мозг и как следствие на речевую его функцию;
3) в связи с вышеизложенным практически все родители считали, что заикание ребенка явилось следствием психической травмы (реже физической), даже в тех случаях, когда нарушение речи началось с первых слов, произнесенным ребенком;
4) чаще всего родители считают,  что заикание возникло в связи с «испугом» и роль его  чаще выполняет собака (хотя были виноваты и Дед Мороз и корова).   Следовательно,  родители  предполагали, что «испуг» это не болезнь. Значить его  «лечить» необходимо нетрадиционными методами: водить к «бабке», снимать «сглаз» и т.д. В большинстве случаев даже неэффективность такого «лечения» не  наводила родителей на мысль, что с речевой патологией необходимо обратиться к врачу или логопеду;
5) другая причина, по которой родители не обращались вовремя за помощью,  это неквалифицированная помощь врачей или логопедов, которые обнадеживали родителей, что к школе «все пройдет».  Иногда такие советы давали старшие родственники;
6) встречались и парадоксальные ситуации, когда матери игнорировали заикание у ребенка. Делая вид, что заикания нет. Для того чтобы окружающие не замечали  дефекта ребенка (чаще всего одноклассники и учителя) все свое свободное время родители помогали ребенку готовить уроки, заставляя его вызубривать стихи, тексты,  ответы на вопросы и т.д., одновременно формируя у ребенка «синдром отличника».

      К сожалению, родители не понимают, что с возрастом у «заикающихся отличников», впрочем, как и всех остальных людей, речевая нагрузка возрастает, и часто в общении требуются спонтанные ответы, не выученные заранее т.к. расширяется круг общения человека.

        Заикающимся людям без должного обследования и лечения с каждым годом говорить становится все труднее, т.к. спазм мышц, возникающий в начальной форме заикания, всегда при отсутствии адекватного лечения имеет тенденцию к распространению и постепенно приводит еще и к нарушению ритма речевого дыхания. Если в начале заболевания спазмом охвачены только мышцы губ, то к подростковому возрасту спастическое мышечное напряжение во время разговора захватывает даже мышцы живота. Часто к выпускному классу школы для того, чтобы произнести фразу без запинок, необходимо «спазмировать» все мышцы участвующие в речи, произвести ряд навязчивых движений, которые охватывают лицо, кисти рук, плечи и др.

   У не леченных заикающихся подростков самые большие сложности возникали ранее при сдаче экзаменов в  учебное заведение. С введением ЕГЭ эта ситуация упростилась, но другая осталась. Это приход  в новое сообщество и представление себя в нем. 
    Все кто учился в любом учебном заведении, кроме школы, знает, что первый месяц обучения (а иногда и весь семестр) бывает  психологически самым сложным из-за адаптации совершенно незнакомых людей дуг к другу, вынужденных часов по 6 проводить вместе и взаимодействовать со значительным количеством взрослых (преподавателей, канцелярских работниках и т.д.).

  Нередко бывает,  что заикающиеся, вместо того чтобы  выбрать профессию с наименьшим речевым общением, идут по пути гиперкомпенсации. Особенно часто это  случается при экстравертированном типе личности  и демонстративных чертах характера.  Такие люди  выбирают профессии юриста (адвокаты, судьи), переводчика, учителя и подобные им.

  Такой выбор чаще всего усиливает неврастеническую часть заикания (логоневроз) и речевое взаимодействие с окружающими становится практически невозможным. Учебное заведение   приходится оставить, что приводит к фрустрации и далее по кругу.

    К сожалению, в обществе до сих пор существует понятие, что отличная учеба важнее психического и психологического здоровья ребенка. И часто и родители и медицинские работники не направлены на истинный поиск  причины возникшего заикания.

  При обследовании мозга взрослых заикающихся были обнаружены следующие изменения при помощи  обычной в 2-х проекциях рентгенографии, электорэнцефалограммы, МРТ - это  кальцификация  участка кровоизлияния в результате черепно-мозговой травмы, эпилепсия, аневризмы, кисты, другая патология сосудов.

   Подводя итог, вышеизложенному, хочется отметить, что родителям и медицинским работкам необходимо, с возможно полным вниманием, относится к «внезапно» возникшим запинкам и заиканию в речи ребенка. Даже если  возникшие проблемы с первого взгляда хорошо «связываются» с испугом или чем-то подобным. Такие «испуги» могут быть всего лишь пусковым механизмом (триггером) начала  «дремавшей» болезни.
 
                Владивосток, декабрь 2001 г.


Рецензии