2. 2. Чича. Полонез Огинского

Автор:   Чича



           У Нинки, когда она злилась, краснел кончик курносого носа, а губы белели. Она швырнула шумовку в раковину и перегородила Кузякину вход в кухню:

- Завтракать будешь там, где вчера ужинал - у своей поварихи!

- Нин, ну не начинай, ну какая ещё повариха, сто лет прошло, - Кузякин попятился в прихожую, - Вчера - это всё Агафонов, вечно притащится в конце рабочего дня и давай всех ровнять и строить. Ему хвост накрутят в управе, а он нам потом. Пока всех перекусал – полночь. Ну а там… В общем, зря ты…

- Ах это я зря! Так вот что, Кузякин, разбираться я сейчас не буду, мне на работу пора. Вечером приду и все порешаю окончательно. Так что время обдумать свое последнее слово у тебя есть. Но учти, соврешь – спущу с лестницы.

         На улице моросил мелкий холодный дождь. Голые чёрные ветки тюремными решётками закрывали серое суровое небо. В животе с голодухи урчало и ныло.

          Ткнулся было в пирожковую на углу, но дверь оказалась закрытой, к стеклу косо приклеена бумажка: «Переучет». Что там они могут переучитывать? Бурду для кофе не успели разбавить что ли…

          Тут в витрине появилась кудрявая голова продавщицы Верки. Её мелкие злые глазки перечёркивала надпись «Моспищеторг».

- Василий Иванович, вам как всегда? Я вынесу. У нас сегодня переучёт, так что пирожки вчерашние. Без сдачи есть? Ну или ладно, потом, не ищите.

Кузякин принял бумажный пакет с двумя жареными пирожками с картошкой и одним с капустой. В животе заурчало сильнее.

           В их с Петрищевым комнате было пусто, темно и холодно. Разгильдяйство какое! Уж мог бы этот Петрищев приходить на работу хотя бы одновременно с начальством. Тем более, что его начальство, т.е. Кузякин, опоздало на полтора часа.

            Кузякин нацедил из кулера теплой воды и уселся завтракать. Пирожки были холодными и явно не вчерашними. Скорее всего, прошло-недельными. Хотя не исключено, что и прошло-месячными. Кузякин икнул. Или прошлогодними?

            На третьем пирожке распахнулась дверь, и в комнату ворвался румяный и весёлый, как весенний ветер, Петрищев.

- Здравия желаю, товарищ капитан! О, пирожки? А я сунулся было, а там переучёт.
Кузякин, игнорируя голодный взгляд Петрищева, доел последний пирожок, ощутил замену голода изжогой и грозно воззрился на подчинённого:

- Петрищев, у тебя рабочий день во сколько начинается?

- В девять о клок, товарищ капитан!

- А сейчас вич воч, Петрищев?

- Одиннадцать почти. Только так нельзя говорить, Василий Иванович, надо – what time is it, потому что…

- А ты часом не английский шпион, Петрищев? Быстро, не думая: баквит поридж – что это?

Петрищев выпучил глаза и гаркнул:

- Гречневая каша!

- Вот так и валят вашего брата! Не может этого знать простой полицейский, Петрищев, плохо вас там в Лондонах готовят.

- Так я в иняз поступал, английским с репетитором занимался. Не прошел. А вы откуда про гречневую кашу знаете? Хорошо вас готовят в контрразведках, товарищ капитан, - Петрищев развязно засмеялся.

Кузякин хотел было грозно рыкнуть на подчиненного, но вместо рыка громко икнул и миролюбиво пояснил:

- Да знакомая у меня была – повариха в посольстве. Я этих пориджей и сосиджей наелся у неё до самого... Мда… до сих пор икается. Ладно, Петрищев, к делу. Кто у нас там в обезьяннике, Чича?

- Да, товарищ капитан. Задержан ночью при совершении антиобщественного поведения –распевании в кустах песен и алкогольных напитков. Распивании. С ним был еще дворник Семёныч, но он скрылся из кустов в неизвестном направлении.

- Понятно. Тащи его сюда, Петрищев. Будем поглядеть на этот антиобщественный элемент…

               Чикунов Альберт Измаилович, он же Чича, личность без определенного места жительства, возраста и источника доходов, страдал от похмельного синдрома, бессонной ночи в обезьяннике и отсутствия калорийного завтрака. Галантно раскланявшись перед Кузякиным, он скромно присел на краешек стула и уставился мутными честными глазами на капитана.

- Ну что, Чича, опять на тебя жалоба поступила от жильцов девятиэтажки. Что ж ты вечно таскаешься по нашему району? Ну что тебя все время тянет именно в наши кусты? Ни лавки там, ни стола, ни песочницы? Что у тебя там, клад зарыт?

                Чича поправил замызганный воротничок когда-то клетчатой рубашки и, прикрывая рот ладошкой, доверительно сообщил:

- Там – Рояля.

- Чего? – Кузякин аж привстал и потянулся к Чиче ухом.

- Ро-я-ля  в   ку-с-та-х, - Чича старательно проартикулировал слова.

- Какая еще рояля? Пианино что ли? – Кузякин недоверчиво принюхался.

- Ха - пианина! Рояля в полный рост! Чёрная, в лаке, чешского происхождения - Petrof на крышке, - Чича быстро изобразил грязным пальцем в воздухе золотые вензели, - стало быть, импорт.

- Откуда же чешский рояль в кустах? Да ты не протрезвел, что ли?

Петрищев заржал в своем углу:

- Есть там рояль, товарищ капитан. Сержант Михеев докладывал - в овражке, в кустах между девятиэтажкой и старым особняком валяется. Чича с дворником Семёнычем на этом рояле играли и распивали алкоголь. И песни тоже.

- И откуда же она там, тьфу, он - рояль этот - взялся? А, Чича, откуда?
Чича потупился:

- Так она, Рояля, там, стало быть, давно стоит. Ну а мы к ней давно ходим, - он грустно улыбнулся, – Филармония, прости господи. В другие ж нас не пускають.

- Так… И что же вы там делаете с этой Роялью в кустах? И зачем? – Кузякин грозно воззрился на Чичу. Тот подтащил свой стул поближе к начальственному столу, закинул длинные пегие волосы назад и заговорил томным лирическим тенором: 

- Если бы вы видели её… Она такая… Хоть и потрёпанная, а видно, что – высший класс. Я когда впервые к ножке её привалился, чувствую - тёплая, гладкая, выпуклая. В чёрном атласном чулочке как будто. Гладил её, плакал – как же ТАКАЯ во всем этом дерьме…

          И далее в течение целого часа Чича, печально вздыхая и заламывая костлявые пальцы, рассказывал Кузякину грустную историю о прошлой жизни Рояли. Да так увлекательно расписывал, что капитан как наяву увидел печальный образ дамы в чёрной вуали и атласных чулках - как она жила в старинном особняке среди паркетов, свечей, балов и концертов. Как пылинки с неё сдували, восхищались красотой и голосом. И ходили к ней не какие-то там, а всё образованные, с обхождением. Романсы исполняли о любви, сюиты, полонезы, само собой. А она – трепетала, дрожала, ви…вибрировала. Иногда расстраивалась, если сырость случалась, или дети шалили - собачий вальс играли заместо гамм.  Ну и от этого западало там внутри что-то, слабело. Тогда приходил к ней Мастер. Он всё про неё знал, умел привести в чувство, вернуть, так сказать, исходные данные. Хоть и старик уже был, но она-то помнила его молодым. Любила. Руки его, пальцы, запах канифоли. Только ему она открывала своё естество, только ему позволяла прикасаться к струнам своей души. И всякий раз, прощаясь, Мастер исполнял ей Полонез Огинского. Да… А потом… Потом Мастер перестал приходить. Потом и все другие перестали ходить.  Дети выросли, у них появились новые увлечения – современные, громогласные, бесстыжие. Её уже никто не слушал, задвинули подальше. Потом даже пытались сплавить за умеренное вознаграждение. А потом продали вместе с особняком и старой мебелью. Продали… 

Чича к финалу истории осип и заканчивал хриплым шёпотом:

- Продали… Новые-то хозяева старьё всё выкинули, а её долго не могли вынести – негабаритная, тяжёлая, стало быть. Сговорились с грузчиками из гастронома, вот они ночью её вытащили, да и бросили за девятиэтажкой в кустах. Там низинка, с дороги не видать. Вот так вышвырнули, да и забыли - так завсегда начинается наша беспризорная жисть…

Чича утер рукавом набежавшую слезу и продолжил:

 - Она всё спала сначала, всё грезила о прошлой жизни. А как дождями ливануло, как ухватило морозцем, начала Рояля тосковать сильно. Всё вздыхала, скрипела. А потом крышу ей и вовсе сорвало – местные под домино приспособили. И стала она выть по ночам, как ветер подымался. Да так страшно стонала, не иначе зверь дикий. Будто нечисть какая Полонез Огинского завывает, душу рвет… Такую я её и нашёл – старую, облезлую, покалеченную. У неё и клавиш много выпало, скалилась, как старуха беззубая. Однако я на ей Собачий вальс сбацал, умею со школы ещё…
Хотелось бы Полонез Огинского, но…

               Так что, зря, начальник, ты привлекаешь, мы с Семёнычем очень культурно, очень тихо под этой самой Роялью асам-бля-блею отмечали. Мы теперь к ней завсегда ходим - какая ни на есть, а музыка в ней. Душа… Опять же, знаешь, посмотришь на неё, на себя, на небо со звездями над головой, и начинаешь понимать, что всё это… не главное… Что есть что-то, чего надо ждать! Ждать, чтобы пришёл и сыграл тебе кто-то Полонез Огинского! Понимаешь?   
   
               Чича зашмыгал сизым опухшим носом и низко опустил вихрастую давно немытую голову…

***


                Когда вечером Кузякин пришёл домой, Нинка уже грозно гремела на кухне.

                Не успел он снять куртку, как жена появилась в прихожей с давешней шумовкой в руке. «Шуметь будет», - невесело подумал капитан и стал виновато топтаться вокруг домашних тапочек.

- Ну? Что скажешь? Придумал? Кто у тебя теперь? Правду говори! – Нинка постукивала шумовкой о мокрую ладошку в криминальных ошмётках тёртой свеклы.
Кузякин исподлобья глянул на супругу и неожиданно для себя ляпнул:

- Рояля в кустах, в овраге.

Нинка крякнула и стала быстро наливаться нехорошей разбойничьей кровью.

- Что?! Что ты сказал?!

                Кузякин увернулся от летящей в голову шумовки и выскочил за дверь в одних носках. Через секунду дверь распахнулась и на лестничную площадку вылетела куртка и ботинки Кузякина. Они шлёпнулись у его ног исковерканным неопознанным трупом. Из-за двери раздались рыдания Нинки.

                На улице было темно, холодно и сыро. От порыва ветра заслезились глаза, задрожало, заныло что-то внутри тоскливой позабытой мелодией.

                Капитан добрел до угла дома и повернул к оврагу. Из кустов доносилось невнятное дребезжание.

                Кузякин решительно шагнул на звук в мокрую кустистую чащобу, раздвинул ветви и увидел морду большого чёрного рояля, щербато оскалившего чёрно-белую пасть.  От маленького дымного костра рядом по чёрной лакированной боковине инструмента пробегали золотистые тени. У изящных изогнутых ножек рояля на деревянных ящиках сидели Чича и дворник Семёныч. Чича одним пальцем бил по клавишам, Семёныч подбрасывал в костёр доски от ящиков.

- О, начальник! Да ты проходи, проходи, - Чича гостеприимно развёл руками, - вот, Василий Иванович, убедись, как я и говорил, - Рояля. Хошь, сыграй что-нибудь. Полонез Огинского сможешь? Она ждёт…

               Кузякин подошёл к роялю, погладил влажные матовые клавиши, ощутил даже лёгкий трепет, исходивший изнутри - Рояля действительно вибрировала, чего-то ждала. Наморщив лоб, капитан несколько раз сыграл чижика-пыжика, но больше ничего припомнить не смог.

               - Кузякин! - за спиной с треском раздвинулись кусты и из темноты к роялю выпала Нинка в расхристанном пальто и шляпке набекрень. По её страдальческому лицу катились чёрные от туши слёзы.

- Здравствуйте, проходите пожалуйста, - Чича встал и галантно предложил даме место на ящиках.

Нинка хмыкнула, медленно обошла рояль. Сдёрнув перчатки, протёрла ими золотую надпись Petrof. Ещё раз хмыкнула, отодвинула боком Кузякина и осторожно, сбиваясь и исправляясь, начала играть.

               За спиной оторопевшего Кузякина охнул Чича, с треском рухнул с ящиков дворник Семёныч, заголосила перепуганная ночная птица.

               Нинка играла Полонез Огинского.

               Дождались!..


Рецензии
Хотелось бы сделать несколько замечаний.

Что такое чувство языка?

"У Нинки, когда она злилась, краснел кончик курносого носа, а губы белели."

Слово "курносого" здесь лишнее.

"- Нин, ну не начинай, ну какая ещё повариха, сто лет прошло, - Кузякин попятился в прихожую, - Вчера - это всё Агафонов, вечно притащится в конце рабочего дня и давай всех ровнять и строить. Ему хвост накрутят в управе, а он нам потом. Пока всех перекусал – полночь. Ну а там… В общем, зря ты…"

Знаки препинания расставлены не совсем верно. Просится следующий вариант:
"— Нин, ну не начинай. Ну какая ещё повариха — сто лет прошло! — Кузякин попятился в прихожую. — Вчера… это всё Агафонов. Вечно притащится в конце рабочего дня и давай всех строить. Ему хвост накрутят в управе, а он потом на нас отрывается. Пока всех перекусал — полночь. Ну, а там… В общем, зря ты…"

Вот еще пример:
"Голые чёрные ветки тюремными решётками закрывали серое суровое небо."

Пять прилагательных в одном предложении!

"Голые ветви, словно тюремные решетки, закрывали серое небо." звучит немного мягче.

Пожалуйста, проредите прилагательные! В тексте их слишком много.

Удачи!

Дарси Остин   12.10.2025 19:12     Заявить о нарушении
Дарси, ну где вы ходите?
Спасибо за замечения, обязательно их учту.
Жаль, что на этой разминке вы коснулись только грамматических и стилистических ошибок.

Чича

Шпинель   12.10.2025 20:25   Заявить о нарушении
Почему-то вспомнилось, "где тебя носило?"
Это все, на что я сейчас способна.

Дарси Остин   14.10.2025 21:22   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.