КУДА БИТЬ?
«Сюжет «Тройки» мало понятен сегодняшнему зрителю с первого взгляда и требует разъяснений. Здесь изображены крестьянские дети, отданные в обучение в город к мастеровым. Они используются как дешевая рабочая сила: тащат обледенелую бочку с водой»
И на экране телефона показан увеличенный фрагмент картины: лицо девочки. Ну прямо еврейское лицо. Но этого быть не может! Дети крестьянские. Любое авторитетные социологическое исследование, а особенно последних лет уверенно скажет, что в России бедных евреев не существовало.
Но почему же лицо девочки похоже на еврейское? И тут припоминаю, что не на одной этой картине, среди картин русских художников того времени, я замечал лица, не похожие на русские, славянские.
Дома у нас висела репродукция картины с женщиной в карете. Мама мне, еще несмышленому, объясняла историю создания этой картины. Художник написал ее по памяти. Это очень сложно. Он увидел эту женщину вот так, как и потом запечатлел. В карете. Она смотрела на него, пешего, из карты сверху вниз, и с сознанием своего превосходства, высокого статуса. Но она, сказала мама, - поразила его своей красотой, именно вот этим вызывающим взглядом, таящим превосходство. Потом художник отыскал эту даму. В тогдашней Москве таких карет, наверное, было не так уж много. Позировать она ему отказалась. Много чести. Тогда он написал ее по памяти. И на выставке картина произвела фурор.
Так мне рассказывала мама об известной картине Крамского «Незнакомка». Но я никакой ценности в картине не видел. И никакой красоты в женщине. Хотя бы потому что я, советский мальчик, на картине видел только одно: лицо неславянской национальности. Либо армянку, либо, грузинку, либо еврейку. И никакой красоты в таких лицах найти не мог. Что хорошего русский художник может увидеть в нацменке?
Русские – это старший брат, эталон во всем. И эталон женской красоты. А эта нацменка обнаглела до того, что отказалась позировать знаменитому русскому художнику. По какой причине отказалась, мама не знала. Сказала, что как видно та была из высших слоев общества. И снова вопрос. Как возможно, чтобы среди элиты того общества, с ее гордым своими древними корнями российским дворянством, затесалась нацменка? Да, брали цари себе в жены иностранок. Но ведь из Европы.
Потом я узнал в интернете. Картина написана в 1883 году. Версий, кто эта женщина много. Но любая кандидатура - это особа, связанная с двором. Как минимум фрейлина, княжна. Фрейлина с такой нерусской внешностью? Ко двору должно отбирать по внешности. Опять загадка.
Но ведь ладно бы две картины: «Тройка» и «Незнакомка». Нет галерея женщин на картинах с нерусскими лицами не обрывается. Взять знаменитую картину Валентина Серова «Девочка с песиками». Картина 1887 года. Ну совершенно нерусское лицо у девочки. Но ведь совершенно точно известно, кто на картине.
«Вера Саввична Мамонтова (20 октября 1875 — 27 декабря 1907) — дочь Саввы Ивановича и Елизаветы Григорьевны Мамонтовых.
«Валентин Серов, который часто гостил в имении Абрамцево, предложил девочке позировать. Вера позировала 22-летнему Серову каждый день почти два месяца. Серов подарил картину Елизавете Григорьевне Мамонтовой, матери Веры.»
Так что в правильном происхождении Веры Саввичны сомневаться не приходится. И единственно что могло бы связывать девочку с чем-то нерусским – название имения. Интернет пишет, что «впервые село упоминается в 1494 году как "деревня Обрамова", принадлежащая помещику, чье имя было Обрам.»
В ноябре 1903 года в Москве вышла замуж за камер-юнкера, впоследствии обер-прокурора Синода Александра Самарина.»
Сомнительную личность обер-прокурор Синода в жены бы не взял.
Но вот что интересно, сохранились и фотографии Веры. С фотографий на нас смотрит женщина с совершенно славянским лицом. Так почему же художник придал этому лицу кавказский или семитский налет?
ИИ отвечает.
«На портретах русских художников XIX века женщины изображались в разнообразных образах: от знатных дам и аристократок, таких как графини и княгини, до представительниц простого народа, изображаемых в повседневной жизни
. Известные примеры включают «Неизвестную» И. Крамского, «Девочку с персиками» В. Серова и «Купчиху за чаем» Б. Кустодиева. Такие работы отражали изменения в общественной роли женщин, социальные и культурные тенденции эпохи»
Оба мною упомянутых портрета вошли в обзор ИИ. И только «Купчиха за чаем» - вот это уж настоящая русская женщина. «Их разве слепой не заметит». Перебрал в интернете другие портреты русских живописцев. В основном на картинах женщины славянской внешности. И все же почему же на трех известных картинах такие неславянские лица? Возможно потому что общественном настроении сказались последствия не столь давних военных событий: кавказской войны и туркестанских походов. Россия приросла южными народами. И новый, неславянский тип женской красоты заинтересовал художников. И даже там, где лицо натурщицы было обычным славянским художник добавлял некую восточную экстравагантность.
Интернет пишет:
«Женский портрет был связан с общественной жизнью и мыслью своего времени, воспроизводил как типичность социального статуса модели, так и ее неповторимый душевный склад
«Отечественные художники легко переносили тип итальянской женщины на русскую почву: «...это все еще отголоски “прекрасного далека” … или привезены прямо из Италии … ее жизнь или хотя и нашу жизнь, но в проявлении более романтическом и с другою обстановкою под разными влияниями страны любви и красоты» Романтические тенденции проявились не только в интересе к «итальянской теме», но и в восточных мотивах. «Таким Востоком для России стали Кавказ и Средняя Азия»
Ничего удивительного. Вспомните Гогена с его Таити. Связи метрополий с колониями расширялись. Имело место взаимопроникновение культур. Точно так же происходило и в России. И русских художников увлекала красота восточных женщин. Да так увлекала, что они и своим соотечественницам иногда чуть добавляли восточного шарму.
Но все-таки в огромной галерее женских портретов русских художников того времени несомненно доминируют славянские типажи. Просматриваю портреты. Остановимся на известном портрете того же Серова «Девушка, освещенная солнцем» Моделью Валентину Серову послужила его двоюродная сестра Мария Яковлевна Симонович, с которой художник был очень дружен
Вот это уже не «Неизвестная» с картины Крамского. О ней знает интернет. И если о Симонович мало знают в России, то во Франции о ней и ее семье знают. В юности Симонович, подобно Серову, увлекалась живописью. С начала 1890-х она жила и обучалась искусству во Франции. Стала скульптором. В начале 90-х позапрошлого столетия М. Я. Симонович вышла замуж за политического эмигранта. впоследствии известного во Франции врача-психиатра Соломона Львова и поселилась в Париже. Их сын Андрэ Львов, биолог стал лауреатом Нобелевской премии.
Но вот, что занятно. Мария Симонович из крещеной еврейской семьи. Дочь врача-педиатра Якова Мироновича Симоновича и педагога Аделаиды Семеновны, урожденной Бергман (1844–1933).
Из еврейской семьи? Но с картины на меня смотрит девушка, в которой я бы никак не усмотрел ничего еврейского. По крайней мере такого еврейского, как у нас рисовали карикатуры на безродных космополитов и сионистов.
Путаница какая-то. У Веры Мамонтовой подозрительно восточные черты, а Мария Симонович – ничего подозрительного. А нам все советуют бить не по паспорту, а по морде. Как же тут разобраться?
Свидетельство о публикации №225100801025
Выходит, что тебе можно лица картинных персонажей разглядывать, а как разнос от Тихона получить за твой подход к искусству — то это нельзя. Это не корректно.
"Мил-человек" Колос, как забавны ваши антропометрические изыскания в области русской живописи. Какое глубокое, почти криминалистическое расследование!
Вы, подобно сыщику, из команды Риббентропа, вооружённому штангенциркулем, пытаетесь измерить черепа на портретах вековой давности, выискивая в них «неправильное происхождение». Вы Леонид, додумались на картинах проводить эти измерения. "Ай да Леня.."
Оформляй патент на изобретение! прототип ты сам знаешь.
Ваше открытие, что художник, оказывается, пишет не паспортные данные, а образ, характер и своё видение красоты, — поистине достойно авторучки или клавиатуры!
Вы сетуете, что у Веры Мамонтовой лицо «нерусское», а у Марии Симонович — недостаточно «еврейское» для ваших карикатурных представлений.
Какая же "канитель" живет в Вашей затуманенной голове!
Как же быть, когда жизнь и искусство не желают укладываться в прокрустово ложе ваших представлений о «мордах» и «паспортах»?
Вы точно угодили в просак...
Позвольте любезный писатель-антрополог дать вам совет.
Перестаньте вглядываться в картины с циркулем и подозрениями.
Художник пишет не этнографический атлас, а гимн красоте, будь она смуглой или белокурой, с раскосыми глазами или с курносым носом.
Искусство видит душу, а вы, похоже, ищете лишь анкетные данные. Быть может, стоит бить не по «морде», а по собственному невежеству?
Вот Вам Тихон и ответил на ваш вопрос "Куда бить.."
Судя по статье, опять по пьяне написал.
Леонид Колос! БРОСАЙ ПИТЬ, ВСТАВАЙ НА ЛЫЖИ!!
Тихон Чикамасов 08.10.2025 21:02 Заявить о нарушении