1505. Х. чертовщина. Допрос, как с того гуся спрос

         Без всякого подозрение на худший исход сегодняшнего дня, Васятка через сенцы вошёл в комнату и встал на пороге, не без удивления видя сидевшего у стола хуторского председателя, а рядом с ним станичного милиционера.
             С чувством хорошего настроения и до конца не вникнув в суть произошедших событий, с радостным восторгом выразил своё приветствие.
-Доброго здравия местной власти!
-По какому случаю собрались?
         А когда увидел лежащее на столе своё бывшее ружье в трёх фрагментах, заметно сник, что не могло не ускользнуть от пристального взгляда  Андрея Даниловича.
           В голове Васятки забегали мысли, что те застигнутые врасплох тараканы при ярко вспыхнувшем свете, вот когда пожалеешь, что пошёл на согласие с Пал Андреичем, но вспомнив его былые наставления, собрался с духом и напущенным сожалением произнёс.
-Это надо же было загубить такое ружьё, вот и верь после этого людям.
           Василю не впервой выкручиваться из подобных ситуаций, в таких скользких делишках у него опыта хоть отбавляй, в таком случае важно заболтать своих собеседников, подчинив их своему скоропалительному выводу.
             Подойдя к столу и с наигранным сожалением покачивая головой, рассматривая когда-то принадлежащую ему берданку, с грустью произнёс.
-Да, испоганили ружьё.
-А сколько я из него зайцев и лис подстрелил, ни одного промаха.
-Чудное было ружьецо, да так бездарно загублено.
-Гражданин Харитонов, ты подтверждаешь, что это твоё ружьё?
                спросил станичный милиционер.
- А чего его не признать, как есть было моим, я его из тысячи таких признаю без всякого на то сомнения,
                сказал Васятка переведя свой взгляд с ружья на милиционера,
-и как только рука поднялась загубить такую вещь.
-Если я правильно понял, гражданин Харитонов, это ружьё было передано в другие руки?
-Ну зачем же передано, я не настолько богат, чтоб разбрасываться такими ценными вещами.
-Обменялся по обоюдному согласию с Гаврюшкой Кондратюком, я ему своё ружьё отдал с поломанным прикладом, а он мне за это двух своих гусынь уступил.
-Сейчас сидят на яйцах, на днях ожидаем с моей супругой вылупления гусят.
-Гаврюшка первый мне предложил обмен, так и сказал, слушай Василий Михалыч, зачем тебе ружьё со сломанным прикладом, тебе скоро выдадут новое, а мне отдай это.
-А у меня, говорит, есть знакомый, мастер-оружейник, он новый приклад приладит к твоему ружью.
-И чего мне было отказываться, сам починить ружья не смогу, да и зачем мне сразу два, мне вполне и одного нового хватит.
-А когда у вас произошла эта сделка,
                спросил строгий милиционер.
-Ну как когда, в тот день, когда я ишака с тележкой у него покупал.
-Моя Лидка до этого ходила одолжиться у его жинки мукой, ну как полагается в таких случай бабы меж собой последние сплетни перетирают, а тут Гаврила влез в их разговор и говорит моей жинке, мол не хочет ли твой Васька по дешёвке ишака с тележкой прикупить.
-Глупо было отказываться, коль на это деньги имеются,
                вот тут Василий и понял, что дал большую промашку, уж если упомянул о деньгах, то придётся далее объясняться, чтоб свести концы с концами.
-Я ведь чё, шкуру волка, пару лисьих и заячьи снёс в заготконтору, за это выручил немного денег, а когда выходил, то один станичный казачок с усмешкой сказал мне, эх ты говорит, дурень бестолковый, да за эти шкурки на базаре такие бы деньжищи выручил, а не эти копейки.
-Иди говорит, отдай деньги, а шкурки свои забери, снесёшь их на базар, хорошие деньги за них выручишь.
-Не послушал я его, оно и понятно, забери я шкурку волка, так мне нового ружья не видать, как своего затылка.
- Только этот казачок крепко засел во мне со своим намёком, я ведь грешным делом опосля так и поступил, была у меня в запасе одна очень красивая с переливами лисья шкурка, имел сомнения куда её применить, на шапку или воротник жене, да к тому же  удачно сходил поохотиться.
-Грешно признаваться, но я подался на соблазн, ходил на базар и когда мне за эти шкурки отвалили неимоверные в моём понимании деньги, я вначале подумал, что это какой-то обман, но меня заверили, что деньги настоящие.
-Я ведь тогда и понятия не имел, что прожорливая, ну эта самая, как её там заразу, флянция, ну да инфлянция, обесценила бумажные деньги.
-Но я этого не знал, как и не знал Гаврюшка, вот и расплатился я с ним этими деньгами, купив себе ишака с тележкой считай что даром.
-И телушку стельную также купили с Лидкой  у Петра Мальцева, ещё до его отъезда из хутора.
-Хозяйством своим зажили, ожидаем прибавления гусят и скорого отёла.
-Гляжу на тебя Василий и удивляюсь, прорастает в тебе кулацкий проросток, проявляешь заботы только о себе, а о людях особо не думаешь,
                вмешался в разговор хуторской председатель.
-А с чего это ты меня председатель в кулаки записываешь?
-Василий Харитонов всю свою сознательную жизнь прожил под чужим гнётом.
-Стоило мне чуток приподняться, а ты меня опять хочешь загнать в нищету,
                с обидой в голосе произнёс Васятка.
-Да я только и успел чуток прожить, позволив себе сытно поесть, как в праздник, а ты меня вон куда определяешь.
-Да если хочешь знать  Иван, ты в корне не прав, трудовой человек должен жить при полном удовольствии, а не волочить жалкое существование.
-Не для того царя скинули, чтоб прозябать в нищете, вот потому и строим новую жизнь и пусть хуторяне глядя на меня обретут надежду, что и они в скором времени заживут не хуже меня.
-Пусть товарищ милиционер скажет своё веское слово, прав ли я или же глубоко ошибаюсь?
-Верно рассуждаешь гражданин Василий,
                с одобрением подержал Васятку Андрей Данилыч,
-есть в твоих словах зерно правды, но не для того мы здесь собрались, чтоб устраивать подобие митинга.
-Если ты Василий утверждаешь, что твоё своё ружье выменял у тебя Гаврила Кондратюк, то здесь выходит одна существенная  нестыковочка, как мы выяснили с председателем, этот гражданин уехал ранее того, когда произошёл неприятный случай для Иван Олеговича, в которого пальнули из этого обреза вон через то окошко.
-Из чего следует выход, либо он возвращался в хутор, что мало вероятно, но возможно или же у него здесь в хуторе имеется сообщник?
-Ведь если рассудить трезво, то у Иван Олеговича и Гаврилы Кондратюка не было личностных разногласий, то сам факт мщения сюда не лезет ни каким боком.
-Ну не знаю товарищ милиционер, но имею предположение,
                и Васятка прищурив один глаз и устремив свой взгляд в сторону угла на потолке, выдал вполне разумную версию,
-причиной тому может послужить составленный список по принудительному изъятию зерна, где также числился и Сафрон Кондратюк.
-Ведь его папашка было запротестовал и не пускал к себе во двор красноармейцев из продотряда, за что и получил прикладом винтовки в грудь, отчего скоропостижно скончался.
-А ведь старик был при крепком здоровье, заправлял всем хозяйством исполняя даже самые тяжёлые работы, чем не повод отомстить нашему председателю за его скоропостижную смерть.
-Правильную линию гнёшь Василий, есть в этом малая зацепка,
                с пониманием отметил Васяткино предположение станичный милиционер,
-только видишь ли, как-то всё вышло не серьёзно, вроде как постановочное представление, с намерением обратить внимание или же совершить подлог, подставив конкретного человека. 
-Не вижу логики в действиях, если решившись совершить акт возмездия, то зачем было использовать патрон с мелкой дробью?
-Скажи мне Василий такую вещь, ружьё было отдано Кондратюку в придачу с патронами или же обошлись обычным обменом?
         Вот и подвёл милиционер Васятку под монастырь, как в таком случае выкрутиться отведя от себя тень подозрения, сказать, что отдал все патроны, зачем они ему без ружья, коль обещано ему другое большего калибра.
            А вдруг решаться произвести обыск, а они то родимые лежат один к одному на самом видном месте, вот Ваську и подцепили на крючок, а там пойдёт, поедет, потянется верёвочка и прощай сытная и зажиточная жизнь.
                Думай Василий, вспоминай, чего тебе толковал Пал Андреич, а он тебе плохого не посоветует.
-Нет, патроны я ему не отдавал, они у меня остались, ну да, так и есть, как я об этом запамятовал, когда отдавал берданку, то перед этим сунул патрон в патронник, показать Гаврюшке, что затвор находиться в наилучшем рабочем состоянии.
-А вот это уже кое-чего проясняет в этом запутанном деле, выходит Василий, патрон твой оказался с мелкой дробью, правильно я понимаю?
-Правильней не бывает, товарищ милиционер, это у меня под утку или перелётного гуся приготовлено, можно и по другую мелкую дичь.
-Я ведь в первый свой выход на охоту гуся срезал с одного выстрела, у самой горы, что неподалёку от хуторского брода, у речки, они взлетели и прямо на меня, а чего было не попасть, когда совсем близко.
-Моя Лидка из этого гуся сварила настоящий мясной борщ, за многие годы я позволил себе поесть мяса вволю, да не то чтобы поесть, а пожрать в своё удовольствие.
-А там и уток щёлкал как орехи, кормилица одним словом, а не ружьё.
-А скольких я зайцев подстрелил, уже со счёту сбился, одного прямо у себя на задах ухлопал, пальнул ему меж ушей и готов зайчишка, сам не ожидал, что косой оказался не из пугливых.
-Василий потом расскажешь о своих охотничьих похождениях, как ты нас заверил с Иван Олеговичем, патрон оказался с мелкой дробью?
-Ну так и есть, чего я брехать стану, я ж его перед тем, как вставлять в берданку, по привычке потряс у уха, в точности определив, что там мелкая дробь.
-Так, с этим разобрались, осталось выяснить, сам ли Кондратюк причастен к переделке берданки в обрез или уезжая бросил за ненадобностью?
-Ведь если все факты собрать воедино, а ко всему этому приложить подброшенную анонимку от какого-то доброжелателя, то выходит удручающая картина и этот ваш Гаврила Кондратюк получается полый и коварный злодей.
-Одно меня смущает, почерк анонимки написан рукой того, кто умеет выводить каждую букву, будто всю жизнь просидел в канцелярии, переписывая ответственные бумаги, либо кто-то из бывших, возможно даже учитель грамматики.
-Таковых в вашем хуторе ни когда не было, за исключением бывшего писаря, но писанина вашего Николая Попова,  по сравнению с анонимкой, разнятся, как небо и земля.
-Так кто же этот тайный аноним и можно ли верить его анонимке?
-Василий, а скажи нам на чистоту, куда ты ездил рано по утру и где оставил свою супругу?
-А разве это запрещено, посещать свою больную тётку?
                с заметным удивлением спросил Васятка.
-А свою Лидку я оставил присмотреть за старушкой, завтра с утра поеду за ней.
-Завтра с утра Василий, ко мне в станицу и без всяких опозданий, придёшь для уточнения данных,
             видя заметное смущение у подозреваемого Андрей Олегович добавил,
-ничего с твоей супругой не случиться, съездишь за ней после обеда.
-Тут дела замешаны куда серьёзнее твоей супруги с тёткой.
-Чувствую, тут попахивает грандиозным разоблачением.
-А на сегодня, гражданин Харитонов, ты свободен.
-Можешь отправляться к себе домой, больше задерживать не стану.

              Васятка направляясь в сенцы и надевая на голову головной убор, услышал вслед.
-Василий, уж не наследство ли тётушкино у тебя наклёвывается? 
-Раз вы так поспешно сорвались и уехали вдвоём?
-Не без этого,
                бросил Василь хуторскому председателю, а выйдя во двор, вдохнул полной грудью свежего воздуха, встряхнул полами верхней одежды, будто заиграл на гармошке весёлую мелодию, не без удивления отметив, на сколько он весь вспотел, будто заходил в парную бани.
             Но он ещё больше удивится, когда не обнаружит у ворот своего ишака, как в таком случае было не испугаться, пока его мурыжили в хате хуторского председателя, кто-то свёл его Кондрата вместе с тележкой.
          Василий рысцой от входных дверей пробежался по двору и выскочив через открытую калитку оказался на улице, с вытаращенными глазами глянув в обе стороны, каково было его удивление, когда по другому порядку улицу у двора съехавших Кондратюков стоял его ишак уткнувшись головой в ворота.
        Понятное дело заскучав в ожидании и по старой привычке он вернулся к своему двору.
            С нахлынувшей радостью Васятка поспешил через улицу и подойдя к ишаку, попытался ему объяснить.
-Всё Кондрат, ты здесь больше не живёшь.
-Твои хозяева съехали, а тебя продали мне, так что извиняй и потопали на новое место твоего проживания.
-В следующий раз буду умней и привязывать вожжи за ворота или столб.
              А взяв в руки вожжи и завернув ишака на дорогу, пошёл с боку тележки, погрузившись в размышления, всё ли он верно сказал и правильно ли вёл себя со станичным милиционером?
         Явно у того закрались сомнения не особо веря, чего ему наговорил Васятка, вот он завтра и решил  вторично проверить, собираясь поймать на не соответствии услышанной версии, на то у него такая работа никому не доверять, ибо послушай каждого провинившегося, так с его слов он будет выглядит не винным ангелом.
          С этими тяжкими мыслями в голове отмахнулся от деда Юрки стоявшего у своих ворот и курившего цигарку, желая узнать куда это ездил Васятка, чего нового слышно в других селениях и какие новости привёз.
          Прибыв к своему двору был суровее тёмной тучи, открыл ворота завёл ишака и при всём этом ни проронил ни единого слова, что было довольно странно с точки зрения Злотазана, тайком подглядывая в окошко за действиями Васятки.
          В таком случае им было выдвинуто две версии:
               Василий разругался по дороге со своей супругой, что было не столь удивительно, либо тётушка выдвинув ряд несостоятельных требований отказалась передавать ему своё наследство, что не могло не порадовать лукавого прохиндея, в таком случае ему обеспечена беспечная и сытная жизнь на многие годы.
        Как только приехавший хозяин распряг ишака и направился к входным дверям хаты, изворотливый мошенник шустро забрался на печку и прикинулся спящим.
         Василий отомкнул замок ключом, зашёл через открытую дверь  в сенцы и пройдя через них вошёл в комнату, а увидев на столе стоявшую бутыль с самогоном, не снимая обуви подошел к столу и приложившись к горлышку, выпил оставшийся самогон.
           Занюхав рукавом и держа за горлышко бутыль, что того подстреленного гуся, застыл в задумчивости.
         Пал Андреич с наигранной наивностью отозвался с печки и сладостно зевнул, спросил у вошедшего в хату раздосадованного хозяина.
-Михалыч, это ты вернулся?
-Я Павл Андреич, а кто ж ещё.
-Эти суки завистливые всю душу вымотали.
               Отодвинув край занавески Злотазан проявляя интерес спросил.
-Неужто Михалыч объявились другие родственники?
-Да нет Павл Андреич, я не об них, я о своём хуторском председателе.
-Вот же ненавистная падла, так и эдак подковырнуть пытался.
-Да какое твоё собачье дело до моей тётушки и наследства.
-Чуть не задавился из зависти и ещё станичного милиционера к этому подбивает.
-Поучить меня решил сопля зелёная.
-Ты вначале хлебни горюшка с моего, а тогда и будешь рассуждать с позиции духовного права.
-Постой Михалыч, я не совсем понял на счёт станичного милиционера?
-Он каким боком сюда примазался?
-Да как каким Павл Андреич, тем самым, хуторские пацаны нашли обрез, тот самый из моей берданки, которой ты отпилил ствол и под стругал отломанный кусок приклада.
-Сам же знаешь, пацаны оказались с придурью в голове, да и бабахнули из него у клуба, а Ивашка Кулешов в тот момент был там и по звуку выстрела определился, что в него стрельнули из этого же обреза.
-Доложился в станицу, оттуда прибыл милиционер, нашли этих пацанов, ну а те со страху и выложили всё как есть.
-А тут и я по по хуторской улице еду, ну меня и позвали к себе, да устроили допрос, узнаю ли я свою берданку.
-А ты что Василий?
-А что я, отказываться не стал и говорю им, что так и есть в недавнем времени принадлежала мне.
-Только у меня её выменял Гаврюшка Кондратюк за двух гусынь, собираясь говорит изготовить новый приклад.
-Умно Василий с твоей стороны, очень даже умно, можно сказать прошёлся по лезвию ножа, вначале обнадёжил, а потом поставил перед фактом, что обрез уже не твоих рук дело, а потому к этому случаю не имеешь ни какого отношения.
-Выходит ловко выкрутился.
-Не совсем так Павл Андреич, мне завтра с утра идти к станичному милиционеру, он всё допытывался, кто же написал докладную записку, всё на почерк напирал.
-А это Михалыч очень даже хорошо, есть очередная зацепочка, всё одно не дам покою этому Гавриле и его приспешникам Стёпке с Виталькой, ещё не раз по помнят Пал Андреича, отказавшись уплатить ему выставленную им контрибуцию.
-Попляшут они у меня, как на раскалённых углях, когда их к стенке поставят, а нечего дуриловкой заниматься, отдали долг и поезжайте с чистой совестью.
-Нет же тайком укатили, надеясь, что всё им сойдёт с рук, но не с тем они связались, ещё поплачут горючими слезами.
-Ты вот что Василёк, смело отправляйся в станицу и ничего не бойся, продолжая убедительно говорить тоже самое, что рассказал мне и милиционеру в хате Ивашки Кулешова.
- А на счёт него так скажу тебе Вася, это такая порода властолюбивых людишек, заберётся такой на навозную кучу и поглядывай поверх людских голов представляет себя стоящим на Олимпе, дозволяя себе тем самым повелевать и помыкать людским стадом.
-Такие не потерпят того, кто более одарён, либо преуспел в материальном благополучии, обязательно придержит тех, кто вырывается впереди него,  подведя под этот факт мотивацию первостепенного главенства.
-С такими бесполезно вращаться на равных, да и особо то и не надо, лишний раз поддакни вроде соглашаясь с его мнением, а улучшив момент плюнь ему в спину, это и окажется той самой справедливостью по отношению к нему.
-Ты лучше Васёк подумай, как бы нам с тобой разжиться сиводралом, вон у нас с тобой целая гора еды, а выпить-то и нечего.

                07-08 октябрь 2025г.


Рецензии