Схватка

       Волчья стая двигалась цепочкой по снежной лесной тропе, друг за другом, след в след, сгруппировавшись по всем правилам и законам волчьего семейства при вынужденной миграции, выработанных веками с целью обеспечить максимальную безопасность и сохранение жизни всех особей группы в случае агрессии со стороны хищников другой стаи. Волки куда умнее, чем думают люди. В стае нет места вольностям – только расчет и эффективность. Волков ведет не иерархия, а инстинкт выживания и командная работа.

       Горная тайга, переходящая справа в смешанный лес, не имела снежных наносов, поэтому волки, придерживаясь четкого, но гибкого порядка, выстроились в колонну в следующей очередности. Впереди двигались несколько старых и слабых волков, задающих темп ходьбы и служащие живым щитом в случае внезапной засады. Они все время под надежной защитой пятерых сильных волков в стае, идущих следом за ними, и служащие надежным заслоном для идущих по их следу остальных членов стаи, включая самок с детьми. Молодые волки – это продолжение рода, будущее семейства псовых - поэтому они, вдобавок, под особым вниманием пятерых самых сильных волков из группы, которые идут вслед за уязвимым звеном. Замыкал цепочку особей настоящий вожак стаи – альфа-волк. Его задача следить за тем, чтобы ни один член стаи не отстал, и наблюдение за всеми, кто находится под его опекой. Он ведет стаю сзади - его уверенное и успокаивающее присутствие ощущается всеми.

       Группа из нескольких десятков особей, что довольно много для волчьего семейства, как раз выходила на открытую территорию, окруженную невысокими горными склонами и прилегающую к хвойным деревьям справа. Перемещение стаи было вызвано нехваткой корма и поиском пищи на новых территориях. Вожак и несколько ответственных членов группы очень надеялись на успешную охоту на более крупную добычу, такую как олени или кабаны, что практически недоступно для одиночных волков.

                *     *     *

-      Организованно идут… Как всегда…, - егерь Кружилин толкнул своего напарника Фадеева в плечо, рассматривая волчью стаю в бинокль БПЦ-10x40 с десятикратным увеличением и с прорезиненным покрытием.
-      Так январь… На крупную добычу, видать, нацелились, - ответил тот, поправляя висевший на плече гладкоствольный самозарядный карабин «Сайга-12».
       Экипированные в утепленные костюмы, выполненные из прочных, водонепроницаемых и ветрозащитных тканей с камуфляжной расцветкой, маскирующей егеря в лесу, они стояли на верху склона с левой стороны от направления движения  стаи. Дежурный обход территории уже решено было закончить, но, заметив волков, остановились. Подобные миграции семейства псовых они видели не один раз, но каждый раз зрелище впечатляло и привлекало своим видом.
-      Десятка три, не меньше, - произнес Фадеев, забирая у Кружилина бинокль.
-      Думаю, больше, - добавил тот, передавая оптический прибор напарнику.
       Фадеев, поднеся к глазам зрительную трубу, увидел сорвавшуюся с веток деревьев напуганную чем-то стайку разноцветных соек, огласивших лес истошным звуком.

                *     *     *

       Они появились из-за ближайших деревьев хвойного массива, но для двигающейся цепочкой стаи это уже не было неожиданностью – ответственные особи группы заранее учуяли чужаков по запаховым меткам, оставленных по периметру их территории. Члены вражеского лагеря вышли на безлесную равнину и растянулись по всей длине открытой местности вдоль сосен и елей, готовые в любой момент атаковать противника.

       Волчья стая, представляющая собой единый, четко слаженный механизм, где каждый знает отведенную ему роль, имеет семь рангов ответственности. Воины – команда вожака, находящиеся в двух боевых пятерках сильных волков авангарда и арьергарда, обеспечивают безопасность и пропитание стаи. В случае нападения на защиту встают только они - у остальных членов стаи другие задачи. По большому счёту, в волчьем сообществе особи из разных групп не испытывают агрессии друг к другу, но вот инстинкт территориальной целостности – превыше всего. Здесь нет места добрым и дружеским отношениям.

       Воины ударных звеньев перегруппировались в одно целое, шагнув вперед, перекрыв своими мощными телами доступ к остальным членам стаи, и приняв боевую готовность. Тем временем, матери – взрослые волчицы – задача которых выращивание и воспитание потомства, стали отводить всех слабых в более безопасное место, в то время как воины будут держать оборону. Вожак, как имеющий высший социальный ранг в стае и лишенный права на защиту, отошел в сторону - в моменты опасности он только принимает ответственные решения, а остальные члены стаи выполняют его распоряжения.

       Из воинов арьергарда один выделялся особо – даже чересчур крупный волк, весом под сотню килограммов, высотой до метра и длиной тела более полутора метров, со светло-серой окраской меха с примесью ржаво-охристых тонов. Комок чистых сильных мышц и клыков. Старший воин – бесспорный претендент на роль вожака в случае его гибели или невозможности руководить стаей. Матерый волк, очень силен физически, ловок, обладает молниеносной реакцией и быстротой движений. Зверь ничем не уступал североамериканскому равнинному волку Маккензи. Он угрожающе и с ненавистью глядел на вражескую стаю.
      
       Бойцы обеих стай выстроились рядами друг напротив друга, каждый высматривал, по возможности, равного себе соперника. Какое-то время противные стороны стояли на месте и с оскалом, обнажив клыки,  рычали, создавая звуковую иллюзию угрозы перед будущим сражением. Но, через мгновение, как по команде, волки ринулись навстречу друг другу. Несшегося на него чужака «Маккензи» ловко схватив клыками за горло, начал неистово трясти во все стороны, затем с силой, брызгая слюной, швырнул противника в сторону. В воздухе закружили клочья шерсти, на снег брызнула первая волчья кровь. Поверженный, понимая, что шансов на победу нет, уронил свою голову на землю, смиренно открывая сопернику доступ до яремной вены, как бы говоря – «я проиграл, давай покончим с этим». Однако, победивший отвернулся – тысячи лет непреодолимых сил мешают волку убить того, кто имеет ум смиренно признать свое поражение.  Основной механизм, вложенный в ДНК, останавливает волка-победителя и напоминает ему, что вид важнее, чем устранение соперника. Два волка просто пойдут разными дорогами и жизненный круг продолжится. Старший воин молниеносно прыгнул в гущу сражения, нацелившись на схватку с другим чужаком.

                *     *     *

-      Похоже, территориальная стая не даёт пройти мигрантам, - егерь Фадеев, прижав к глазам бинокль, смотрел на кувыркающиеся по снегу волчьи тела, готовые разорвать друг друга в клочья.
       На вершину склона, где стояли лесники, хорошо доносились звуки яростного рычания, клацанья зубов и визга от причиненной укусами боли. Было заметно, что перемещающиеся члены группы, преобладая в количестве, стали оттеснять здешних волков ближе к деревьям. Но те упорно старались не пропустить дальше непрошенных гостей и снова яростно вступали в схватку.
       В этот момент, как гром среди ясного неба, прозвучал ружейный выстрел. Птицы с криками взлетели с веток деревьев, шумно хлопая крыльями. Фадеев увидел, как один из волков неистово закружился на месте, инстинктивно пытаясь прикусить зубами раненное место - источник боли на своем теле. Кружилин, обойдя напарника сзади, всматривался в вершину примыкающего слева склона, на котором обильно росла карликовая пихта – выстрел был оттуда, но горе-стрелка надежно прикрывала лесная растительность. Судя по звуку выстрела, стреляли из гладкоствольного ружья картечью.
-      Вы там что – рехнулись ?!!  – что есть силы, заорал Кружилин. – Прекратить стрельбу !!!               

       Фадеев, слегка повернувшись, стал рассматривать в бинокль пихтовые заросли в надежде обнаружить засевшего там стрелка. Волки, шокированные прозвучавшим выстрелом, прекратили грызню и с испугом вертели головами по сторонам, пытаясь обнаружить источник угрозы. Почти каждый из них стал издавать подобие лая – они редко выдают этот звук, но используют его для привлечения внимания к чему-то подозрительному или опасному, предупреждая других членов стаи.
       Снова прозвучал ружейный выстрел. Паника среди волков усилилась. Волчицы, отводившие перед схваткой в сторону всех слабых членов стаи, засуетились еще больше, и стали отходить дальше, не теряя из виду всех доверенных им особей. В этот момент годовалый волчонок, скорее всего, перепуганный очередным звуком выстрела, бросился бежать через открытую местность в сторону склона, на котором находились егеря.

-      С ума сошли там ?!!! – еще сильней закричал Кружилин невидимому стрелку. – Не стрелять !!!
       Он снял с плеча карабин и, бросив Фадееву «я туда», побежал по вершине откоса. Напарник кивнул головой и перевел бинокль в сторону волков. Он отчетливо увидел бегущего в его сторону молодого волка, который был сильно напуган, и совершенно не понимал, куда бежит и зачем. В этот момент он был идеальной мишенью для сумасшедшего стрелка, который по абсолютно непонятным причинам открыл стрельбу по диким животным. Егеря, как никто другой, прекрасно знали, что местные органы власти еще не выдавали разрешения для охоты на волков.
       Дальше все происходило как в замешательстве. Фадеев, скорее всего, и сам не смог бы объяснить свой поступок. Он положил свой карабин и бинокль на землю и бросился по склону вниз, навстречу бегущему волчонку. Они уже были в паре метров друг от друга, когда прозвучал третий выстрел. Фадеев буквально прыгнул вперед, падая на землю и прикрывая слева своим телом молодого зверя. Тот, как малое дитя, инстинктивно понимая, что это его единственное спасение, прижался к человеку. В левом предплечье Фадеев почувствовал обжигающую боль – несколько дробин попали в мягкие части тела.  Но егерю было не до боли, когда он увидел, как со стороны леса к нему стремительно несся огромный волк. Метрах в десяти от человека, «Маккензи» остановился, оскалив пасть и издавая тихое рычание. Обладая хорошо развитой умственной деятельностью, что проявляется в умении ориентироваться в обстановке, волчище понял, что от человека не исходит угроза, скорее всего – наоборот, его присутствие будет только в помощь молодому члену стаи. «Маккензи» протяжно зарычал и, резко повернувшись, устремился в обратную сторону, оббегая всё волчье сборище слева, и через мгновение исчез среди деревьев. Волки стояли на месте, наверняка, получив от вожаков решение - прекратить схватку.
 
       Фадеев, с трудом поднявшись на ноги и прижав правой рукой раненное плечо, глянул на вершину склона – стоявший на ней Кружилин медленно опустил карабин. Случайно заметив сложившуюся ситуацию, он взял волка под прицел – рисковать тоже не стоило, предугадать действия зверя порой бывает невозможно. Волчонок продолжал прижиматься к ноге егеря.

       Волк имеет перепончатые лапы, которые помогают удерживать равновесие на скользкой поверхности и улучшают сцепление со снегом и почвой. Скрывшись в лесу, «Маккензи» стремительно рванул наверх, к вершине склона, уверенно огибая стволы хвойных деревьев. Выскочив на возвышенность, зверь, заметив в ближайших зарослях пихты человека, молниеносно прыгнул на обидчика, не дав тому ни малейшего шанса воспользоваться ружьем, и намертво вцепился в горло пострельщика, перерезав ему острыми зубами общую сонную и позвоночные артерии. Потерзав, яростно рыча, еще какое-то время уже обмякшее тело, волчара бросился назад, даже не отреагировав на ружейный выстрел, сделанный в воздух подбегающим к истерзанному телу Кружилиным. Егерь остановился, прицелился в убегающего зверя, но тут же опустил карабин и решительно подошел к лежащему на снегу мужчине. Огромная лужа крови вокруг головы не оставляла никаких шансов, что тот был еще жив.

       Фадеев, поглядывая в сторону Кружилина, пытался отстегнуть левый рукав защитной куртки – он пока не знал точно, что произошло на самом деле на возвышенности, и ждал, когда напарник возвратится назад. Волчонок по-прежнему находился рядом с ним и не предпринимал ни малейшей попытки убежать. Фадеев был немало удивлен, когда снова увидел мчащегося по равнинной местности в его сторону огромного волка с окровавленной мордой. «Маккензи» снова остановился недалеко от егеря, издав при этом какое-то странное завывание. Фадеев еще больше удивился, когда годовалый щенок решительно побежал в его сторону. Поравнявшись со старшим воином стаи, он остановился и посмотрел назад, как бы выражая благодарность своему спасителю. Огромный волк дважды опустил голову к земле, показав свое почтение человеку, затем повернулся и спокойно пошел в направлении стаи. Молодой волк послушно последовал за ним. 

                *     *     *

       Кружилин уже спускался вниз, прихватив попутно бинокль и карабин Фадеева. Уже подойдя к напарнику вплотную, положил охотничьи принадлежности, включая ружье горе-стрелка, на снег и снял у товарища отстегнутый рукав куртки с левой руки.
-      Что там случилось? – спросил его Фадеев.
-      Волк загрыз его насмерть, – ответил Кружилин, отрезая ножом левый рукав водолазки напарника. – До сих пор не могу понять, зачем он стрелял по стае. 
-      Ну, да – теперь уже и не узнаем, – криво ухмыльнулся Фадеев, доставая правой рукой бинокль.
-      Ты тоже хорош! – повысил голос Кружилин, осматривая рану на плече друга, – ты какого черта побежал вниз? Жить надоело?
-      Зачем побежал – я и сам не знаю. Побежал и все, – ответил Фадеев, рассматривая в бинокль волчье сборище.

       Волки кружились на месте, будто ожидая какой-то команды от старших в стае.

-      Врач нужен, - произнес Кружилин, вынимая из чехла, висевшего на поясе, портативную рацию FM Си-Би «Егерь-230», - дробь в мягкой ткани. Да и кого-то из экстренной службы надо вызвать – у нас, как-никак, труп.
-      Вызывай. А территориальные волчары, похоже, отступили в лес, - сказал Фадеев, пристально глядя в бинокль на противоположный край равнины.

       Кружилин промолчал, набирая на панели рации нужный канал для связи с требуемой службой. Фадеев, несмотря на боль в плече, улыбнулся, когда увидел, как стая волков снова растянулась цепочкой, заняв строго определенную очередность, и по команде, поданную вожаком, медленно двинулась в путь по заданному ранее маршруту.

      


08.10.2025


Рецензии