Знаменитые виноделы родоначальники русской рекламы

В России еще с царских времен большую известность имела фамилия   знаменитых купцов, промышленников и помещиков Шустовых. Они же считаются «отцами русской рекламы». Фамилия часто встречается, я сама ношу фамилию моего отца Шустова Ивана Андреевича  и знаю много однофамильцев. Есть фамилии . которые содержат тот же корень, но звучат по другому : Шустиковы, Шустеры, Шустицкие и  т.д.  Общий корень «шуст» указывает на немецкое происхождение таких фамилий. Они связанны со стрелковым оружием и содержат название части шомпола  - металлической детали, предназначенной для очищения  канала  оружейного ствола. В этом процессе используется такая принадлежность как протирка или ёршик, представляющая собой накрученную на шомпол ткань, пропитанную жидкостью, необходимой для  чистки и смазки ствола. Вот этот ёршик и обозначался в немецком языке как  «шуст». В русском языке появилось слово «шустик», соответствующее малому ёршику.  Отсюда большое разнообразие фамилий, связанных с этими двумя словами и отсюда же много претендентов на родство с известной в  России семьей Шустовых. В то же время большинство однофамильцев ничего не знает о знаменитых Шустовых и не интересуется их прошлым и настоящим. Именно поэтому один из моих племянников в шутку говорил, что «Шустовы – это мы, а все остальные – самозванцы». Никаких документов, подтверждающих это высказывание у нас нет, однако, не настаивая на несомненном родстве с теми самыми Шустовыми, я  сочла полезным написать все, что о них знаю из опубликованных источников  и семейных легенд..
             Самые достоверные сведения  об интересущем нас семействе присутствуют в Русской истории В.О.Ключевского в разделе «Внешняя политика и реформы Петра Великого» в подразделе «Увлечения, неудачи, успехи», где написано. что     «в первые годы Северной войны был издан указ: кто станет деньги в землю хоронить, а кто про то доведет и деньги вынет, доносчику из тех денег треть, а остальное на государя. По требованию подлежаших учреждений все торгово – промышленные обыватели обязаны были заявлять свои пожитки, оборотные средства, по которым шла  общественная раскладка налога. Донос тогда служил главным агентом государственного контроля и его очень чтила казна. В селе Дединове на Оке жили братья Шустовы, люди смирные, никаким промыслом не занимавщиеся, жившие в свое удовольствие. Они заявили у себя пожитков  тысячи на две – на три. Но плут – купец в 1704 году донес, что это – богачи, унаследовавшие от дедов огромное богатство, которое истощают пьянством, а не умножают. Из Москвы последовала выемка, которая обнаружила в нежилых палатах двора Шустовых между полов и сводов 4 пуда 13 фунтов червонцев да китайского золота и старых. московских серебряных денег 106 пудов…. Этот капитал и был конфискован за то, что не был объявлен»  (В.О.Ключевский Русская история – Москва: Эксмо, 2007. – С.608).  Открытый выемкой  дедовский клад Шустовых действительно представлял собой огромный капитал, сосредоточенный в руках одной семьи. Эпизод с доносом описан и  А.Н.Толстым в романе «Петр 1», при  этом автор оставил персонажам настоящую  фамилию. Из историографии известно, что еще в начале войны Петр 1 издал первый указ об  изъятии в казну особого налога с частного капитала. На самом деле это означало что у тех , чьи капиталы были довольно большими, забирали всё, а не только то, что было указано как налог. Поэтому большинство людей, не желавших отдавать свой капитал в казну, прятали его и буквально зарывали деньги в землю. Такое положение дел не устраивало Петра и он  издал второй указ, помогающий пополнить казну и открывший дорогу  разного рода доносчикам. Донос был причиной того, что Шустовы потеряли своё богатство, накопленное в семье за счет добычи и продажи соли их отцами и дедами.  В архивных материалах упоминания о солепромышленниках Шустовых встречаются , начиная со второй половины  15 века.  В начале своей деятельности они  происходили из крестьян, но в 17 веке за  заслуги перед отечеством род Шустовых , был переведен в дворянское сословие. Об этом свидетельствует  шестая часть записей в родословной книге Курской губернии.  Получив  дворянство,  Шустовы  получили в пользование  и земельные участки  - поместья, деятельность в  которых у них  не так успешно развивались как в промышленности  и торговле. Тем не менее после утраты прежнего капитала братья по прежнему жили в каменных палатах, построенных в селе Дединово их предками и полученных в наследство вместе с  обширным  садом, где росли плодовые деревья и ягодные кусты. В течение многих лет представители рода Шустовых  занимались виноторговлей и производством наливок, настоек и водок на основе плодов и ягод, выращенных в собственном саду, однако желаемого богатства этот промысел не давал . Возрождение могущества клана Шустовых началось через 100 лет после злосчастной выемки. В 1802 г один из братьев  - Леонтий Архипович Шустов покинул родное село и переехал в Москву где стал служить дьяконом  (по другим сведениям -церковным старостой) в церкви Николая Чудотворца в Кошелях. Возможно это послужило появлению  традиции давать имя Николай старшему  сыну, родившемуся в каждом семействе той или иной ветви  генеалогического дерева Шустовых. Кроме Николаев в каждом поколении рождались Сергеи, Андреи,  Павлы, Михаилы и Борисы Эти имена были популярными в семье и часто на  одной ветви встречались  мальчики с одинаковыми именами, в том числе полные тезки. Чтобы выяснить какое место на этом дереве занимает человек, считающий себя потомком Леонтия Архиповича , нужно знать, хотя бы кому он приходится дедом или прадедом
            Сам Леонтий Архипович сумел получить звание купца 3 гильдии , хотя во всех официальных списках был записан как не торгующий купец.   Собирая различные винодельческие рецепты и  используя знания, полученные в семье за долгие годы , он  накопил  собственный опыт,  создал  и запатентовал большое количество новых рецептов плодово – ягодного вина и водок.   Изобретая и пропагандируя настойки, он обязательно отмечал их лекарственные  свойства. Так настойка с полынью  была рекомендована для лечения болезней желудка , а перцовые настойки помогали при простуде.      Все рецепты были записаны в специальных тетрадях и переданы сыновьям в качестве наследства. Они сосредоточились в руках его старшего сына Николая, который родился , когда отцу был уже 50 лет. В семье Николая Леонтьевича также длительное время не было сына ,рождались только дочери, а наследник мужского пола появился только пятым ребенком. Впоследствии  после смерти Николая Леонтьевича в 1898 г. именно этот Николай Николаевич стал главой семейного торгово – промышленного предприятия, по нынешнему – фирмы, и был им  вплоть до национализации в 1917 г. всех фабрик и заводов, принадлежащих семье . Родные братья Николая Николаевича  Сергей, Павел и Василий Николаевичи активно участвовали в делах фирмы и независимо от дивидендов, как директора ежемесячно получали зарплату в 250 рублей
            Семейное торгово –промышленное товарищество «Шустов и сыновья» было организовано Леонтием Архиповичем совместно со старшим сыном еще в 1863 г.   В состав товарищества входили родные братья Леонтия Архиповича и его сыновья , а президентом стал  Николай Леонтьевич.. В это время Шустовы стали  ориентироваться, в основном,, на выпуск и  продажу водки, которую назвали Шустовской и производили на единственном винокуренном заводике, построенном на последние деньги президента, поскольку, начиная со времен Петра 1 больших денег у семьи не было. Для работы на этом заводике были наняты 3 человека. Предприятие хорошо себя проявило и кроме собственно водки производило разнообразные настойки и крепкие напитки такие как «Зубровка» , «Спотыкач», «Рябина на коньяке» и другие. Вскоре стало ясно, что  алкоголь неизвестного производителя не может обеспечить товариществу достойную прибыль. Братья поняли, что необходима реклама и приступили к ее созданию, назначив ответственными  Николая и Василия. Рекламщики начали с того, что приняли на работу с десяток студентов, которые должны были посещать московские трактиры и вместо Смирновской водки, которая везде продавалась, требовать «лучшую» Шустовскую. Не обнаружив того , о чем они просили, подкупленные  посетители устраивали скандалы и  даже драки, о которых стали писать местные газеты. Работодатели разрешали своим агентам дебоширить и  даже наносить ущерб заведению, но не более чем на 10 рублей. Все расходы, разумеется, шли из кармана товарищества. Газеты подробно рассказывали обо всех таких событиях и  из них покупатели узнавали о новом бренде «лучшего» алкоголя , а владельцы трактиров и ресторанов, оценив все возрастающий спрос на товар Шустовых, стали активно приобретать его для своих заведений.  Предпринятая тактика принесла свои плоды, полученная прибыль позволила приобрести несколько предприятий для производства «Шустовской» и купить ереванский завод по производству коньяка, а правильнее  сказать - бренди с незаконным названием « коньяк». Для рекламы напитка «Коньяк Шустов» был использован тот же подход. Рекламщики приглашали на работу господ – даму с кавалером, которые приходили в ресторан, заказывали дорогую еду,ничего не ели, а сначала просили принести рюмку коньячку «Шустов». Узнав, что в заведении даже не слышали о таком напитке , кавалер делал сначала удивленное, а затем недовольное лицо и просил у дамы прощения за то, что привел ее в этот притон.   Вызывали хозяина заведения, высказывали ему свои претензии и полностью оплатив счет, отбывали с обещанием никогда больше к нему не ходить и друзей своих предупредить, чтобы тоже не ходили. В результате эффективной рекламной компании  , прибыль  существенно возросла, что позволило Шустовым построить винные и водочные фабрики и заводы в Москве,  С.Петербурге и других городах России. Были куплены Одесский и  Кишиневский заводы по производству коньяка  и приобретены необходимые для этого  виноградники в Араратской долине.  К тому  времени филиалы товарищества уже были открыты в Европе (в Варшаве, Лондоне и Париже) , а также  в Америке.  В этих странах рекламная кампания  проводилась по тему же принципу, что и в России. Кроме того Николай Леонтьевич принимал на работу юношей из хороших семей  и за свой счет отравлял их за границу, чтобы  они рекламировали «Коньяк Шустов ».  При этом Шустовский коньяк участвовал во многих зарубежных выставках и имел более 350 медалей за качество алкоголя.  Несмотря на это у виноделов существовали правила , согласно которым коньяком могли называться только напитки, изготовленные из винограда, выращенного во французской провинции – Коньяк, а остальные, даже изготовленные по тому же рецепту напитки должны называться «бренди». Однако приемной комиссии так понравился  напиток Шустова, что он получил главный приз и было принято решение предоставить напитку под брендом «Шустовский» официальное право называться коньяком.
               За четыре года до мировой выставки в 1896 г. семейное торгово – промышленное товарищество   или «Торговый дом Шустовых» , как его часто называли , было преобразовано  в правовое товарищество «Н.Л.Шустов с сыновьями ».  Полное название новой компании звучало так:  «Товарищество коньячного и водочного заводов  и   складов русских виноградных вин Н.Л,Шустов с сыновьями».  После кончины Николая Леонтьевича  в 1889г. главой компании стал его старший сын – Николай Николаевич, а его братья - Сергей, Павел, Василий  составляли своего рода Совет директоров. Шустовы по прежнему придавали большое значение рекламе и не жалели на нее  денег. В это время над Москвой появились дирижабли, по реке Москве плавали катера, по городу  ходили трамваи с рекламой коньяка,  о нем печатались  статьи и стихи в газетах и  даже  упоминалось со сцены в театрах. В конце 19 века считалось, что семейство Шустовых намного опередило по времени другие семьи промышленников и торговцев, в частности Демидовых, Путиловых  и  Морозовых, претендовавших на права самой старой торговой династии России.  Победу в этом соревновании одержали Шустовы , а Николай Леонтьевич был обьявлен первым носителем бренда, представляющего собой изображения колокола или колокольчика и  постоянных подписей к нему, а также  «отцом» российской рекламы, которая позволила ему и его потомкам приобрести мировую славу. Существует рассказ о том, что самый дерзкий рекламный поступок совершил  в 1912г. Н.Н.Шустов, который был тогда главой компании. За огромную взятку он сумел получить приглашение на Пасху в Императорский дворец. Как только в зале появился Император, Николай Николаевич, нарушая все правила дворцового этикета и церемониала  вдруг бросился к нему с подносом на котором стояла рюмка с коньяком. Все присутствующие замерли в ужасе, никто не ожидал такой наглости от  простого гостя  .На секунду замешкался даже сам Николай Второй, потому что выпить с утра большую рюмку алкоголя, не поморщившись, не очень просто,   но царь быстро  сориентировался, попросил подать лимон, чтобы скрыть выражение лица, которое могло возникнуть после того как будет выпит напиток. Затем Николай Второй спокойно взял угощение, выпил его с удовольствием и закусил лимонным ломтиком.  Улыбнувшись, император произнес : «Замечательный коньяк, господа, рекомендую». Лучшей рекламы для Шустовых невозможно было придумать. Не удивительно, что вскоре «Коньяк Шустовых» стал официально поставляться ко двору Его Императорского Величества, а в обществе появилась уверенность, что именно так и нужно пить коньяк, как выпил Николай – с лимоном
                Важным обстоятельством в работе виноделов Шустовых являлась благотворительность. Ещё со времен Северной войны, даже после потери основного клада, они открыли и поддерживали несколько госпиталей , занимавшихся лечением раненых,  уделяли не мало внимания и средств поставкам продовольствия для армии и флота . В мирное время организовывали дома призрения, больницы  и школы для бедных. Во время первой мировой войны, Шустовы за свой счет построили завод по производству средств химической и биологической защиты.
В результате  революции 1917 г. все торгово – промышленные производства Шустовых были национализированы В этом же году умер глава фирмы Николай Николаевич Шустов. Есть сообщения, что он завещал  свой дом богадельне, где должны были содержаться больные старики. Что касается других членов семьи, то достоверно известно, что никто из них не уехал за границу, хотя во многих западных странах существовали  филиалы  фирмы. В настоящее время следы представителей знаменитой семьи потерялись . После революции было не безопасно признавать себя родственником известных богачей, да и вообще  в семьях старались не обсуждать условия жизни дедов и прадедов в императорской России, ограничивались знакомством с родными и близкими, живущими рядом , а при составлении автобиографии  в графе «происхождение» писали, либо из «крестьян»,  либо из «служащих». Именно поэтому послереволюционная судьба  знаменитого семейства практически не исследована, многие документы утрачены и выяснить кто из сегодняшних носителей фамилии относится к потомкам родных, двоюродных или троюродных братьев из клана виноделов Шустовых весьма не просто. Приходится полагаться на семейные рассказы, которые дошли до наших дней существующие публикации  и сведения из интернета с учетом их возможной недостоверности.    Особенно часто бывают противоречивы сведения из интернета Так, например, интернет сообщает: имеются сведения (где ? у кого? )  . что один из Сергеев Николаевичей Шустовых (который из них?) после революции работал в Центросоюзе и ему же приписывается  авторство книги по виноделию. По другим сведениям в 1927 г была издана книга « Виноградные вина, коньяки, водки и минеральные воды», автором назван Павел Николаевич  Шустов. Не понятно это одна  и та же книга с ошибочным авторством или разные книги и разные авторы, что маловероятно. Мой папа говорил, что его дядя Павел был писателем, может быть это и есть настоящий автор? В семье считали, что родные Шустовы  почти все были связаны с семейным делом , являлись исполнительными директорами и истинными владельцами компании, а вот двоюродные и троюродные просто имели  хорошие дивиденды, обучались разным профессиям и  все были хорошо образованными людьми. Среди однофамильцев, а может быть и родственников, известны ученые в разных областях науки, архитекторы, художники, инженеры и военнослужащие. Современных   Шустовых,  у которых эти заметки вызвали интерес и имеются дополнительные сведения о знаменитой семье просим сообщить о них автору.


Рецензии
Шустик!Прелесть, а не статья!Теперь напиши мемуары про маминых предков.

Юрий Хапачев   08.10.2025 16:15     Заявить о нарушении