Как создавался современный мир дизайна?
От шрифтов до мебели – именно так Баухаус создал эстетику современного мира. Школа была основана Вальтером Гропиусом в Веймаре в 1919 году. Баухаус стал свободомыслящим международным движением, мощной силой 20-го века.
В XIX веке архитектура, искусство и дизайн остались в прошлом.
Это была эпоха «Возрождения», когда все было построено или спроектировано в исторических стилях.
И это тоже была эпоха максимализма: в моде были украшения, детали, цвет, орнамент.
Первым бунтом против возрождения был модерн — буквально «новое искусство» по-французски.
Он появился в Бельгии в 1890-х годах и быстро завоевал мир.
Это был новый стиль, не прикованный к прошлому, роскошная эстетика плавных линий и естественных форм.
Но к концу Первой мировой войны модерн исчерпал себя.
На смену ему пришло новое движение: ар-деко.
Исчезли плавные изгибы. Это была эстетика прямых линий, смелых углов и машинной геометрии — футуристическая, декадентская, драматичная, захватывающая.
Но дни ар-деко были сочтены.
Мир менялся: индустриализация, глобализация, рост населения и постоянные новые изобретения... электричество, автомобили, радио, кино, железобетон и многое другое.
Могут ли старые способы дизайна адаптироваться к этому новому миру?
Мы возвращаемся в начало 1900-х годов. Радикальный архитектор по имени Адольф Лоос делает переворот в архитектуре в Вене.
Потому что он проектирует здания без каких-либо украшений: абсолютно чистые и обнаженные.
Он читает лекцию под названием «Орнамент и преступление» и говорит следующее:
«история человечества показывает, как искусство ищет возможности освободиться от профанации посредством отделения от предметов потребления, от ремесленных поделок».
Лоос понял, что новые технологии втягивают мир в эпоху стандартизации.
Когда люди делают вещи вручную, они инстинктивно украшают их — а мы делали буквально все вручную с самого начала цивилизации.
Противоположность стандартизированному.
Но эта традиция соответствовала миру ремесленников , а не миру машин.
Другими словами: дизайн в стиле модерн и ар-деко не подходил для массового производства.
Поэтому Лоос выступал за использование вместо этого чистых и неукрашенных материалов.
Лоос повлиял на поколение других людей, которые, как и он, стремились найти эстетику индустриального мира.
Одним из них был Ле Корбюзье, который впоследствии стал самым влиятельным архитектором 20-го века.
Вальтер Гропиус был лидером новой школы архитектуры, а среди других членов были Людвиг Мис ван дер Роэ и Марсель Брейер.
Их кампус в Дессау, спроектированный Гропиусом и открытый в 1926 году, расскажет вам все.
Их целью было найти эстетику, подходящую для массового производства и стандартизации не только в архитектуре, но и во всех элементах дизайна, от мебели до шрифтов.
Таким образом, они использовали сталь, пластик и доску вместо витражей, бронзы и лиственных пород модерна или деко.
Как сказал Лоос, в чистых поверхностях и без украшений есть красота, и Баухаус доказал это.
Они создавали простые и функциональные предметы из стальных трубок, досок и пластика, будь то стулья, лампы или шахматные наборы.
Сейчас мир наполнен минимализмом, пластиком и хромом... но когда-то это было не так.
Что-то вроде этой дверной ручки, спроектированной Вальтером Гропиусом, выглядит как наша стандартная современная эстетика, но в то время подобные вещи были, как ни странно, революционными.
В 1922 году был проведен международный конкурс на проект башни Трибьюн в Чикаго.
Победителем стал неоготический дизайн Раймонда Худа; знак времени.
Но вам достаточно взглянуть на проекты, представленные Лоосом, Гропиусом и некоторыми другими честолюбивыми модернистами, чтобы понять, что нас ждет впереди.
Первым архитектурным испытанием этого направления стала выставка в Штутгарте в 1927 году.
Ее цель заключалась в том, чтобы показать, что современная архитектура может обеспечить рабочим дешевое, здоровое и качественное жилье.
Гропиус и Брейер вместе с Ле Корбюзье спроектировали для этой выставки дома.
Для нас в 2024 году поместье Вайсенхоф выглядит совершенно обычным — и именно потому, что Баухауз был таким влиятельным.
Но если они были аутсайдерами и радикалами в 1920-е годы, в эпоху доминирования ар-деко и последних отголосков возрождения, как они изменили мир?
Горячей точкой стала Вторая мировая война и рост нацизма.
В 1933 году новый нацистский режим закрыл Баухаус, обвинив его в вырождении и коммунистических взглядах.
Поэтому архитекторы бежали, забрав с собой свои идеи, и в конце концов прибыли в США. Там поселились Гропиус, Мис и Брейер.
После войны миру нужно было как восстановиться, так и приспособиться к растущему населению планеты... но как?
В 1932 году Эйнштейн бежал из нацистской Германии и поселился в США.
В 1946 году его посетил знаменитый архитектор Ле Корбюзье. Он привез Эйнштейну свой знаменитый горячий шоколад, который пил каждое утро. И по его мнению, он создавал у него необыкновенную творческую интуицию, которая помогала ему находить уникальные решения при создании своих архитектурных проектов. После их встречи в Принстонском университете Эйнштейн написал Ле Корбюзье письмо Le Modular.
С тех пор Ле Корбюзье любил цитировать одну строчку из письма Эйнштейна:
«Это диапазон измерений, который делает плохое трудным, а хорошее легким». Сведение сложности к простоте было общей мечтой обоих гениев. И эти открытия давала им Творческая Интуиция. Альберт Эйнштейн назвал ее «священным даром».
Используя бетон, сталь и стекло, абсолютно функциональные и без украшений, мы могли бы строить быстро, дешево и в больших масштабах.
А к 1950-м годам архитектура Баухауса (известная как «международный стиль») завоевала мир.
Трудно представить, насколько захватывающим и футуристическим поначалу должен был казаться этот стиль, выделяющийся среди городов, наполненных скрипящими и загроможденными каменными зданиями старины.
Итак, триумф Баухауза готовился несколько десятилетий, но в конце концов он наступил.
Они почувствовали будущее и создали для него минималистскую, функционалистскую, индустриальную эстетику — эстетику нашего современного мира, будь то посуда или небоскребы.
Даже шрифты были изменены Баухаусом и его идеями минимализма и функционализма.
Хотя шрифты без засечек появились еще в 19 веке, по-настоящему популярными они стали только после Баухауза.
Сам этот шрифт — Sans Serif.
Минималистский дизайн Apple, изобилие плоской мебели, IKEA… все это дети Баухауза.
Адольф Лоос однажды сказал: «Я вышел победителем: я освободил человечество от ненужных украшений».
Вряд ли он мог знать, насколько он был прав. Но не весь минимализм одинаковый.
Дизайнеры Баухауза были мастерами эстетики, и многое из того, что было создано с тех пор,… не так элегантно.
Мир наполнен бездумным, поддельным минимализмом — он кажется дешевым, а не стильным, скучным, а не гладким.
Баухауз возник из максималистского мира и положил начало эпохе минимализма; он успешно нашел эстетику, подходящую для массового производства.
Но теперь мы им насытились, азарт улегся, качество его деградирует... Минимализм исчерпал себя?
Жаждем ли мы сейчас деталей, как люди столетие назад жаждали простоты? Может ли максимализм вернуться? Возможно ли это вообще?
Что ж, маятник моды всегда качается то в одну сторону, то в другую, и каждое поколение реагирует на то, что было раньше... какое будущее у дизайна?
Многие архитектурные элементы прошлого были созданы с учетом функциональности, и это оказалось красотой, потому что красота природы исходит из функциональности. Квадратные углы и зазоры в стенах менее устойчивы, каждый по своим причинам.
Свидетельство о публикации №225100800242
